Один в поле — воин

РАЗРАБОТКА ЦЕНТРА КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ NASA — НА СЛУЖБЕ ГАИ СЕВАСТОПОЛЯ.
В апреле прошлого года департамент ГАИ продемонстрировал две новинки, которые призваны помочь инспекторам отлавливать нарушителей скоростного режима: российский радар "Арена" и лазерный радар TruCAM, разработанный в Центре космических технологий NASA. Последний — детище американской компании Laser Technology — пришел на смену скандальному "Визиру", изрядно попортившему нервы водителям и гаишникам. "Честная камера" (именно так буквально переводится название лазерного радара) способна вылавливать нарушителя даже в плотном потоке машин. Пока в нашем городе TruCAM существует в единственном экземпляре. Мы пообщались с единственным в управлении ГАИ Севастополя специалистом, работающим с этим прибором, — инспектором ГАИ 1-го взвода по обслуживанию дорог государственного значения, сержантом милиции Александром ЯКУБОВСКИМ.- Это уникальный прибор — радар с 20 каналами GPS и лазерной наводкой, способный "засечь" нарушителя на расстоянии от 15 до 1200 метров. Работает при температуре от минус 10 до плюс 60 градусов. Флэш-память радара — 4 гигабайта. Представляете, сколько снимков нарушений можно сделать? А какой объем памяти у сервера в департаменте, куда уходят копии фотографий и видеозаписи нарушений — я даже не знаю.

— Каков принцип работы прибора?

— Каждые 2 секунды он посылает сигнал в направлении движения авто. Как только машина превышает скорость, устройство это фиксирует. Прибор издает характерный писк и выдает на экран данные о скорости и расстоянии до машины. Как только нарушитель приблизился, аппарат сделает фото автомобиля, параллельно он ведет видеосъемку. На снимке и на записи красным крестиком будет отмечено, на какое авто был нацелен луч. Это помогает выявить нарушителя даже в плотном потоке. TruCAM фотографирует и номер автомобиля. На распечатке фото с нарушением компьютер ставит не только скорость, номерной знак машины, время, данные инспектора (номер его нагрудного знака), но и координаты местности, где проходил замер, — долготу и широту. "Визир", как известно, такой опции не имел, что вызывало юридические противоречия.

— Чем он еще отличается от "Визира"?

— Главное отличие TruCAM от российского "Визира" — это не радиолокационный, а лазерный луч, который можно наводить на конкретный автомобиль. Тут следует отметить, что "луч" "Визира" составляет 27 метров, тогда как диаметр луча "американца" — всего 22 сантиметра. Поэтому не беда, если лихач несется в плотном потоке машин. Компьютер отметит нужное авто красным крестиком.

— Александр, действительно ли TruCam не оставит шанса нарушителям?

— Как я уже сказал, с помощью GPS-датчика прибор определяет координаты и ставит их на фото. Данные о нарушении сразу же через спутник уходят на сервер департамента ГАИ Украины в Киев.

Зафиксировав нарушение, мы должны остановить водителя, поскольку за рулем может быть жена, кто-то из родственников или тот, кто ездит по доверенности. Именно по этой причине административный материал составляется на месте. Согласен, не согласен — другой вопрос, это право водителя. Если человек не согласен, я делаю распечатку, прикладываю к протоколу и отправляю ему по месту жительства.

Проверить достоверность фиксации водитель может через специальную программу. Она покажет и место на дороге, где было зафиксировано нарушение правил, и место, где находился инспектор. Если фиксация произошла на максимальном расстоянии, т.е. 1200 метров, то погрешность в координатах местонахождения автомобиля составит плюс-минус 7 метров.

— А на какой скорости можете засечь нарушителя?

— Максимальная скорость, которую мог бы засечь TruCAM — это скорость болида "Формулы-1" — 320 км/час. При этом погрешность составляет всего 2 км/ч. Именно поэтому, если на определенном участке дороги установлена скорость 60 км/час плюс 20 "законных" км/ч, то мы настраиваем прибор на фиксацию скорости 82 км/час.

Скорость можно выставить на два вида машин: грузовые и легковые. Это объясняется тем, что в некоторых странах Европы ограничения скорости для различных видов транспорта разные: у грузовиков она километров на десять ниже. Но поскольку у нас этого различия нет, скорость выставляем единую для всего автомобильного потока.

— А качество фотографий и видео…

— TruCAM работает в двух режимах: ручном и стационарном. Водители спрашивают: а почему вы не устанавливаете его на треноге? Нельзя на треноге — он будет шататься и не сможет точно определить цель. Дело в том, что в нем фокус не автоматический, а как в старых добрых фотоаппаратах — с ручной настройкой. Я сам выставляю расстояние, на котором он будет производить фото- и видеофиксацию. Поэтому и качество фотографий и видео отличное.

Так же и со стационарными приборами. Их помещают в специальный бокс, выставляют автоматический режим фотографирования, обычно 70 метров. Все машины, которые превышают скорость, лазер ловит автоматически, и аппарат их фотографирует на расстоянии 70 метров. В Европе стационарные камеры этой модели используют очень активно: во Франции их установлено 1700, в Италии — 1500, в Австрии — 1100. А у нас пока нет закона, который бы фотографии со стационарных приборов превращал в "письма счастья"…

— Можно ли бороться с TruCAM?

— Этот прибор не берут "антирадары". Потому что у него другой сигнал, который дает лазер. Правда, на рынке уже появились какие-то технические новинки, направленные против TruCAM, но будучи установленными в авто они создают только временную помеху: лазер сначала "выбивает" ее, а потом все равно фиксирует машину. С момента нажатия курка TruCAM до момента фиксации скорости проходит всего 0,33 секунды. Вот такое время реакции.

TruCAM можно использовать и для составления схем дорожно-транспортных происшествий. Три снимка, произведенные прибором с разных точек, обработанные специальной 3D-программой, выдают точную, до сантиметра, схему ДТП.

— Насколько можно верить "честной камере"?

— Прибор прошел государственную метрологическую аттестацию, эксперты подтвердили его соответствие заявленным техническим характеристикам, он сертифицирован. Я сам прошел в Киеве обучение и теперь работаю с TruCAM. И, естественно, я — лицо материально ответственное. Чтобы уйти в отпуск, необходимо оставить напарника.

— Интересно, насколько дорогая эта "игрушка"?

— Прибор достаточно дорогой, его стоимость 117 тысяч гривен. В Севастополе он пока только один, хотя в департаменте Госавтоинспекции обещают, что вскоре наше управление ГАИ получит и второй TruCAM. Вскоре — в течение месяца. В Крыму таких лазерных радаров всего 4, по всей Украине — 146.

— Александр, а есть ли у TruCAM какие-то недостатки?

— Я бы не назвал это недостатками в чистом виде. Хотя прибор и оснащен 3-мегапиксельной камерой, но пока мы не можем проводить фиксацию нарушений скоростного режима в ночное время. Причина — отсутствие специальной фотовспышки, необходимой для нормальной работы TruCAM в это время суток. Сразу скажу, что вскоре она у нас появится. И успокою: это специальная фотовспышка, водителей она ослеплять не будет.

Другие статьи этого номера