На сайте Верховной Рады Украины уже больше месяца назад выставлен для всенародного обсуждения законопроект Кабмина о реформировании пенсионной системы страны, которое затрагивает интересы широких слоев населения и, по расчетам правительства, должно стать важным фактором, способствующим дальнейшему социально-экономическому развитию страны. Сознавая, что пенсионная реформа давно назрела, севастопольцы, тем не менее, высказывают немало критических замечаний по отдельным положениям законопроекта и считают недопустимым принимать его кабминовский вариант.Сейчас в Украине число пенсионеров почти сравнялось с числом трудоспособного населения, которые уже не в состоянии, зарабатывая себе на достойную жизнь, одновременно перечислять в Пенсионный фонд необходимые финансовые средства на пожизненное содержание пенсионеров. В связи с этим денег на пенсии в стране катастрофически не хватает, бюджет Пенсионного фонда постоянно находится в дефиците. Только в 2010 году правительство вынуждено было дотировать его в размере 64 миллиардов гривен. Бесконечно долго это продолжаться не может. Надо либо уменьшать размер пенсий, либо увеличивать налоги, либо уменьшать армию пенсионеров и повышать пенсионный возраст. Каждая из этих мер является непопулярной и чревата социальным напряжением.
Чтобы выйти из пиковой ситуации, правительство вынуждено принять целый ряд скоординированных решений, которые бы в своей совокупности позволили, образно говоря, найти золотую середину. Это крайне сложная задача, и очень сомнительно, чтобы можно было разработать идеальный законопроект, который удовлетворил бы всех и каждого. В системе реформирования есть положения, с которыми городской совет профсоюзов соглашается без всяких оговорок, есть положения, которые начисто отвергает, и есть новации, по которым трудящиеся и правительство могут прийти в ходе переговоров к консолидированному соглашению.
Наиболее спорным моментом законопроекта многие считают повышение пенсионного возраста для женщин с 55 лет до 60. Правда, эту норму предполагается ввести не одноразово, как требует Международный валютный фонд, а поэтапно: начиная с 1 февраля 2011 года в течение 10 лет увеличивать существующий пенсионный возраст женщины на шесть месяцев ежегодно. При этом за отсроченный выход на пенсию женщины, которые родились в период с 1 февраля 1956 года по 31 июля 1960 года, должны получать компенсацию по 2,5% от пенсии за каждые полгода дополнительной работы. Таким образом, в итоге пенсия женщины возрастет на 25%. Такие расчеты сделал вице-премьер-министр Сергей Тигипко, человек вообще-то состоятельный, а вот у тех, кто с трудом сводит концы с концами, продление пенсионного возраста для женщин не только не вызывает никакого оптимизма, но и порождает опасения.
Во многих странах пенсии начинают платить позже, чем у нас, а пенсионный возраст женщин и мужчин у них одинаков. В Словакии он 62 года, в Германии, Швеции и Японии — 65, а в США — 67 лет. На собраниях в трудовых коллективах говорят: "Сначала у нас надо достигнуть продолжительности жизни, а уж потом решать вопрос о повышении пенсионного возраста". Резонное возражение. Ведь в Украине средняя продолжительность жизни, а не пенсионного возраста, у мужчин — 62 года, а у женщин — 73 года. Она значительно ниже, чем во многих странах мира.
Еще одно отличие Украины от цивилизованной Европы заключается в следующем: максимальная пенсия у нас достигает 40 тысяч гривен, минимальная — 750 гривен. Ни в одной европейской державе нет такого колоссального разрыва. В связи с этим профсоюзы Севастополя приветствуют ограничение максимальной пенсии на уровне 12 прожиточных минимумов (9000 гривен) для лиц, утративших трудоспособность. Они также поддерживают увеличение стажа для получения социальной пенсии с 5 до 15 лет. Ведь у нас бывает так, что один человек "протрубил" 35 лет и заработал пенсию в 750 гривен, а другой проработал всего 5 лет и получает ту же пенсию. Разве это справедливо?
Месяц назад федерация профсоюзов давала рекомендации правительству, как погасить дефицит Пенсионного фонда. Во-первых, она предлагала активизировать работу по легализации зарплаты. Ведь до сих пор половина ее выплачивается "в конверте", и Пенсионный фонд недополучает большие суммы страхового взноса. Во-вторых, надо создавать новые рабочие места в реальном секторе экономики. Еще одно условие бездефицитности Пенсионного фонда — повышение заработной платы. Об этом говорится куда реже, чем о необходимости увеличения пенсионного возраста. Сейчас средняя пенсия по городу 1100 гривен, а минимальная — 750 гривен. С декабря этого года минималка увеличится до 800 гривен. Разве можно прожить на них при повышении тарифов и галопирующих ценах на продукты и товары первой необходимости?
Совместным органом всеукраинских профсоюзов принято решение о широком общественном обсуждении законопроекта и принятии консолидированного решения по данному вопросу. На заседании совета Севастопольского горсовпрофа принято обращение к органам власти Украины о недопущении нарушения законопроектом о реформировании пенсионной системы конституционных прав граждан и безусловном соблюдении принципов социального диалога. На заседаниях профкомов города приняты и отправлены протестные письма президенту Украины, в Кабинет министров и в Верховную Раду с требованием не допустить повышения пенсионного возраста для женщин, ликвидации права на перерасчет пенсий работающим пенсионерам. Эти положения нарушают статью 22 Конституции Украины, которая не допускает сужения содержания и объема существующих прав и свобод человека и гражданина.
31 января в Киеве состоялось всеукраинское собрание представителей профсоюзных организаций по обсуждению реформирования пенсионной системы страны, в котором принял участие вице-премьер-министр Сергей Тигипко. Он высказал намерение отозвать из Верховной Рады законопроект Кабмина и отправить его на доработку. Чем это закончится — покажет время, а пока пенсионная реформа остается уравнением со многими неизвестными.