Сфера образования меняет курс

Горсовет утвердил две программы, касающиеся школьного и дошкольного образования. Массового сокращения учителей не будет, младших школьников станут кормить завтраками, а детсадовские группы компенсирующего типа сократят, но не все.

Во вторник депутаты городского совета утвердили рекордное количество программ в жилищно-коммунальной и гуманитарной сферах, по которым городу предстоит жить в ближайшую пятилетку. Одним из самых долгожданных докладчиков на сессионной трибуне для депутатов стал начальник управления образования и науки городской госадминистрации Сергей Круглов, представлявший программы развития школьного образования "Школа-2015" и дошкольного на 2011-2015 годы. Причина — упорно распространяющиеся по городу слухи о грядущем массовом сокращении работников образования, огромной пертурбации в сети детских садов и отмене питания школьников начальных классов.

Объяснять ситуацию Сергею Круглову пришлось и депутатам, и представителям средств массовой информации, бравшим чиновника в плотное кольцо. Во-первых, начальник управления опроверг слухи о сокращении учителей. "Я тысячу раз объяснял, что не планируются сокращения, тем более в таких объемах. Наоборот, предполагается создать дополнительные рабочие места в системе дошкольного образования", — сказал, выступая на сессии горсовета, начальник управления образования и науки Севастопольской госадминистрации Сергей Круглов. По его словам, в текущем учебном году планируется сокращение 18 штатных единиц в школах Ленинского и Гагаринского районов. Из них 10 человек — врачи-стоматологи и медсестры, которые в нарушение типовых штатов находились в штатном расписании. "Восемь человек формально подпадают под сокращение, но уверен, что эти люди без работы не останутся. Идет нормальная штатная текучка. Создавать вокруг этого ажиотаж, по меньшей мере, безнравственно", — сказал Круглов. При этом начальник управления подчеркнул, что в Севастополе в сфере образования трудятся порядка 6000 человек.

Что касается питания младших школьников, то наряду с Сергеем Кругловым ситуацию пришлось разъяснять и главе СГГА Валерию Саратову. Руководство города при подготовке бюджета на 2011 год выяснило, что из шести гривен, выделяемых школьникам на обеды, три гривны "уходили" арендаторам школьных столовых, к качеству продукции которых в последнее время СЭС имела большие претензии. Поэтому в бюджете были заложены три гривны на школьные завтраки, которые будут завозиться в школы из пищеблоков детских садов. "Дети будут получать булочку и сок. Дети из малоимущих и многодетных семей будут получать питание полностью, — заявил Валерий Саратов. — Городской бюджет должен беспокоиться о незащищенных людях. А трудоспособный человек должен думать о том, как заработать деньги".

Сама региональная программа развития образования "Школа-2015" не вызвала нареканий у депутатского корпуса как направленная на улучшение качества образования в севастопольских школах и укрепление материальной базы школьных учреждений. Программа разработана в унисон с указами президента страны от 30 сентября 2010 года N 926 "О мерах по обеспечению приоритетного развития образования в Украине" и N 927 "О мероприятиях по развитию системы выявления и поддержке одаренных и талантливых детей и молодежи".

Приоритетами региональной политики в образовании являются разработка и внедрение в жизнь образовательных инноваций, которые качественно изменят содержание, структуру, формы, методы, средства, технологии обучения и воспитания. Также ставятся цели формирования образовательной среды города, способной реализовать современные требования к обучению, что, по мнению разработчиков, невозможно без овладения педагогами и учащимися цифровыми ресурсами. Одной из составляющих образования в инновационном режиме станет эффективное использование информационно-коммуникационных технологий. Среди задач программы: проведение анализа кадрового обеспечения учебных заведений и его оптимизация; повышение профессионального уровня педагогических работников, моральное и материальное стимулирование их деятельности; внедрение педагогических новаций и технологий; совершенствование материально-технической базы учебного процесса; создание единого информационно-методического пространства образовательных учреждений города.

Финансирование программы осуществляется за счет средств местного бюджета. Прогнозируемые объемы финансирования составляют 7 млн 100 тыс. грн с 2011-го по 2015 год.

Более спорной для городского совета, но также одобренной, стала программа развития дошкольного образования Севастополя, так как она в корне меняет существующие подходы к детским дошкольным учреждениям. Как уже сообщала "Слава Севастополя", в городе функционируют только 83 дошкольных учебных учреждения. Их посещают 12 с половиной тысяч детей. При этом очередь в детские сады насчитывает почти шесть тысяч маленьких севастопольцев. Кроме очередности в детсады города, по статистике, существует также переполненность групп: на 100 мест в детсадах Севастополя приходится 109 детей. Данный факт влечёт нарушение условий безопасного пребывания детей и снижает качество учебно-воспитательного процесса. Около 900 "обязательных" детей пятилетнего возраста не посещают детские сады.

Пять стратегических направлений программы нацелены на расширение числа детских садов и предоставление в них мест всем севастопольцам. Это, во-первых, открытие дополнительных групп в действующих дошкольных учебных заведениях, во-вторых, возврат дошкольных учебных заведений, задействованных сейчас под другие объекты, в действующую сеть и возобновление их работы, реорганизация существующих учреждений образования в дошкольные учебные заведения, оптимизация дошкольных учебных заведений компенсирующего и комбинированного типа, открытие групп краткосрочного пребывания для детей. По мнению Сергея Круглова, стоимость программы (47 миллионов гривен) — это минимум вложений городского бюджета по сравнению с тем, какие средства потребовались бы на строительство новых, необходимых 12 детсадов.

Как минимум два пункта программы — реорганизация существующих учреждений образования в дошкольные учебные заведения и оптимизация дошкольных учебных заведений компенсирующего и комбинированного типа — уже наделали шума в родительской среде города. Во-первых, восстали родители учеников начальной школы второй гимназии, не желающие отдавать бывший детсад, в котором разместились младшие школьники, вновь дошколятам. Однако на сессии Сергей Круглов пояснил, что конфликт исчерпан и родители "принесли управлению образования извинения за ошибочную позицию". Их детям предоставлена возможность доучиться в начальной школе на базе детсада с тем, чтобы потом поэтапно — класс за классом — перейти в основное здание старшей школы.

Полное закрытие в городе групп компенсирующего типа (логопедических, ортопедических) начальник управления образования также опроверг. В Севастополе функционируют 23 дошкольных учебных заведения компенсирующего типа — это 37 процентов всех детсадов и самый большой показатель по Украине, сообщил Сергей Круглов. Группы компенсирующего типа будут сокращены, но часть останется в соответствии с расчетами районных администраций об их необходимости. Кроме того, родителям детей из логопедических и ортопедических групп будет предложено оплачивать 50% стоимости питания детей, как это происходит в других детских садах. Полное бюджетное обеспечение питания город намерен оставить для воспитанников "туберкулезных" детских садов, поскольку от качества питания зависит процесс выздоровления детей.

Ирина КАРАТАЕВА.

Сказано!

Юрий ДОЙНИКОВ, председатель Севастопольского городского совета:

— Хочу выразить благодарность всем профильным управлениям СГГА за разработку программ. Очень просто замечать недостатки, "подковыривать" в неточностях, но сложно эти программы создавать, а еще сложнее — получить их согласования на уровне министерств. Дорогу осилит идущий.

Другие статьи этого номера