Слово о застывшей музыке

У архитектуры есть несколько звучных определений, одно из них — "застывшая музыка". Именно это сравнение привел заслуженный архитектор Украины Адольф Львович Шеффер на встрече в клубе еврейского благотворительного центра. Правда, как сразу заметил известный зодчий, среди превосходных мелодий случаются (и не столь уж редко в нынешние времена) произведения, искажающие гармоничный облик города.

На встречу собрались севастопольцы разных поколений, привлеченные темой выступления "Архитектура Севастополя: прошлое, настоящее и будущее". Адольф Львович представил 20 планшетов, на которых отразились вехи его 60-летнего творческого пути. Он особо отметил трагическую судьбу Севастополя: дважды после разрушительных войн город пришлось возрождать из руин буквально на обломках зданий.

После окончания Московского архитектурного института А.Л. Шеффер получил распределение в Севастополь. И августовский день 1950 года Адольф Львович считает подарком судьбы. Здесь в это время работал главным архитектором города преподаватель Московского архитектурного института А. Арефьев, лауреат Сталинской премии, трудились опытные специалисты В. Артюхов, Ю. Траутман, Л. Павлов, А. Уразов. Все они участвовали в составлении и реализации генплана возрождения Севастополя, в котором отдельным пунктом возведение зданий на городском кольце ограничивалось четырьмя этажами.

В "Горпроекте" сложился дружный коллектив людей разных поколений. В первый же вечер московского дипломника привлекли к обсуждению новых проектов, причем первому и предоставили слово. Такое доверие вдохновляло.

На раскачку не было времени. Адольф Львович вспоминает, как ему в 1955 году пришлось одновременно проектировать несколько объектов: здание "Пассажа" на Центральном рынке, Дворец пионеров, Гидрофизический институт на мысе Хрустальном, школу, детский сад, бассейн. Трудно себе представить, как все это тогда удавалось.

Архитектор демонстрирует на фотопланшете проект комплекса пляжных террас на территории Воронцовского парка в Алупке, над которым возвышается гора Ай-Петри, — уникальное сооружение, удостоенное грамоты Госстроя и Союза архитекторов Украины.

Визитной карточкой Севастополя стала триумфальная арка, возведенная к 200-летию города. Адольф Львович с благодарностью вспоминает директора Севморзавода В.И. Подбельцева, благодаря которому удалось решить финансовые и строительные проблемы. Свои творческие усилия в эскизный проект внесли архитекторы А. Шеффер, А. Баглей, конструктор А. Коротков.

Аудитория очень эмоционально воспринимала выступление уважаемого в нашем городе архитектора. Особенно много вопросов вызвали новостройки-"небоскребы" на мысе Хрустальном и на улице Большой Морской, надстройка над детской библиотекой, уродующие исторически сложившийся ансамбль города-героя. Адольф Львович с горечью отметил удивительное явление: никто в нашем городе, в том числе и власти предержащие, не решается назвать ни авторов проектов, ни лиц, допускающих несанкционированное строительство. На его критические публикации в прессе никто из чиновников, ответственных за облик города, до сих пор не отозвался. Да и общественность всерьез не возмутилась.

Сам Адольф Львович свою творческую активность проявляет и в нынешние не самые легкие времена. Он с удовлетворением рассказал о том, что принят его проект жилого микрорайона в бухте Казачьей для расселения семей военнослужащих российского флота численностью до 5 тысяч человек. А.Л. Шеффер выразил надежду, что этот проект получит свое практическое воплощение.

Б. ГЕЛЬМАН.

Официально

РЕШЕНИЕ

IX сессия

15 января 2008 года N 3545 г. Севастополь

Об утверждении концепции сохранения исторической застройки в городе Севастополе

4.2.2. В границах групповой зоны допустить:

— снос ветхих и не представляющих архитектурно-художественной или градостроительной ценности зданий;

— новое компенсационное строительство зданий до 3-5 этажей, восстанавливающее характер исторической среды;

4.4.2. В границах зоны строгого регулирования новой застройки запрещается:

— нарушение планировочной структуры;

— снос памятников, художественно и градостроительно ценных зданий;

— размещение промышленных предприятий;

— размещение учреждений, требующих большой территории;

— нарушение характера застройки улиц;

— возведение высотных зданий.

ОТ РЕДАКЦИИ. И для кого это все писано?

Другие статьи этого номера