Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 17o

Морской праздник в Севастополе, или Встреча эскадры

"Морской праздник в Севастополе" Н. Кукольника — самая ранняя пьеса, посвященная Черноморскому флоту и Севастополю. …Несколько лет назад, читая эпопею С.Н. Сергеева-Ценского "Севастопольская страда", наткнулась на следующую фразу: "В театре… все пересмотрели пьесу Нестора...

"Морской праздник в Севастополе" Н. Кукольника — самая ранняя пьеса, посвященная Черноморскому флоту и Севастополю.
…Несколько лет назад, читая эпопею С.Н. Сергеева-Ценского "Севастопольская страда", наткнулась на следующую фразу: "В театре… все пересмотрели пьесу Нестора Кукольника "Морской праздник в Севастополе, или Синопский бой", в Морском собрании они видели картину молодого художника-мариниста Айвазовского, имевшую темой тот же подвиг Черноморского флота…"
В отчетах Морской библиотеки, опубликованных на страницах "Морского сборника", имеются сведения о том, что одна из картин Айвазовского, посвященная Синопскому сражению, была подарена художником Севастопольской Морской библиотеке. Тогда подумалось: может быть, в фондах библиотеки хранится и пьеса Нестора Кукольника, о которой упоминает в своей эпопее С.Н. Сергеев-Ценский? …Представьте мою радость, когда это произведение действительно было обнаружено в нашем редком фонде. Пьеса издана под следующим названием: "Морской праздник в Севастополе". Драматическое произведение в пяти картинах. Соч. Н. Кукольника. С.-Петербург. Печатано в типографии И. Фишона. 1854 г. Посвящено памяти Михаила Петровича Лазарева" .
Прошло время. И вот с помощью Интернета, позволившего отыскать материалы о Н. Кукольнике и его пьесе в периодических изданиях второй половины XIX века, удалось собрать интересную информацию, которой претворяю данную публикацию…

"Морской праздник в Севастополе" известного писателя Нестора Кукольника — это, предположительно, единственное драматическое произведение XIX века, в основу которого положено знаменательное событие: встреча в Севастополе эскадры Нахимова после её блистательной победы в Синопском сражении 22 ноября (8 декабря) 1853 года. Оно было написано сразу же после известия о победе Черноморской эскадры в Синопском сражении. Пьеса была поставлена на сцене Севастопольского театра. Случилось это приблизительно в конце 1853 года. Более точной даты постановки пьесы установить не удалось, равно, как и не удалось выявить имен артистов, игравших в этой драме. Это дело дальнейших изысканий.

…Известие о победе в Синопском сражении всколыхнуло всю Россию. Имя Нахимова сразу вошло в список блистательных русских имен наряду с Суворовым и Кутузовым. По случаю победы в Севастополь приходили бесчисленные поздравления и приветствия, тысячи патриотических стихотворений наводнили редакции всех тогда издававшихся журналов и газет.

О том, как Севастополь встречал своих героев, пишет очевидец и участник этого события: "Утром нас уведомляют, что эскадра наша видна, держащая курс на Севастополь. Все население при этом известии устремляется к пристани, садится на шлюпки или располагается у берега. Все пароходы высылаются для буксировки, и вскоре эскадра входит на рейд с Нахимовым во главе. Корабли носят еще свежие следы выдержанного боя, у некоторых недостает стенег, у других — рей, и на всех виднелись ядерные пробоины, которые не успели заделать. В это время народ на берегу кричит "ура" и кидает вверх шапки, команды со всех стоявших на рейде судов взбегают на ванты и реи и оглашают воздух криками, на которые отвечают восторженно команды с победоносной эскадры. Как только эскадра стала на якорь, она тотчас окружена массой шлюпок с офицерами и женщинами, торопящимися приветствовать и поздравить отцов, мужей, братьев и сыновей" (источник — "Русский архив", 1905 г.).

Чем же жили севастопольцы накануне встречи и как встречали нахимовскую эскадру — об этом и идет речь в пьесе Н. Кукольника. Вот краткое содержание пьесы. Действие происходит в Севастополе в ноябре 1853 года. Картина первая разворачивается в стенах Севастопольской Морской библиотеки. За журнальными столиками сидят флотские офицеры: юный мичман, еще не участвовавший ни в одном боевом походе, боевые офицеры — командиры кораблей, они только что вернулись с крейсерства. В руках — книги по истории военного флота, офицеры читают вслух и оживленно комментируют их. Между ними идет диалог о петровских временах, о подвигах и победах при Чесме и Наварине, они вспоминают адмиралов Лазарева, Сенявина, Невельского, Корнилова — словом, как говорит один из героев пьесы, "полный сердечный красноречивый курс истории нашего флота, которую каждый моряк знает наизусть, и чувство морской или русской чести всегда с нами, всегда в нас, без слов и со словами!" В библиотеке их застает весть, "что на Синопском рейде турки завелись". Офицеры спешно уходят…

Дальнейшее действие переносится в дом одного из ветеранов Наваринского сражения, куда по случаю его дня рождения собрались гости — флотские и штатские, с женами и дочерьми. И опять речь идет о победах Черноморского флота и о вдохновителе этих побед — адмирале Лазареве. На сцену стремительно входят два офицера. Они только что сошли с кораблей нахимовской эскадры, участвовавшей в Синопском сражении. Вдохновенно, горячо, азартно, под радостные возгласы присутствующих офицеры рассказывают, как шло сражение. И последняя картина. На Графской пристани — радостно возбужденная толпа людей, люди и на крышах, и на балконах ближайших домов. На рейде — корабли, убранные разноцветными флагами. Корабль "Великий князь Константин" входит на всех парусах при пушечной пальбе. Гром музыки, играющей на кораблях, всеобщее ликование… Герои пьесы также находятся в толпе, они оживленными репликами комментируют происходящее. Действие заканчивается гимном в честь русского флота.

Пьеса Н. Кукольника была поставлена в столичных театрах. И имела огромный успех! Спектакли проходили под аплодисменты публики, которые при упоминании о победах российского флота, о создателе Черноморского флота адмирале Лазареве переходили в бурные овации. В известном журнале XIX века "Отечественные записки" на пьесу Н. Кукольника приводятся такие хвалебные рецензии: "…Нестор Васильевич Кукольник достиг высшей точки своей драматической славы. Каждое утро — страшная давка у кассы Александринского театра: взбираются на плечи, пролезают между ног, рвут билеты из рук один у другого…" И далее: "… Мы любим говорить о подвигах наших войск, потому что ими услаждается это чувство (любви к Отечеству и народной гордости. — Авт.). И вот причина, почему драматическое представление Н. Кукольника "Морской праздник в Севастополе", представление, доставившее нам случай еще раз вспомнить славное Синопское дело, имело такой колоссальный успех. Пьеса эта, игранная первый раз 6 января, после того повторялась до сего дня, 26 января, 16 раз кряду, и каждое представление, театр был полон донельзя… Зала и сцена сливаются как в одно целое во время представления, актеры говорят то, что думают зрители. Весь цвет петербургской публики собрался в Александринском театре 6 января, когда в первый раз давали эту пьесу, и театральная зала, наполненная блестящими мундирами и разряженными дамами, представляла собой что-то особенно торжественное. Громкие аплодисменты и крики ура (вместо браво) повторялись при каждом слове, при каждом намеке на нынешние военные события, а когда в последней картине на сцене, представляющей берег Севастополя, собравшийся народ запел гимн в честь русского флота, все зрители приподнялись со своих мест и "ура" в зале вторило "ура", раздававшемуся в конце песни на сцене. Занавес опустился, но публика требовала народного гимна, и оркестр заиграл "Боже, царя храни!". Н. Кукольник был вызван несколько раз и в середине, и в конце пьесы.

Говоря о "Морском празднике", нельзя не упомянуть о написанных для него новых декорациях, из которых особенно хороши две (в 3-й и 5-й картинах), сделанные гг. Шастовым и Вагнром. Первая представляет вид Синопского рейда с горящими на нем турецкими кораблями, а вторая — берег Севастополя, за которым на море виднеется возвратившаяся из Синопа русская эскадра; последняя декорация производит эффект поразительный…" (источник — "Отечественные записки", 1854 г.).

О том, что драматическое произведение Н. Кукольника стало явлением в театральной жизни России, говорит такой любопытный факт, что сама пьеса, в свою очередь, стала материалом для создания нового сценария. В фондах Севастопольской Морской библиотеки хранится издание, вышедшее в Санкт-Петербурге в 1854 году: "Русское чувство: драматическая фантазия по поводу репетиции на петербургской сцене представления "Морской праздник в Севастополе".

"Действия в этой пьесе предполагаются между артистами, собравшимися для репетиции пьесы "Морской праздник в Севастополе", — пишет автор в предисловии, — и это дает возможность написать пьесу в том же патриотическом роде и также посвященную Синопскому сражению для прославления торжества русского оружия".

…Пьеса поставлена не была, печаталась она в типографии Императорской академии наук, похоже, единственный раз и малым тиражом. Попытки найти издание в электронных каталогах известных российских библиотек не увенчались успехом… Вот такой своего рода раритет хранится в редком фонде Севастопольской Морской библиотеки.

Ради справедливости следует сказать, что не все писатели и критики были единодушны в оценке как пьесы "Морской праздник в Севастополе", так и других драматических произведений Н. Кукольника. Его обвиняли в том, что тексты изобилуют патетическими монологами, риторикой, обильными метафорами и не отличаются никакими выдающимися достоинствами ни в литературном, ни в историческом отношении. Сегодня, думается, такая оценка слишком строга. Пафос произведения вполне соответствует знаменательному событию, не преувеличенными кажутся гордость героев пьесы — морских офицеров — за славную историю русского флота, их желание служить на флоте. Импонирует и патриотическое звучание пьесы. В заключение — некоторые биографические сведения о Несторе Кукольнике. Кукольник Нестор Васильевич, поэт и драматург, родился 8 сентября 1809 года в Петербурге. Первоначальное воспитание и образование получил в Нежине, в гимназии высших наук, директором которой был его отец. Будущий писатель блестяще прошел гимназический курс, вышел из гимназии развитым, начитанным юношей, хорошо знавшим новые языки, историю, литературу… По окончании гимназии он около двух лет жил в Вильно, был преподавателем российской словесности в тамошней гимназии и успел зарекомендовать себя отличным педагогом. В 1831 г. Кукольник едет в Петербург: он везет с собой драму "Торквато Тассо", начатую еще в Нежине, и отдает пьесу в печать. Звучные стихи драмы, в которых "чувствовался свежий и несомненный талант", имели громадный успех и сразу создали ему славу поэта. В следующем году Н. Кукольник выпускает драматическую фантазию "Джакобо Санназар", а затем и знаменитую драму "Рука Всевышнего Отечество спасла". Последняя пьеса имела оглушительный успех, окружила имя Кукольника ореолом страстного поэта-патриота. И с этого времени до 60-х годов без пьес Кукольника нельзя было представить себе тогдашний российский театр.

В конце 30-х — начале 40-х годов петербургская квартира Кукольника становится местом многолюдных собраний литераторов, журналистов, художников и актеров. Кукольник "братается" с Михаилом Глинкой и Карлом Брюлловым, к ним присоединяется побратим Кукольника по Вильно — Тарас Шевченко. Вокруг этой троицы, которая в глазах современников представляла союз трех муз (живопись, музыка и поэзия), сгруппировался кружок. Это был первый кружок в России, объединивший представителей разных видов искусств.

Н. Кукольник был музыкально одарён, прекрасно разбирался в живописи. Он был первым, отметившим талант гениального И. Айвазовского. Нестор Васильевич принимал участие в создании либретто опер М. Глинки.. И наоборот, в 1840 году М. Глинкой был закончен цикл романсов под названием "Прощания с Петербургом" на стихи Кукольника. В том же году Глинка написал музыку для драмы Кукольника "Князь Холмский".

В начале 40-х годов творческая деятельность Н. Кукольника приобретает невиданный размах. Белинский, критически относившийся к его творчеству, вынужден был признать, что Н. Кукольник один пишет в год больше, чем все литераторы вместе взятые. За период с 1840-го по 1846 год он написал и напечатал несколько десятков повестей, рассказов и семь больших романов. Н. Кукольник предпринимает издание дорогих по тому времени художественных журналов "Художественная газета" "Дагерротип", "Картины русской живописи" ("Иллюстрация"), принимает участие во многих крупных журналах, газетах и альманахах своего времени ("Сын Отечества", "Библиотека для чтения", "Русский вестник", "Русское слово", "Русский инвалид", "Биржевые ведомости").

В 1843 году Н. Кукольник поступает в канцелярию военного министра, и на целых 10 лет его жизнь становится связанной со сплошными инспекционными командировками по южным губерниям России: Ставрополь, Тифлис, Владикавказ, Мариуполь, Бердянск, Мелитополь, Житомир, Феодосия, Астрахань, Одесса, Ростов-на-Дону, Керчь, Новочеркасск, Таганрог, Севастополь — вот неполный перечень городов, где он побывал.

Военные действия на юге, развернувшиеся в 50-е годы, свидетелем которых стал Н. Кукольник, не могли не произвести на него впечатления, и он откликается на них целым рядом произведений, из которых наибольший успех выпал на долю его драмы "Морской праздник в Севастополе". Крымская война застаёт Нестора Васильевича в Новочеркасске. Ему поручено заниматься снабжением действующей армии. За участие в Крымской кампании Н. Кукольник получает медаль "В память войны 1853-1856 гг."

…Продолжительная служба стала утомительной для пятидесятилетнего Н. Кукольника: он хлопочет об отпуске за границу и, пробыв там несколько месяцев, возвращается в Петербург, чтобы подать прошение об отставке. Переселившись в Таганрог, Н. Кукольник избирается в гласные городской думы и немало трудится на пользу города. Изредка напоминает о себе как о литераторе; "но… он пережил свою литературную славу… Не успело пройти 20 лет литературной деятельности Кукольника, как ему пришлось убедиться в охлаждении к нему публики… Новые веяния в нашем обществе, нарождение новых идей, которых Кукольник едва ли был сторонником, наконец, появление в нашей литературе плеяды талантливейших писателей — все это отодвинуло произведения Кукольника в область забвения", — так заканчивается статья о Несторе Кукольнике, опубликованная в Русском биографическом словаре (1896-1918 гг.).

С. КАРПОВА.

P.S.: С пьесой Н. Кукольника "Морской праздник в Севастополе" можно ознакомиться в читальном зале Севастопольской Морской библиотеки.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ