Михаил ЮРЛОВ: "Внедрение энергосберегающих мероприятий перекроет рост тарифов"

О том, что в Севастополе состоялась презентация проекта "Реформа городского теплообеспечения в Украине" ("РГТ"), "Слава Севастополя" рассказывала в конце ноября в "Теме N 1". Вместе с тем новостная форма подачи произошедшего события не позволила нам полностью отразить суть проекта, основанного на договоре правительств Украины и США, и то, что же его внедрение будет значить для севастопольцев. Сегодня на наши вопросы о стартующей реформе отвечает директор общественной организации "Фонд "Севастополь" Михаил Юрлов, который на презентации был представлен как руководитель Крымского учебного центра проекта "РГТ". — Михаил Николаевич, могли бы вы описать проект и назвать те потенциальные выгоды, которые могут ожидать жители нашего города от предлагаемых реформ?

— Говорить об актуальности реформирования системы теплообеспечения уже нет необходимости. Эта проблема касается, очевидно, всех севастопольцев: никто не хочет мерзнуть ни в своих квартирах, ни в общественных, ни в производственных зданиях. Касается это и властных структур. Всё увеличивающееся бюджетное финансирование коммунальных объектов, постоянные долги по платежам со стороны населения, вынужденные банковские займы, в том числе и под залог здания самой госадминистрации, — всё это не очень весёлые реалии сегодняшнего дня. Данный проект, помимо попытки решения самого главного — создания стабильности в поставках тепла для жителей Севастополя, — предполагает затронуть ряд других кардинальных вопросов. И прежде всего организации энергоэффективной системы, то есть создания финансово жизнеспособной отрасли городского теплоснабжения, которая будет обеспечивать предоставление качественных услуг населению, государственным учреждениям и местной промышленности.

— Но сами мероприятия по модернизации систем наверняка будут дорого стоить?

— Конечно. И об этом необходимо совершенно открыто говорить. Чтобы создать качественную систему с предельно точными и понятными каждому показателями того, за что и сколько платить, придется изыскивать средства всем нам. Знаете, можно ведь довольствоваться постоянно выходящим из строя автомобилем известной марки или же поднатужиться и приобрести машину подороже, но более качественную. Уместно, наверное, сказать, что скупой платит дважды. Давайте смотреть правде в глаза во имя достижения надежности в таком важном вопросе, как обеспечение теплом себя, своих детей и родителей.

— И опять же: как только возникает речь о реформах, тут же возникает вопрос о тарифах.

— Вопрос непростой и даже весьма болезненный. Поверьте, он касается меня лично и моих родственников в той же мере, что и подавляющего большинства севастопольцев. Сегодня цены на тепло "кусаются", но при этом нет гарантий, что в наших изношенных теплосетях в результате осуществления проекта, как по мановению волшебной палочки, устранятся утечки и прочие проблемы. Для этого нужны огромные средства, которых, как известно, в бюджете нет. Кроме того, цены на традиционные энергоносители не уменьшаются, а возрастают. Что и как делать? Вот для ответа на эти вопросы и задуман проект. Говоря же о тарифах, скажу так: если сможем выстроить работу, чтобы в итоге создать по-настоящему эффективную городскую теплосистему, то по установленным тарифам потребители будут платить за действительно предоставленные услуги. После осуществления энергосберегающих мероприятий упадет энергопотребление, и это перекроет рост тарифов. То есть жильцы в итоге будут платить меньше. И они сами должны быть в этом заинтересованы, поэтому проект поддерживает институт собственности на многоквартирные дома. В подтверждение приведу только один пример: ранее в странах Западной Европы здания требовали для своего отопления около 300 киловатт-часов на квадратный метр в год, а с 2002 года в Европе не разрешено строительство домов со стандартом потребления более 60 кВт ч/м2 в год. Есть и более совершенные технологии, такие как "пассивные дома", где норма потребления — не более 15 кВт ч/м2 в год. Сейчас в Украине энергопотребление в домах составляет 400-600 кВт ч/м2 в год. Как говорится, почувствуйте разницу! Мы из своего кармана попросту отапливаем Вселенную.

— И как скоро можно ждать перемен?

— Точно не завтра. Потребуется несколько лет. В России, к примеру, нынешние расходные показатели (а они такие же, как и у нас) предполагают снизить к 2020 году на 45%. Для Украины, не обладающей запасами энергоносителей, как Россия, эта задача еще более актуальна — просто необходимо эффективно управлять энергетикой, в т.ч. теплоснабжением! В любом случае, если не начинать сейчас, то вообще неизвестно, когда это произойдет.

— Как работа будет проводиться конкретно в рамках нашего города?

— Должен сказать, что этот проект осуществляется на основании договора между Министерством по вопросам ЖКХ Украины и Агентством международного развития США. Последнее выделило грант объемом 13,5 млн долларов, был объявлен конкурс среди городов Украины, которые хотели бы стать участниками проекта. Всего было подано около 100 заявок. Проект "РГТ" избрал 36 городов для внедрения пилотных проектов. "Фонд "Севастополь" провел немалую работу, чтобы наш город также оказался в числе участников этого проекта. Наша инициатива была поддержана городскими властями. Это является обязательным условием для успешности проекта, поскольку без политической воли городского руководства идея обречена на провал. В настоящее время работа уже начата, и ведется она по нескольким направлениям. При участии специалистов норвежской компании ENSI и болгарской компании EN EFFECT организован ряд обучающих семинаров для органов городского самоуправления относительно планирования, управления и финансирования развития систем теплообеспечения. Параллельно начато проведение анализа состояния системы теплоснабжения — так называемый энергоаудит. Всего в Севастополе будет обследовано 15 зданий: 5 коммунальных (больницы, школы) и 10 жилых (отбираются типовые дома, чтобы на основании аудита одного здания можно было судить об особенностях всего жилья данного типа). Также начат энергоаудит котельных. Этот анализ позволит осуществить разработку комплексного городского энергетического плана. Собственно, энергоплан и есть цель первого этапа проекта.

— Расшифруйте понятие "городской энергетический план".

— Начнем от обратного. Сегодня многие меры в сфере теплообеспечения предусматривают лишь модернизацию уже существующих систем без пересмотра самой концепции, а следовательно, применяются неэффективно. В этой связи новый подход к разработке городского энергоплана должен вписаться в долгосрочную стратегию развития Севастополя, учесть прогнозы перспективного баланса мощностей систем энерго- и водоснабжения, обеспечить разумное соотношение централизации и децентрализации теплоснабжения, учесть уровень перспективной газификации, перспективных производственных и инвестиционных программ предприятий, предусмотреть взаимоотношения с частными операторами… Энергоплан — комплексный документ, своеобразная "дорожная карта", прагматичный ориентир для решения насущных проблем теплообеспечения города и привлечения инвестиций.

— Кто же финансирует уже фактически начатую объемную работу?

— Проведение обучающих мероприятий, энергоаудитов, разработка энергоплана полностью обеспечиваются за счет средств гранта. Помимо указанных выше работ, городским властям будет передано лицензионное программное обеспечение "Муниципальная энергетическая информационная система" для хранения и анализа энергопотребления во всем городе с предоставлением соответствующего компьютерного оборудования. Но и это не всё. На условиях софинансирования программа безвозмездно выделит до пяти млн гривен для проведения показательной модернизации одного или нескольких городских объектов. Это, к примеру, может быть родильный дом или котельная.

— Сегодня софинансирование с местным бюджетом — одно из условий перечисления государственных средств на строительство объектов в регионах. Какое софинансирование подразумевается в данном проекте?

— Фактически, это выделение из городского бюджета равнозначной гранту суммы для модернизации теплообеспечения избранных объектов. Иными словами, при софинансировании город сможет провести качественную модернизацию одного-двух важных коммунальных объектов вдвое дешевле.

— Может, и так, но в городе уже говорилось и о гранте немецкого банка KfW аж в 10 миллионов евро предприятию "Севтроллейбус", и о безвозмездных вливаниях Евросоюза, и о гранте на разработку положения об акватории. Пока все остается лишь на бумаге…

— Вы знаете, я даже рад, что этот вопрос задан. Начнем с того, что KfW действительно выделил грант в пять млн евро Автономной Республике Крым, и деньги уже материализовались в виде новых крыш, окон, теплосистем в сельских школах и библиотеках в четырех крымских районах. То есть сам по себе факт гранта (подчеркиваю, гранта, а не кредита) — не блеф. Что касается Севастополя, то вопрос о гранте KfW не отменен, а отложен на 2011 год, и "Фонд "Севастополь" совместно с СГГА продолжает начатую работу. То же касается и отношений с Евросоюзом. Уже в феврале приезжают специалисты, которые совместно с городскими властями и экспертами нашего фонда будут готовить целевой документ под освоение, начиная с конца 2011 г., средств программы "Крымская инициатива ЕС". А это — ни много ни мало — два млн евро только на севастопольские программы и пять млн евро совместно с АРК на развитие туризма.

Аналогичная ситуация и с грантами программы "ЛИНК" ("Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность") агентства USAID: уже в ближайшее время совместно с городскими и портовыми властями начинается проработка положения об акватории, но не только. Всего деятельность в рамках "ЛИНК" охватывает 17 направлений, включая коммерческую символику города, создание интернет-портала, туристического информационного центра и др.

Ну а грантовые же средства по проекту "РГТ" уже выделены. Уже проведено несколько учебных семинаров, состоятся и энергоаудит, и разработка городского энергоплана. Если же говорить о проведении показательной модернизации, скажем, родильного дома, то здесь всё зависит не от нашего фонда, а от СГГА и от решения депутатов горсовета, которые должны и определить сам объект, и подсчитать, сколько бюджет может софинансировать. Кстати, евпаторийские власти этот путь уже прошли и смогли выделить из бюджета более двух миллионов гривен, получив в виде гранта от программы "РГТ" 2,11 млн гривен.

— Определенный скептицизм в обществе по отношению к грантам связан с тем, что все эти программы на нашей земле начинаются фактически за деньги американских налогоплательщиков…

— Я полностью понимаю подтекст этого вопроса и так же, как и вы, разделяю определенные чувства по поводу технической помощи и грантов, выделяемых Западом некогда мощной республике СССР… На сам же вопрос можно отвечать по-разному. Можно, например, прикрыться тем, что вопрос решён на уровне правительства Украины — руководству, как говорится, виднее. Наша же задача — включиться в программу и добиться получения гранта. Кстати, в этой части наш фонд свою работу уже выполнил… Можно иначе рассмотреть вопрос и ответить так: основатели СССР, неустанно клеймя "загнивающий капитализм", активно с ним торговали, а когда было трудно, то и вступали в союз, как это было в период борьбы с гитлеровской Германией. Сейчас для Украины тоже не лучшая ситуация, а США как официально провозглашенный стратегический партнер Украины оказывают помощь, и грех этой помощью не воспользоваться. (Россия также является стратегическим партнером Украины, но и сама Россия — активный получатель донорской помощи, в том числе и от США, и от ЕС). Но при всех оценках работы с грантами нужно полностью давать себе отчет, что никакой помощи не хватит на создание собственной эффективной экономики. Техническая помощь, гранты — это только один из инструментов для разработки и внедрения отечественных устойчивых систем развития, энергоэффективности, энергоменеджмента и многого другого. Мы сейчас живем совершенно в других условиях, чем это было 20 лет назад, и просто необходимо использовать то передовое, что накопил Запад за последние века своего развития. Подчеркиваю — передовое.

— Кто является партнерами городской программы теплообеспечения?

— Как я уже сказал, прежде всего — власть Севастополя. Без поддержки программы на самом верху, без заинтересованности руководства города успех проекта немыслим. Активно участвуют в проводимой работе главное управление ЖКХ (начальник — А.С. Панасюк), управление инвестиций и внешнеэкономической деятельности СГГА (А.Ю. Корчмит). Координация всех действий осуществляется под непосредственным началом первого заместителя председателя СГГА С.А. Живодуева, при участии руководителей комиссий горсовета П.Я. Кудряшова и А.С. Старого. Учебная часть программы проводится на базе Крымского регионального центра энергосбережения и энергоменеджмента (директор — В.Н. Данилов) при Севастопольском национальном техническом университете. Центр — это просто великолепная современная учебная база. Кроме того, активным сторонником внедрения энергоэффективных технологий является и сам ректор СевНТУ профессор Е.В. Пашков. Уже найдено взаимопонимание с городскими управлениями охраны здоровья (В.И. Пологов) и образования и науки (С.А. Круглов). К проведению энергоаудитов привлекаются аттестованные специалисты, включая севастопольцев, а также сотрудники авторитетного Киевского политического института. В ряде мероприятий принимают участие руководители Ассоциации энергоэффективных городов Украины из Полтавы и Львова.

— На какой период рассчитан этот проект?

— Сам проект длится 10 месяцев. Именно в завершение этой работы предполагается принятие горсоветом современного энергоплана.

— И опять же, Михаил Николаевич, нас планами не удивишь, в последние годы у города — одни бумаги, да очень серьезные документы.

— Согласен. Но это — только первый этап. В ходе работы проект "РГТ" оказывает содействие созданию объединений совладельцев многоквартирных домов, ассоциаций совладельцев, а также жилых кооперативов и предоставляет помощь в улучшении управления и повышении финансовой ответственности среди домовладельцев. Кроме того, в работе с городами-партнерами проект "РГТ" оказывает содействие в поиске финансирования и привлечения частного сектора для внедрения частно-государственного партнерства и воплощения энергоэффективных проектов в коммунальной области. Соответствующие методики уже разработаны и будут адаптироваться к севастопольским условиям. Окончательное решение — за депутатами.

Здесь мне вновь хотелось бы привести некоторые цифры из опыта европейских государств. "Директива энергетических показателей в строительстве", принятая странами Евросоюза в декабре 2009 года, требует, чтобы к 2020 году все новые здания были близки к энергетической нейтральности. Это означает строительство домов "нулевой энергии", т.е. зданий, архитектурно имеющих тот же стандарт, что и "пассивный" дом, но инженерно оснащенных таким образом, чтобы потреблять исключительно только ту энергию, которую сами и вырабатывают. Уже сейчас по стандартам Великобритании "пассивный" дом должен потреблять энергии на 77 % меньше обычного дома. С 2007 года каждый дом, продаваемый в Англии, должен получить рейтинг энергоэффективности. Сертификат энергетической эффективности будет обязательной частью "информационного пакета" дома. Каждый продающийся дом будет осматривать независимый инспектор, который определит рейтинг эффективности дома с точки зрения потребления энергии и выбросов СО2. В Ирландии "пассивный" дом должен потреблять энергии на 85% меньше, и выбрасывать в атмосферу СО2 на 94% меньше обычного дома. Новые дома Испании с марта 2007 года должны быть оборудованы солнечными водонагревателями, чтобы самостоятельно обеспечивать от 30 до 70% потребности в горячей воде, в зависимости от места расположения дома и ожидаемого потребления воды. Нежилые здания (торговые центры, госпитали и т. д.) должны иметь фотоэлектрическое оборудование. И это — не фантастика, а реалии наших европейских соседей. Так что нам есть и над чем задуматься, и к чему стремиться, особенно глядя на счета, которые приносят из городских коммунальных служб.

Другие статьи этого номера