Отступать некуда

В настоящее время реформа не имеет альтернативы. Если ничего не изменить, дефицит пенсионной системы будет расти, начнутся задержки с выплатой пенсий, что окончательно разбалансирует солидарную пенсионную систему. Так, дефицит Пенсионного фонда в 2010 году составил 26,6 млрд грн, или почти 14% необходимых средств для пенсионных выплат. Кроме того, при нынешней тенденции демографического развития страны уже к 2025 году количество плательщиков взносов в Пенсионный фонд сравняется с количеством пенсионеров, а к 2050 году количество пенсионеров превысит количество плательщиков на 25%. Таким образом, при сохранении действующей системы пенсионного обеспечения дефицит собственных средств Пенсионного фонда будет неуклонно увеличиваться.

За разъяснениями относительно ключевых моментов указанного законопроекта редакция газеты обратилась к заместителю начальника отдела пенсионного обеспечения главного управления Пенсионного фонда Украины в Севастополе Елене Владимировне ДУХНИНОЙ:

— Изменения пенсионного обеспечения для работающих пенсионеров… В чем именно они состоят для тех, кто уже на пенсии? Для тех, кто оформляет пенсию в 2011 году?

— Пенсии, назначенные до вступления в силу законопроекта, будут выплачиваться в прежних размерах без каких-либо изменений. Также не предусмотрено каких-либо ограничений в выплате пенсий работающим пенсионерам, за исключением специальных пенсий.

Механизм перерасчета пенсий для работающих пенсионеров сохранен.

Пенсионер, который после назначения пенсии продолжал работать, через два года имеет право на очередной перерасчет пенсии.

— Предполагается ли указанным законопроектом повышение пенсионного возраста и как планируется решить указанную проблему?

— Программой экономических реформ Украины на 2010-2014 годы предусматривается, в частности, что пенсионный возраст для женщин и мужчин должен быть одинаковым. При этом повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет будет происходить постепенно и коснется женщин, родившихся, начиная с 1 февраля 1956 года (для женщин, родившихся до указанной даты, пенсионный возраст остался прежним — 55 лет). В зависимости от даты рождения пенсионный возраст будет повышаться на полгода. Например, женщины, родившиеся в период с 1.02.1956 по 31.07.1956, приобретут право на пенсию по возрасту в 55 лет 6 месяцев; женщины, родившиеся в период с 1.08.1956 по 31.01.1957, — в 56 лет; женщины, родившиеся в период с 1.02.1957 по 31.07.1957, — в 56 лет 6 месяцев и т.д.

Как компенсация на период повышения пенсионного возраста пенсия женщинам будет увеличиваться на 2,5% за каждые полгода.

— Какая позиция принята относительно сверхвысоких пенсий (10 тыс. грн и выше). Будут ли ограничены пенсии тем пенсионерам, которым они уже назначены в таком размере?

— Что касается уровня "высоких" пенсий, то законопроектом предлагается установить максимальный размер пенсии на уровне 12 прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность. Исходя из размера указанного прожиточного минимума на январь 2011 года (750 грн), установленного законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2011 год", это составит 9000 грн.

Поскольку закон обратной силы не имеет, ограничение пенсий указанным максимальным размером не коснется тех пенсионеров, которые оформили пенсию до 2011 года.

— Планирует ли власть начинать пенсионную реформу "с себя"? Остается ли прежним механизм назначения специальных пенсий (госслужащим, судьям, прокурорам, научным работникам и т.д.)?

— Предполагается установить весьма существенные ограничения для специальных пенсий (народным депутатам, судьям, работникам Национального банка Украины, таможенной службы, прокуратуры, государственным служащим и т.д.), а именно: установление максимального размера пенсии на уровне 12 прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность; увеличение периода, за который учитывается заработная плата для исчисления пенсии (прокурорам, госслужащим); снижение максимального процента для определения размера пенсии; выплата специальных пенсий при продолжении работы на должностях, дающих право на назначение специальных пенсий, будет производиться в размере трудовой пенсии, исчисленной на общих основаниях. После увольнения с такой работы выплата пенсий будет осуществляться в размерах, исчисленных по нормам этих специальных законов.

— Как будут ли назначаться пенсии работникам образования, здравоохранения и будут ли какие-то изменения в их пенсионном обеспечении?

— В настоящее время работники бюджетной сферы (образования, здравоохранения) имеют право на назначение пенсии за выслугу лет при наличии выслуги от 25 до 30 лет, независимо от возраста. В то же время в связи с низким размером заработной платы (а, соответственно, и пенсии) большинство таких работников сегодня продолжают работать и после достижения пенсионного возраста и получают пенсию и заработную плату одновременно.

Учитывая эти обстоятельства, предусматривается повысить престижность работы работников бюджетной сферы путем выплаты им одноразовой денежной помощи при выходе на пенсию в размере 10 назначенных месячных пенсий.

Однако все предложенные изменения для работников бюджетной сферы не касаются уже назначенных пенсий. Пенсии, назначенные до вступления в силу законопроекта, будут выплачиваться в прежних размерах, без каких-либо изменений.

— Изменится ли механизм определения заработной платы для исчисления пенсии?

— Для исчисления пенсии предусматривается учитывать заработную плату только по данным системы персонифицированного учета. Это даст возможность избавить будущих пенсионеров от поиска старых архивов и ликвидированных предприятий. В то же время предусматривается оставить старый порядок исчисления заработка для тех, кто за период с 2000 года не имеет достаточного страхового стажа (60 календарных месяцев).

Таким образом, для исчисления пенсии будет учитываться заработная плата за весь период, начиная с 1 июля 2000 года, по данным системы персонифицированного учета. При этом законопроектом предусматривается сохранить ныне существующие правила "оптимизации" заработка, т.е. исключить из его расчета наиболее невыгодные месяцы и даже некоторым образом расширить их.

— Какие требования предусматривает законопроект относительно стажа работы и насколько справедливы будут эти изменения по отношению к ранее назначенным пенсиям?

— Законопроектом увеличен страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту, с 5 до 15 лет. Кроме того, предусмотрено, что надбавка за сверхнормативный стаж будет выплачиваться за стаж работы: у мужчин — сверх 35 лет (в настоящее время — сверх 25 лет), у женщин — сверх 30 лет (сейчас — сверх 20 лет).

При этом необходимо отметить, что указанная норма будет распространяться только на пенсии, которые впервые будут назначаться после вступления в силу закона. Ранее назначенные пенсии будут выплачиваться в установленных размерах, без каких-либо ограничений, поскольку закон обратной силы не имеет.

Что касается справедливости, то необходимо отметить, что новые пенсии будут назначаться с применением более высокого показателя средней заработной платы по отношению к показателю, который применен при исчислении ранее назначенных пенсий.

— Предусматривает ли законопроект проведение перерасчета пенсий работающим пенсионерам?

— Законопроектом предусмотрены те же виды перерасчета пенсий работающим пенсионерам, что и действующим законом, за тем исключением, что во всех случаях при проведении перерасчета пенсии применяется показатель средней заработной платы по Украине, из которого уже исчислена пенсия.

Таким образом, новый показатель средней заработной платы будет применяться только при первичном назначении пенсии и будет оставаться неизменным при проведении перерасчетов пенсий, а также при переходе с одного вида пенсии на другой.

— Какая средняя заработная плата будет применяться при назначении пенсии?

— При новом назначении пенсии будет применяться показатель средней заработной платы (дохода) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, исчисленный за три календарных года, предшествующих году назначения пенсии.

— И последний вопрос: какие главные особенности пенсионной системы после реформы?

— В Украине предусмотрена трехуровневая пенсионная система: солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (1-й уровень); накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (2-й уровень); система негосударственного пенсионного обеспечения (3-й уровень). С 2004 года внедрены солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования и система негосударственного пенсионного обеспечения. Состояние действующей пенсионной системы требует неотлагательного реформирования. С этой целью предусматривается внедрить 2-й уровень пенсионной системы — обязательную накопительную системы пенсионного страхования — и сбалансировать действующую солидарную пенсионную систему.

Внедрение накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования даст возможность разнообразить источники доходов будущих пенсионеров и обеспечить более высокий уровень пенсий. В то же время сбалансирование бюджета Пенсионного фонда и реформирование солидарной системы даст возможность ликвидировать существующие проблемы: обеспечить стопроцентную выплату пенсий из солидарной системы и ликвидировать диспропорции в размерах пенсий, назначенных в разные годы.

— Спасибо за разъяснения, Елена Владимировна. Будем надеяться, что пенсионная реформа позволит значительно улучшить материальное положение пожилых людей.

Другие статьи этого номера