Актуальное ретро

Место на карте, снимок из прошлого, фотография наших дней, историческая справка. Таков "монтаж" 47 фотопар, представленных на выставке "Севастопольская ретропроекция", уже знакомой горожанам. По просьбе Дома Москвы авторы проекта, Денис Штукатуров и Вячеслав Горелов, вновь представляют наглядные примеры того, как изменился город-герой за два прошедших века, и предлагают полюбоваться его красотой — нередко, увы, уходящей.Полгода для выбранной исторической перспективы, а тем более для взятого нынешним руководством города курса градостроительной политики, — срок смехотворный. По мысли организаторов, дубль "Севастопольской ретропроекции" должен стать повторным "уроком истории" для нерадивых учеников. Впервые показанная в Доме Москвы 14 июня прошлого года к Дню города, 10 февраля фотовыставка, рифмующая времена, открылась вновь.

"Материалы собирались давно, но конкретная работа над выставкой началась осенью 2009 года, — пояснил на открытии генеральный директор Дома Москвы Владимир Стручков. — В этом авторам экспозиции очень помог Департамент внешнеэкономических и международных связей Москвы, а также Московский Дом соотечественника. Со своей стороны мы также сделали всё для реализации проекта, учитывая его значимость и ценность для всех севастопольцев, любящих свой город и желающих знать его героическую историю".

Из всех, кто работал над фотопарами (руководитель проекта — Денис Штукатуров, дизайн и оформление экспонатов — Владислав Матвеев), "Слава" поговорила с Вячеславом Гореловым, известным исследователем истории Севастополя, который собрал львиную долю фотоматериалов и подготовил большую часть сопроводительных текстов.

— Когда мне предложили провести выставку во второй раз, я сначала засомневался: а стоит ли повторяться? Но потом подумал и согласился. И вот по какой причине. Количество людей, которые пытаются переменить мир по своему образу и подобию, не уменьшается. Когда выставка была показана в июне, город был взбудоражен событиями на мысе Хрустальном. Именно в июне снесли дом, где раньше размещалась спасательная станция. Для меня это была личная потеря и личное оскорбление. И дело тут не в архитектурных достоинствах дома, которые многим могут показаться спорными, а в том, что если бы его не снесли, сегодня мы бы отмечали его двухсотлетие. Но нашёлся человек, для которого это здание — просто набор камней, мешающий строительству нового торгово-развлекательного центра, и он, не думая даже, совершенно бездарно взял и снёс его. Что меня всегда удручает? То, что это ситуация "да — нет". Фактически речь шла о жизни и нежизни: здание снесли, и больше его не будет никогда. А ведь его можно было вписать в архитектуру новостроя, сделать "изюминкой"! И городу было бы хорошо, и владельцу бизнес-проекта. Строительство злосчастной мансарды на ул. Ленина, 76, показывает, что с лета мало что изменилось — беспредел жирует! И вот если мы в рамках этой выставки получим в стан защитников Севастополя двух, трёх, пять сторонников — наша цель будет достигнута. Ведь косвенная направленность этой выставки — показать красоту нашего города и то, что его необходимо защищать. Я как раз недавно побывал в Петербурге и видел своими глазами "Охта-центр", который сминает всю архитектуру вокруг себя. Точно такие же чувства я испытываю, проходя мимо "Диалога" на Большой Морской. Ведь он "задавил" Покровский собор, разрушил лестницу, проходившую за главпочтамтом, и попросту разрушил архитектурную целостность главной улицы Севастополя.

— Насколько я знаю, помимо повторения, будет ещё и продолжение этой выставки.

— Да. Во-первых, сейчас проект не охватывает такие районы Севастополя, как Северная сторона, Балаклава и Инкерман. А во-вторых, у нас есть ещё одна достаточно авантюрная идея — использовать в качестве исходников фотографии, выполненные с воздуха. У меня есть аэрофотоснимки Южной бухты 1909 года, сделанные с аэростата (вероятнее всего, для топографической съёмки). А также кадры фотосъёмки Херсонеса, снятые с самолёта в 20-30-е годы. Есть у нас такая смелая задумка — добыть летательное средство и повторить те фотографии…

— Вот уж задача не из лёгких будет!

— Конечно. С вертолётом дело обстояло бы куда проще: он может зависать на месте или перемещаться на сто метров вправо или влево. А самолёт? Попробуй успеть щёлкнуть камерой в полёте! И как прикажете угадать, когда делать снимок? Я однажды попытался сделать "дублирующую" фотографию Графской пристани с моря. Нанял катерок. Испытание было то ещё, скажу я вам! Попасть в нужную точку никак не удавалось!

— Наверняка испытываете огромное удовольствие, когда происходит совпадение до миллиметра!

— Безусловно! Дело в том, что старые фотографии были сделаны объективом с нормальным фокусным расстоянием (около 50 мм для 35-миллиметровой плёнки). Это означало, что старый объектив показывал мир примерно таким, каким его видит человеческий глаз. Поэтому снимая таким же объективом, можно ощутить, что встал примерно на то место, где стоял фотограф энное количество лет назад. И часто найти нужную точку просто не удаётся: менялся ландшафт, строились новые здания — причин масса. Но есть одна фотография, место съёмки которой я определил со стопроцентной точностью. Это фотография английского госпиталя, разбитого в Балаклаве у подножия Чембало. Сделана она была 150 лет назад со склона горы Спилия, и когда я поднимался по её склону, мне всё время казалось: вот же этот пейзаж. Но потом до меня дошло: это я сейчас держу фотоаппарат в руках, а полтора столетия назад это был не удобный компактный прибор, а громоздкая конструкция, и фотографу надо было где-то её установить. Ну не мог он стоять на склоне! Поднимаюсь я дальше и тут вижу: метрах в 20-30 надо мной нависает скалистая площадка. Я поднимаюсь на неё… И вот оно, то самое место! Вот здесь стояла тренога автора снимка! Меня это потрясло.

Русские, немецкие и английские снимки XIX-XX веков в сопровождении своих "потомков" открывают перед нами возможности двойного зрения: одновременно в цветном и чёрно-белом видении, в прошлом и настоящем времени. Однако главная их ценность — не в сухом сравнении (жанр "найди 10 отличий" ничего тут не объясняет). Само течение истории предстаёт перед нашими глазами, и только нам, современным горожанам, решать, по какому руслу его направить в будущем.

Другие статьи этого номера