Динамику жизни задают энергетики

Динамику жизни задают энергетики

22 декабря 1920 года в России был принят государственный план электрификации народного хозяйства, известный как план ГОЭЛРО. В соответствии с ним был простроен Днепрогэс и еще 30 электростанций, позволивших начать индустриализацию. Через 10 лет этот план был выполнен, а 22 декабря стало профессиональным праздником — Днем энергетика. Примечательно, что 22 декабря — это начало астрономической зимы и самый короткий день в году, когда Солнце, совершая свой извечный ход по циферблату неба, озаряет Землю только 8 часов в сутки. И символично, что именно в этот день мы чествуем энергетиков, дарующих нам своим трудом свет, тепло и задающих динамику нашей жизни.
Это обстоятельство послужило поводом для того, чтобы наш корреспондент встретился с председателем правления ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" В.В. Миргородским и задал ему несколько вопросов, по ответам на которые можно судить о работе этого предприятия и перспективах его развития. — Владимир Васильевич, учитывая, что вы возглавляете самое большое в городе электрохозяйство, вас, по флотскому определению, можно назвать флагманским энергетиком Севастополя, но в вашей диспетчерской службе мне сказали, что в городе есть так называемые бесхозные электросети. Разве такое возможно, разве это допустимо?

— Это недопустимо и, тем не менее, случается. Например, завод "Маяк", став банкротом, бросил свою подстанцию и кабельные трассы на произвол судьбы. Мы готовы были взять их на обслуживание, но горсовет воспротивился этому и передал электрохозяйство "Маяка" на баланс коммунальному предприятию "Энергосервис", которое не имеет ни своей производственной базы, ни квалифицированного персонала, ни источников финансирования для качественного обслуживания этих электросетей и способен лишь устранять аварийные повреждения, привлекая при этом оборотные средства, предназначенные для содержания внутридомовых сетей.

В итоге эти наружные и внутридомовые сети находятся в неудовлетворительном состоянии и эксплуатируются с нарушением нормативно-технических требований. К категории бесхозных можно отнести электросети "Золотой балки", Андреевского и Орлиновского сельсоветов и некоторых других предприятий. Кстати сказать, статистика свидетельствует о том, что четверть всех повреждений электролиний и оборудования происходит именно на бесхозных сетях.

Оптимальное решение этой проблемы мы видим в передаче наружных сетей 10-6-0,4 кВ на баланс и обслуживание ОАО "ЭК "Севастопольэнерго". Наша энергокомпания имеет все необходимое для их надежной, безаварийной эксплуатации, но нам ставят условие: выкупите такие электросети и обслуживайте их. Мы бы могли так сделать, но у нас пока нет на это финансовых средств.

— Ссылка на бедность ЭК "Севастопольэнерго" вряд ли будет убедительной для руководителей предприятий жилищно-коммунального комплекса, полагающих, что ваша энергокомпания никогда не испытывала финансовых затруднений.

— Не люблю считать деньги в чужом кармане. Да и те, кто думает, что у нас денег куры не клюют, вряд ли имеют пристрастие к этому. И все же хочу сказать несколько слов о финансово-экономическом состоянии энергокомпании. После приватизации "Севастопольэнерго" наш долг перед "Энергорынком" составлял 63,5 миллиона гривен. Эту сумму к 2006 году нам удалось частично реструктуризировать, а частично погасить. Сейчас своевременно рассчитываемся с "Энергорынком" за покупную электроэнергию, но это достигается предельным напряжением сил всего трудового коллектива, а также привлечением заемных средств. Естественно, что это негативно сказывается на нашей прибыли.

Кроме того, НКРЭ, несмотря на инфляционные процессы в стране, часть наших неизбежных производственных затрат не индексирует, поэтому мы постоянно берем кредиты. Сейчас их сумма составляет 5 миллионов гривен. Кроме того, только в этом году рост стоимости товарной продукции составил 14,4 процента. В том числе рост стоимости товарной продукции населению составил 4,6 процента.

На сегодняшний день нам удалось поднять процент оплаты абонентами потребленной электроэнергии до 98,9 процента. Для коммунальных предприятий такой показатель явился бы пределом мечтаний, но надо учесть, что у наших абонентов перед нами 31 миллион гривен старых долгов и что число потребителей, несвоевременно оплачивающих потребленную электроэнергию, выросло более чем на тысячу человек.

— Как же в таком случае по итогам 11 месяцев этого года вам удалось увеличить сбор финансовых средств?

— Во-первых, активно велась замена однофазных индукционных электросчетчиков на электронные высокого класса точности, которые исключают возможность несанкционированного отбора электроэнергии. За 11 месяцев мы установили 16 тысяч новых контрольных приборов.

Во-вторых, нам пришлось увеличить число отключений абонентов за различные нарушения ими правил пользования электроэнергией. Хотел бы подчеркнуть, что мы не спонтанно и с нелегким сердцем принимаем решение по отключению. Объективно мы не заинтересованы в этом, поскольку на некоторое время теряем потребителя. Однако надо признать, что эта непопулярная в народе мера способствует повышению платежной дисциплины потребителей.

— Владимир Васильевич, в ноябре прошлого года в "Славе Севастополя" была опубликована информация о том, что из-за похолодания и плохого отопления жилых квартир и офисов в городе значительно возросла нагрузка на электросети. В связи с этим в ЭК "Севастопольэнерго" из Крымской генерирующей системы пришла телефонограмма с требованием не превышать предельно допустимое задание по мощности и не потреблять электроэнергии больше установленного Севастополю лимита. Тогда вы проинформировали читателей нашей газеты о том, что сверхлимитное потребление электроэнергии за счет использования бытовых отопительных приборов может привести к веерным отключениям электроэнергии и даже к повреждению трансформатора на подстанции "Севастополь". Повторение этого возможно?

— Тогда город, так сказать, "сел на розетку по двум причинам. Прежде всего это произошло из-за поставки в Севастополь природного газа такого низкого давления, что котельные не могли вырабатывать теплоноситель необходимой температуры" и для обогрева квартир и служебных помещений стали включаться электрообогреватели. "Сядет" ли город "на розетку" в эту зиму, предрекать не берусь, но в любом случае надо помнить, что внутридомовые сети не предназначены для подключения к ним приборов для обогрева. Об этом должны знать все потребители электроэнергии.

— Если уж мы коснулись проблемы комфортности проживания при наступлении холодов, то скажите, что в этом отношении для ее решения сделала ЭК "Севастопольэнерго"?

— В соответствии с приказом по энергокомпании, изданным 4 января 2010 года, нами были выполнены плановые и текущие ремонты оборудования и электросетей на сумму 6,8 миллиона гривен. Произведен капремонт силовых трансформаторов; с целью повышения надежности электроснабжения реконструирована сеть 110 кВ в Камышовой бухте, электросеть 0,4 кВ в Балаклаве; заменено более 272 опор, расчищены трассы линий электропередачи в районе Максимовой дачи, Черноречья, Алсу, Орлиного и Хмельницкого. По результатам проверки энергокомпании к работе в условиях низкой температуры еще в начале ноября комиссией был составлен акт готовности.

Комментируя вопросы нашей финансовой состоятельности, скажу, что ежегодно мы составляем инвестиционную программу. Ее утверждает НКРЭ, и она обязательна к исполнению и направлена прежде всего на реконструкцию и модернизацию электросетей и оборудования. На подстанциях в этом году установлено оборудование нового поколения, обеспечивающее более высокую надежность и управляемость электросетями. На подстанции N 15 смонтирована аппаратура управления и автоматики, позволяющая подключать вновь строящиеся объекты по сети 6 кВ. А на подстанции N 1 в районе улицы Брестской в распределительном устройстве произведена замена масляных выключателей на вакуумные, которые производит севастопольское предприятие "Таврида Электрик Украина". Эти выключатели обладают высокой степенью надежности и долговечностью. Кроме того, мы пополнили технологический транспорт автомастерской, автовышкой и лабораторией поиска повреждений на кабелях 6-10 кВ. Перечисление мероприятий по инвестиционной программе я мог бы продолжить, но ограничусь тем, что в этом году на ее реализацию выделено 26 миллионов гривен, которые в декабре почти полностью реализованы.

— Владимир Васильевич, в связи с начавшейся административной реформой хотелось бы узнать, как она повлияет на штатную численность вашей энергокомпании.

— Мы свою штатную численность оптимизировали еще в 2006 году, когда сократили ее на 100 человек. Это было продиктовано необходимостью повышения средней зарплаты с целью приостановления текучести кадров. Такая задача была решена. С тех пор наша штатная численность не менялась даже в разгар мирового финансового кризиса. Нам даже удалось сохранить полный социальный пакет. Чтобы закрепить работников, мы постоянно занимаемся повышением их квалификации и переподготовкой кадров в учебных заведениях, за молодыми специалистами закрепили опытных наставников. Все эти меры имеют целью постоянную модернизацию электросетей и бесперебойное обеспечение жизнедеятельности города. Свидетельством того, что энергетики эту задачу успешно решают, является присвоение ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" сертификата качества европейского стандарта.

Другие статьи этого номера