За 11 месяцев текущего года органами прокуратуры Севастополя рассмотрено почти девять тысяч письменных обращений граждан, что на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В среднем каждое четвертое обращение, жалоба или заявление (27%), поступившие в органы прокуратуры города, были направлены в иные ведомства для непосредственного их разрешения, а районными прокуратурами — и того больше: по Ленинскому и Нахимовскому — каждая вторая (44,4%), Гагаринскому и Балаклавскому — каждая третья (27%). Подобное положение было и в предыдущие годы.
В чем же дело? Почему столь значительное количество жалоб не рассматривается в прокуратуре, а пересылается в другие организации?Дело в том, что рассмотрение далеко не всех вопросов, изложенных в поступающих в прокуратуру жалобах граждан, отнесено к компетенции прокуратуры. Ведь если у человека болит нога, он не идет на приём к глазному врачу. Хотя понятно, что нужно обращаться к врачу. А вот какой врач поможет в данной ситуации, это уже зависит от его специализации. Подобная картина и в данном случае. Прокуратура действительно является правоохранительным органом, но она наделена своими специфическими функциями, в рамках которых и обязана работать.
В соответствии со ст.121 Конституции Украины на прокуратуру возлагается: поддержание государственного обвинения в суде; представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом (например, если гражданин по состоянию здоровья или иным уважительным причинам не может защитить свои права; надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие; надзор за соблюдение законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Исходя из этого, прокуратура не вправе решать какие-либо споры, как это делают суды; она не дает юридические консультации, что входит в обязанность адвоката и юрисконсульта. Тем более, прокуратура не может вмешиваться в судебную деятельность и не осуществляет надзор за деятельностью судов.
Прокурор, действительно, принимает участие в судебном процессе в качестве государственного обвинителя, но при этом не вправе повлиять на окончательное решение суда или судьи, а лишь способствует выяснению фактических обстоятельств дела. В некоторых случаях прокурор может выступать в качестве защитника интересов граждан или государства. Например, если речь идёт о защите прав несовершеннолетних. Если слушаются вопросы о лишении родительских прав, прокурор обязан выступить в судебном заседании в качестве защитника законных прав и интересов ребёнка.
Прокуратура может представлять интересы предприятий в случае, если в заявлениях есть основания для защиты государственных интересов. Однако и в этих случаях, до вынесения судом окончательного решения и вступления его в законную силу, прокурор не вправе влиять на судей, поскольку судьи независимы и подчиняются только закону.
Однако если вступившее в законную силу судебное решение или приговор не соответствуют закону или вынесены без учета всех обстоятельств дела, тогда гражданин может обратиться в прокуратуру. Прокурор истребует из суда дело, тщательно изучит все имеющиеся в деле материалы и при наличии оснований внесёт свою жалобу в надзорном порядке или представление на это решение, восстанавливая тем самым законные права граждан.
Безусловно, прокуратура имеет довольно обширные права и обязанности. Прокуроры ведут дела о неправомерных действиях следователей милиции, в т.ч. налоговой, и самой прокуратуры, службы безопасности, если они нарушат права человека, например, незаконным возбуждением уголовного дела, применением недозволенных методов ведения следствия, использованием физических методов воздействия на подозреваемых в совершении преступлений, другими противоправными действиями, а также в связи с ущемлением прав заключенных, лиц, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы и т.д., прокурор вносит документы прокурорского реагирования.
В ходе рассмотрения поступивших в прокуратуру обращений иногда выясняется, что часть из них не соответствует требованиям ст. ст. 5, 7 Закона Украины "Об обращениях граждан", а именно: из текста отдельных жалоб невозможно определить суть поставленных вопросов или обращения не содержат данных, необходимых для принятия обоснованных решений; некоторые заявления написаны неразборчивым почерком; граждане порой присылают некачественно сделанные ксерокопии, которые невозможно прочитать; отдельные авторы забывают указать свой адрес, фамилию, имя, отчество, не подписывают заявления. Такие обращения рассмотрению не подлежат. Как и ранее, в текущем году нами возвращалось без рассмотрения достаточно много подобных обращений, а также писем, написанных "вольным" стилем, и даже с использованием грубых выражений.
И если ваша проблема не находится в юрисдикции именно прокуратуры, писать туда или идти на приём не имеет никакого смысла. Вы только потеряете время, пропустив необходимый срок для обращения в другой правоохранительный орган или в суд, и не сможете восстановить должным образом ваши права. Например, если в течение месяца после того, как работодатель незаконно уволил вас с работы, но вы не обратились в суд, а добиваетесь "правды" в прокуратуре, восстановить вас на работе будет уже невозможно.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Украины "Об обращениях граждан" не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое рассмотрено по сути. Работники прокуратуры и в дальнейшем будут строго руководствоваться этим положением.
Прокуратура всегда стояла на страже законности, осуществляла и продолжает осуществлять надзор за исполнением законов, в том числе, и при работе с обращениями граждан на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности путем проведения соответствующих проверок. Адреса таких проверок, зачастую, указываются в обращениях граждан в прокуратуру.
В этом году, например, в порядке исполнения требований ст.29 Закона Украины "Об обращениях граждан" работниками прокуратуры проведено 52 надзорных проверок, по результатам которых внесены документы прокурорского реагирования, привлечено к ответственности 72 должностных лиц.
Трудно переоценить роль обращений граждан в жизни органов прокуратуры. По ним мы зачастую определяем наиболее слабые места в соблюдении законности при ведении хозяйственной и иной деятельности предприятиями, учреждениями и организациями, субъектами предпринимательской деятельности. Их мы учитываем при планировании работы прокуратуры.
В органах прокуратуры Севастополя с особой ответственностью относятся к рассмотрению поступивших заявлений и жалоб граждан. Ни одно из них не остаётся без внимания. Считаю, что если граждане станут более правильно оформлять свои обращения и точнее определять адрес их направления, работники органов прокуратуры получат возможность повысить качество и своевременность их рассмотрения и разрешения.
Жалуйтесь, пожалуйста, правильно.