Севастопольская арт-колония абстрагировала Каменец-Подольский

"Слава" уже писала о том, как группа крымских и киевских художников под предводительством Елены Самойловой предпочла зимнему и сонному Севастополю далёкий Каменец-Подольский (Хмельницкая область). Первый на территории Украины абстрактный пленэр не только вызвал резонанс в живописном городке, но даже привлёк внимание национального телеканала "Интер". На днях "колонизаторы" неведомых западноукраинских земель вернулись в родные пенаты, и мы тут же встретились с ними, чтобы узнать о результатах: удалось или не удалось им "абстрагировать" целый населённый пункт?

Напомним, что идея необычной акции заключалась в том, чтобы "пропустить" определённый объект живой натуры через зрение абстракциониста. Разместившись в отеле Gala Hotel, художники из Севастополя, Евпатории, Бахчисарая, Симферополя и Киева должны были создать так называемый "абстрагирующий ряд", в начале которого находился бы пейзажный этюд, с каждым новым полотном теряющий черты реалистического письма, вплоть до чистой абстракции.

— Пленэр превзошёл все ожидания, — делится впечатлениями Елена Самойлова, куратор проекта. — У нас даже родилась своеобразная формула нашей работы: то, что Кандинский делал 15 лет, мы сделали в составе 15 человек за 15 дней (наша группа состояла из 14 художников и куратора). Конечно, поначалу работа шла туго. Когда свою мысль, даже логически выстроенную и продуманную, преподносишь людям, они всегда понимают её по-своему, а иногда принципиально не принимают. Как только некоторые художники понимали, что от них требуется, у них наступал ступор. По 3-4 дня они не могли работать: бродили по городу или просто общались друг с другом, чтобы собраться с мыслями. А потом работа закипела. Мастерская была открыта круглые сутки: с утра и до полуночи.

О том, насколько комфортно было севастопольским художникам выполнять необычное задание на незнакомом месте, мы поговорили с тремя представителями нашего города: живописец Елена Вильчукова работала в абстрактном направлении впервые, график Владимир Новиков время от времени обращается к нему на протяжении 6 лет, Владимир Бойченко, корифей Академии абстракционизма, на нём собаку съел (кроме двух Владимиров и Елены, в абстрактном пленэре приняли участие: севастопольцы Д. Дементьев, Ю. Манько, Т. Никольская, Ю. Панин, симферопольцы Э. Кулиш и М. Соколовский, киевляне А. Алексеева, Л. Бернат и П. Лебединец, а также В. Щупак из Евпатории и И. Сафонов из Бахчисарая).

Елена ВИЛЬЧУКОВА

Что изображала: костёл Св. Николая при доминиканском монастыре.

Что думает: Я открыла для себя не только этот кусочек земли, но и сам по себе абстракционизм. Оказалось, очень трудно написать абстрактное полотно так, чтобы это было не просто раскрашивание пятнышек, а нечто осмысленное, цельное, глубокое. Очень долго мне казалось, что я просто вожу кистью по холсту и не понимаю, зачем это делаю. Спасибо Владимиру Бойченко: благодаря разговорам с ним я начинала думать над тем, что делаю, каждый вечер мы с Владимиром Новиковым смотрели в Интернете работы известных абстракционистов, а потом ещё долго разговаривали. Только в конце пленэра я вошла во вкус: если б было время, ещё бы 4 холста написала. Для меня пленэр стал определённым этапом в творчестве, буду продолжать и пробовать ещё. А с Владимиром Бойченко мы даже договорились о совместной выставке.

Владимир НОВИКОВ

Что изображал: вид на городской остров со смотровой площадки.

Что думает: Абстрактный пленэр — это действительно уникальное явление, сравнить его можно разве что с так называемыми арт-колониями, практикующимися на Западе. Художники приезжают в город, им предоставляют общую мастерскую, и в результате половина сделанного остаётся у организаторов. В Украине пока доминирующая форма совместного творчества — пленэры, и в результате от обилия создаваемых на них пейзажей уже в глазах рябит. На абстрактном пленэре я ощущал большую свободу: могу работать хоть с натуры, хоть в мастерской, хоть в реалистической, хоть в абстрактной манере. Кроме того, у тебя постоянно должны работать мозги. Абстрагируя вид на "остров" (центр города опоясывает глубокий каньон), я пошёл через направления в искусстве. Начал с академического реализма и через некие кубистические или футуристические стадии дошёл до абстракции. Безусловно, после пленэра я вынес для себя что-то новое.

Владимир БОЙЧЕНКО

Что изображал: Старую крепость.

Что думает: Начинал я со Старой крепости Каменца-Подольского, пришёл совершенно ни к чему: от изначальных башен практически ничего не осталось, чистая вибрация. Подобного рода пленэрами я занимаюсь, чтобы не соврать, с 1967 года. Например, пишу я на природе пейзаж, а потом начинаю его переводить в структуру, которая не имеет никакого отношения к первоначальной "картинке". Специально для этого я любил, например, вырывать дырки в картине. Поэтому особенно я люблю пейзаж морской: там изначально ничего нет, только перекатывание волн. На мой взгляд, вопрос был не в том, чтобы абстрагировать предмет, а в том, чтобы абстрагироваться, полностью отвязаться от него. Поэтому прошедший пленэр ценен, во-первых, за счёт общения, во-вторых, потому, что позволяет не просто выполнить ученическую стилизацию (под Пикассо, например), а абстрагироваться от действительности. Если хотя бы паре художников пленэр помог понять, что такое абстрактное искусство, это уже круто.

Абстрактный пленэр расшевелил культурную жизнь Каменца-Подольского: начавшийся с пресс-конференций в местном горсовете и отделе культуры, он финишировал в картинной галерее городского музея. Небольшой зал (к слову, Каменец меньше Севастополя в 4 раза) был забит до отказа: на открытие экспозиции пришло около 130 человек.

— Я провела немало выставок, но эта мне запомнилась тем, что улыбались на ней все без исключения, — рассказывает Елена Самойлова. — Улыбались и художники, улыбались и зрители: они кивали головами, как дети, и на их лицах было написано такое счастье!

С появлением нового партнёра, Фонда содействия развитию искусств, обозначилась и площадка, куда отправятся абстрагирующие ряды из Каменца-Подольского. С 11 по 23 февраля в галерее фонда (если кто будет в Киеве, можете заглянуть: Контрактовая площадь, ул. Фроловская, 1/6) все работы команды абстракционистов будут выставлены на суд столичных жителей. О том, увидят ли их севастопольцы, пока неизвестно, последнее слово остаётся за партнёрами проекта.

Известно пока только одно: событие в Каменце-Подольском стало лишь первым шагом годового проекта "К 100-летию абстракционизма". Время и место второго нестандартного пленэра уже известны: май, Запорожье. Однако идти по накатанной дорожке никто не намерен: Елена Самойлова уверена, что в один из главных промышленных городов Украины поедет другая команда, и задача перед ней будет стоять совершенно иная. Тема запорожского пленэра — "От футуризма до абстракции".

Оставив за спиной абстрагирующие ряды, художники совершат интеллектуальное путешествие на 100 лет назад, во времена зарождения отечественных футуризма, кубизма, суприматизма и других арт-измов, и покажут современное восприятие индустриального пейзажа. Удастся ли крымчанам "колонизировать" урбанистическую твердыню, узнаем через пару месяцев.

Другие статьи этого номера