Что даст Севастополю Налоговый кодекс?

Этот вопрос был главным в нашей беседе в председателем ГНА в Севастополе Юрием КАРПОВЫМ.

— То, о чем так долго говорили налоговики, свершилось: Налоговый кодекс есть! Его еще будут совершенствовать, разъяснять механизм действия и т.п. Но это — дело современных "пропагандистов, агитаторов и организаторов". От вас, Юрий Сергеевич, наши читатели хотели бы узнать главное: что конкретно кодекс даст Севастополю — применительно к специфическим условиям его экономики — традиционным и новым?

— Кодекс принят, наконец-то! Без слова "наконец-то" — даже не могу говорить об этом событии. За свои 15 лет работы в налоговой я с коллегами только об этом и думал. Николай Янович Азаров, его единомышленники практически с первых дней основания украинской налоговой службы занимались созданием свода налогового законодательства — для удобства плательщиков и налоговиков. К счастью, это получилось. После нескольких попыток его приняли. Правда, первый блин был комом — с выступлениями и митингами. Но, к чести власти, она нашла возможность и услышать, и понять, и учесть требования налогоплательщиков, прежде всего "упрощенцев". Почти каждый день приходят методические указания и разъяснения по его применению. Но кодекс месяц уже отработал. И хорошо отработал! Вот цифры: январский план сборов в казну мы выполнили на 103%, в т.ч. в местный — на 110%. Таким образом, кодекс не только даст, а уже дает.

Но я хочу напомнить всем с точки зрения налоговика, что такое экономический потенциал нашего города. Сегодня в Севастополе порядка 39000 субъектов предпринимательской деятельности: около 12000 — юрлиц и приблизительно 27000 — физлиц, которые работают, в т.ч. по "упрощенке". Другая отправная точка наших расчетов — порядка 157000 севастопольцев, которые имеют лицевые счета плательщиков подоходного налога. Это то, что поступает в местный бюджет. Правда, платят порядка 137000 из них. Еще в городе есть семь крупных предприятий (по нашим критериям), к которым подходит термин "бюджетообразующие". Это оба порта, "Авлита", водоканал и др.

Вот краткая характеристика того потенциала, который дает местной казне порядка 600 млн грн в год. Из других платежей, включая разные субсидии, добавляется приблизительно столько же. Получается приблизительно 1,3 миллиарда. Это то, чем располагает сегодня власть города для решения проблем Севастополя. А проблем у города хватает! Это и очистные, и медицина. Есть проблема с нехваткой дошкольных учреждений.

— А что еще имеет город? И какие у него перспективы нарастить свой бюджет?

— Мы в городе еще имеем два флота, вернее, ЧФ РФ и ВМС ВСУ. Они дают в бюджет города порядка 24% подоходного налога. А если говорить о будущем… Кто-то утверждает, что только туризм спасет бюджет, а кто-то — только промышленность. Я считаю, что город должен прежде всего располагать определенной промбазой. И дорожить ею, т.к. именно она дает, как свидетельствует статистика, основные платежи в местный бюджет и рабочие места. Причем промышленность использует, как правило, квалифицированную рабочую силу, она ею дорожит, платит приличную зарплату с полным социальным пакетом, т.е. платежами в бюджет. Естественно, ныне это не та база промышленности, которая была раньше: заводы "Маяк", "Парус", им. Ленина, "Морзавод", им. Калмыкова и т.д. Увы…

Правда, есть перспективы и у того, что осталось. В первую очередь у судоремонтников. Эту возможность дает Харьковское соглашение о продлении пребывания на территории Украины и Севастополя Черноморского флота России. Естественно, что эти корабли выгоднее ремонтировать именно на наших предприятиях — на 13-м заводе или, если появится "второе дыхание" у "Морзавода", он может получить такие заказы.

Какие еще есть перспективы развития нашей промышленности? (задумался). Честно говоря, они связаны лишь с выгодным геополитическим расположением Севастополя: с точки зрения транзита из Средиземки каких-то контейнерных грузов. Но, с другой стороны, неразвитая железнодорожная инфраструктура ставит пока крест на этом деле. Решить-то эти проблемы в принципе можно. Развивать перевалку грузов нам жизненно необходимо. Хотя именно по этому бизнесу, да еще по строительству, кризис ударил больнее всего. И если наш город выйдет на докризисные объемы к концу этого года, — слава Богу!

Есть у нас предприятия, которые занимаются производством альтернативных источников энергии — ветряков и т.п. Солнечные батареи… Может, это направление получит резкое ускорение? Гадать не будем. А будем говорить о будущем лишь на основе нынешних реалий и сегодняшних тенденций. Поэтому на дальнюю перспективу я прогнозировать не берусь!

— На протяжении многих лет я беседовал с руководителями ГНА и всем задаю один традиционный вопрос: что нам дает туризм, какие у него перспективы? И интересная картина наблюдается уже лет 10-12: выше 5% пополнения бюджета туризм пока не дает.

— Туризм не решает радикально проблему наполнения городской казны. Занятости — да, решает. И то, преимущественно сезонной. Летом особенно много объектов, которые предоставляют услуги типа "принеси-подай" и т.п.

— Но там в основном работают сами на себя?

— Да, это самозанятость — малый, даже мелкий бизнес: кафешки, прокаты, ночевки, фото, сувениры, экскурсии и т.п. Это бюджету заметных дивидендов не дает.

— И динамики роста пока не видно?

— Нет. Если брать в процентном отношении, то туризм дает бюджету порядка 3-4%. И рост действительно, незначительный. Каждый отдыхающий тратит какие-то деньги на экскурсии, проживание, отдых и т.д. Это доходы предприятий, которые оказывают услуги в сфере туризма. Часть их попадает в бюджет города в виде налогов. Получается 25-27 млн грн. Летом город, по нашим подсчетам, принимает около миллиона отдыхающих. Дай Бог, чтобы их число увеличилось. А пока этот миллион по 1% турсбора со средних 300 гривен в сутки добавит местной казне около 3 млн грн. Вот это и есть реальная добавка от НК в сфере туризма.

— Сравним и возьмем, к примеру, "великолепную семерку" лидеров платежей в бюджет. Сколько они дают в год?

— Порядка 48 миллионов.

— Получается, что семь предприятий дают городу в два раза больше, чем весь туризм. Еще порядка 122 миллионов гривен казне дает земля, но самый серьезный источник наполнения — подоходный налог, почти полмиллиарда. Вот наши "три кита"! А сколько людей занято в сфере туризма?

— Всего в турбизнесе порядка 300 легальных предприятий. В среднем, допустим, на каждом — по 10 работников. Это будет 3000 рабочих мест. А в двух наших портах трудятся 1800 человек. Причем высококвалифицированных работников.

— Они получают легальную зарплату со всеми отчислениями. И социально защищены. А те?

— А те легально получают минимальную тысячу… И "конверт" им уверенности в будущем не добавляет.

— При вашем ведомстве есть одна из самых, по-моему, мощных аналитических групп в городе — убеждался не раз. Какие они дают прогнозы по изысканию "внутренних резервов" в городе благодаря новому кодексу?

— Нынешний год нельзя считать показательным, так как Налоговый кодекс проходит период адаптации. В то же время все новшества кодекса вместе, как считают наши аналитики, помогут уже в этом году увеличить сборы в сводный бюджет процентов на десять. Естественно, при постоянной и упорной работе всех нас. А "резервы"…

Основной резерв — это "тень" и незаконное ведение бизнеса — так называемые схемы минимизации налоговых обязательств. Вот, например, если раньше владельцы крупных предприятий, супермаркетов могли себе ставить в затраты то, что приобреталось у "упрощенцев", тем самым минимизировать налоговые обязательства, то сегодня такой возможности они лишены.

Также Налоговым кодексом созданы трудности для тех, кто вел бизнес, скажем так, не совсем в рамках законодательства. Уже не могут так вольготно распоряжаться своей налоговой декларацией по прибыли крупные предприятия. Раньше, дабы минимизировать обязательства, в конце отчетного периода они могли "сбросить" куда-нибудь значительную часть денег в виде предоплаты за товары или услуги. Это давало возможность занизить объект налогообложения. Таким образом казна не получала значительных сумм. Сегодня эта возможность отсутствует, она изъята из законодательства. Теперь можно делать предоплату, но в расходную часть ее ставить уже нельзя. За счет этой нормы закона бюджет, я считаю, дополнительно выиграет.

Для крупных предприятий прописано и немало льгот: с 1 апреля ставка налога на прибыль будет 23, а не 25%, а в последующем снизится до 16%.

— То есть у них прямая дорога к наращиванию объемов?

— Конечно! Далее: НДС сегодня 20%, к 2014-му будет 17%, т.е. налицо привлекательность не только с точки зрения имеющихся предприятий, но и с точки зрения привлечения новых инвестиций.

— В какие именно уже существующие в городе предприятия, на ваш взгляд, наиболее вероятны сегодня инвестиции?

— Думаю, что все-таки в наш порт.

— В какой, в первую очередь?

— В оба. Наши причальные возможности вселяют эту уверенность. Они позволяют обрабатывать гораздо большее количество грузов. Я знаю предприятие, которое занимается стройматериалами: там построили себе причалы, прикупили кораблей и работают. Природные возможности развивать экономику у города есть. И система налогообложения повернулась в сторону большей лояльности к бизнесу, в том числе, к вновь образуемому. К примеру, хочешь строить гостиницу — получи на 10 лет льготу по налогу на прибыль. Красота? Красота! Создашь малое предприятие — получи на пять лет налоговые каникулы, но обеспечь не менее 10 человекам соцзащиту и легальную зарплату не менее двух минимумов.

— А сколько уже у нас в городе мини-отелей?

— 308. Незарегистрированных еще столько же, я думаю, наберем. За минувшее лето выявили порядка 30. Мы постоянно занимаемся инвентаризацией таких мест, предоставляющих услуги временного проживания, и стремимся заставить их "выйти из тени". Выводим их, как говорится, на свет божий. Это — резерв, и значительный. Но этот резерв нужно еще весь обойти, как говорится, "ножками", зафиксировать все действия и заставить их легализоваться. Еще больнее проблема с "номерами" в "спальных" многоэтажках. Но отслеживаем по объявлениям, боремся. Помогают и сознательные граждане, информируя нас о том, кто где сдает. На все рук просто не хватает. Ведь в первую очередь нужно заниматься бюджетным направлением, крупными налогоплательщиками — там нужны серьезные силы и средства, чтобы вернуть в "лоно закона". Ведь объем "тени" в экономике страны — в среднем на уровне 50%, а по некоторым регионам — до 60!

— Мы назвали "трех китов", на которых держится большая часть бюджета города: работающие севастопольцы, которые исправно платят подоходный налог, земля громады и семерка крупных предприятий — передовиков производства. Скажите, в ближайшее время к этой "тройке" может кто-то приблизиться по объемам платежей в казну?

— Никто. Даже 500 наших самых сознательных СПД дают казне в 40 раз меньше, чем семерка лидеров — крупных предприятий.

— То есть ставка на массовый — "народный" — бизнес сегодня в Севастополе не проходит?

— Думаю, она нигде не проходит, не только в нашем регионе. Сегодня, как ни странно, мы собираем больше подоходного налога, чем Ялта и Феодосия, вместе взятые, — практически на уровне всей автономии.

Это говорит о том, что у нас в городе сложилась мощная налоговая база. Кроме того, благодаря многолетним партнерским отношениям с налогоплательщиками, систематической работе по легализации зарплаты, я считаю, нам удалось воспитать в городе налоговую культуру высокого уровня.

Это не просто слова: мы подсчитали, что из всех регионов Украины у нас самый высокий уровень уплаты подоходного налога. И здесь есть резерв. Думаем, что за этот год еще несколько миллионов добавим по этому виду налога.

— Руководители крупных предприятий делятся с вами своими бизнес-планами?

— Однозначно! Именно в этом и заключаются партнерские отношения. Накануне утверждения этих планов мы вместе их обсуждаем и смотрим динамику: что это даст предприятию и городу? Порой бывают очень непростые переговоры. Но диалог практически всегда продуктивный. И договоренностей, как правило, наш бизнес не нарушает.

— Кто из семи ваших крупных партнеров планирует в ближайшем будущем развиваться за счет инвестиций? И в каком направлении?

— У Инкерманского завода марочных вин есть такое намерение.

— А за счет чего может прирастать водоканал?

— О-о-о! (вздыхает). Интересный вопрос… Даже не знаю, как сразу и ответить… Но уверен: прежде всего за счет снижения уровня потерь. У него сейчас в землю выливается от 40 до 60 процентов "продукта потребления". Мы тут молимся в прямом и переносном смысле на Крещение, чтобы Бог помог наполнить водохранилище, а половина его потом уходит в никуда! А сократят потери, — сократят и расходы, увеличится прибыль — вырастут поступления в бюджет.

— А "Авлита"?

— Там вкладывают ежегодно, и немалые средства, в совершенствование своего терминала. То есть перспективы увеличения перевалки грузов у "Авлиты" есть.

— К вашим рекомендациям прислушиваются экономисты и финансисты СГГА?

— Уже много лет мы вместе отрабатываем все нюансы бюджета. А итоги их выполнения говорят, что они всегда реалистичные, и, как правило, планы всегда перевыполняются.

— И не предвидеть чего-то невозможно?

— При таком взаимодействии риск — минимален!

— Спасибо! И желаем вам успехов в этом году!

Сергей КОШКИН.

КСТАТИ:

Глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский написал в своем блоге, комментируя "нелюбовь" некоторых граждан к новому Налоговому кодексу: "У нас самая либеральная по налогам страна, если не считать Кипр. Но кроме 1 млн предпринимателей, у нас — 46 млн человек населения, 13 млн из которых — пенсионеры, 9 млн из них получают пенсию меньше $100. Все бы ничего, если бы в мире резко не возросла стоимость продуктов питания".

Другие статьи этого номера