Абстрактный пленэр по-севастопольски — первый в мире?!

Уверенности нет, однако, что ни говори, приятно думать, что в Севастополе изобрели абсолютно новую форму бытования искусства — абстрактный пленэр. Во второй половине января группа крымских и киевских художников (костяк делегации — Севастопольская академия абстракционизма) на 15 дней отправится в Каменец-Подольский. О том, что, как и зачем будут делать в западноукраинском городке наши абстракционисты, корреспонденту "Славы" рассказала куратор проекта Елена САМОЙЛОВА.- Давно вызревала идея сделать необычный проект, связанный с абстракционистами. А поскольку я организовывала пять-шесть пленэров (один из них, международный, в Вышнем Волочке, спонсировала Московская мэрия) и вообще на выдумки хитра и горазда, мне показалось, что идея объединить абстракционистов и дать им возможность поработать в одном месте достаточно привлекательна не только для самих художников, но и для Каменца-Подольского. Ничего подобного там не происходило. Да и не только там, — говорит Елена Самойлова. — Невозможно уследить за всеми событиями в мире, однако мне неизвестно, чтобы на пространстве СНГ происходило нечто подобное.

16 января полтора десятка художников из Севастополя (представители академии абстракционизма и двое молодых художников), Симферополя, Евпатории и Киева отправятся в Каменец-Подольский, где перед ними будет стоять весьма неординарная задача. За 15 дней каждый из них должен нарисовать абстрагирующий ряд, в начале которого находится реалистический пленэрный пейзаж Каменца-Подольского, одного из самых живописных и необычных городов Украины. Замыкает "растяжку" полная абстракция. Учитывая суровые январские условия и необходимость работы с натуры для создания лишь одной картины, уходить от реального к абстрактному художники будут уже не на свежем зимнем воздухе, а в специально предоставленных мастерских. На выходе организаторы пленэра планируют получить 15 абстрактных рядов, "размывающих", "рассеивающих" и "искажающих" реальные виды города до "вольного танца" красок, пятен и форм.

— На эту идею меня натолкнул один из моих любимых крымских художников, Алим Усеинов, виртуозно пишущий и в реалистической, и в абстрактной манерах, — рассказывает Елена Самойлова. — На пленэре в Вышнем Волочке он создал серию работ, изображавших берёзовую рощу, — непривычный объект для крымскотатарского художника из Ташкента, где Алим учился! Как и всё, что он делает, его абстрактный ряд получился удивительным. От абсолютно реалистической акварели (стволы на жёлто-зелёном фоне сентябрьского леса) через несколько листов он доходил до белой плоскости бумаги, иссечённой чёрно-серыми вертикальными и горизонтальными штрихами. Пять акварельных работ, две из которых он мне подарил, потрясли меня. Впервые я столкнулась с полным и завершённым абстрагирующим рядом! Уже потом я увидела абстрагирующие ряды нашего хорошего друга, московского художника Павла Бахтунова. Объектом "абстрагирования" стала Таганская площадь в Москве.

Отвечая на наш вопрос о том, "полезен" ли такой вид творчества или это чистой воды причуда организаторов, Елена Самойлова пояснила:

— На мой взгляд, традиционные реалистические пленэры уже приелись и зрителям, и спонсорам. Абстрактный пленэр преследует сразу две цели. Во-первых, он "полезен" для художников как для создателей "продукта". Начнём с того, что для крымчан северный пейзаж — уже событие! К тому же не секрет, что большая часть наших художников не имеет высшего специального образования, поэтому была лишена возможности постоянно работать в большом коллективе. Конечно, каждый из них индивидуалист, конечно, абстрактность мышления предполагает индивидуальный подход, но любому художнику надо обмениваться знаниями техник и новыми понятиями из мира искусства. Нам могут возразить: мол, для создания картины художнику-абстракционисту нужны только фантазия и холст. Однако, как показывает опыт, часто прообразом абстрактного полотна является жизненная картина или ситуация. Абстракционисты рисуют не только свои сны, но и представления о мире, о его устройстве, о нашей жизни. Наконец, абстрактный пленэр представляет интерес для дизайнеров как для потребителей "продукта" художников. Лучшего оформления офиса, гостиницы и даже домашнего интерьера, чем абстрагирующий ряд, сложно представить. Скажем, начать можно с реалистичного пейзажа в гостиной, а закончить полной абстракцией в самом интимном секторе дома — спальне.

По итогам двухнедельной работы команды абстракционистов пройдут две выставки. Первая из них продлится два дня и позволит познакомиться с проектом жителям Каменца-Подольского. Вторая продлится месяц — работы севастопольских авторов увидят киевляне. Вероятнее всего, проходить она будет в отеле. Только после этого абстрагирующие ряды доберутся до Севастополя. Возможно, и в нашем городе найдётся достаточно просторная площадка для этого необычного проекта. Грех такое событие пропустить. А вдруг этот абстрактный пленэр и вправду — первый в мире?

Другие статьи этого номера