C 2005 года в Украине шло обсуждение вопроса о реформировании системы соцстраха. И вот долгожданное свершилось. Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" вступил в силу 1 января 2011 года, а это значит, что уже к 20 февраля должны быть представлены первые отчеты и уплачены первые взносы по новой системе.Несколько лет назад в ходе обсуждения реформы звучали высказывания об общем сокращении налогового бремени путем снижения страховых взносов до 20%. На практике размер общей суммы ставок остался прежним — на уровне почти 39%. Тем не менее решение об объединении сборов в фонды соцстраха в единый взнос уже само по себе экономия для украинского бизнеса, прежде всего — времени! Минус 500 тысяч систематических проверок, минус 3 миллиона отчетов — это нешуточные цифры, за которыми стоит ощутимое упрощение работы предпринимателей.
В течение нескольких последних лет наша страна находилась на 140-й позиции из 183 в общем рейтинге Всемирного банка по сложности ведения бизнеса. В "номинации" по показателям условий уплаты налогов Украина занимает 181-е место. По мнению экспертов, с введением единого социального взноса ситуация улучшится настолько, что мы выйдет на 60-70-ю отметку.
Реформа — сложный и длительный процесс. Однако с точки зрения плательщика налогов и сборов суть ее можно описать просто. Существует 4 фонда государственного социального страхования: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования на случай безработицы, Фонд страхования от несчастного случая на производстве и Фонд соцстраха по временной потере трудоспособности. Еще в 2010 году в рассчетках каждого официально работающего гражданина значились 4 разные строки удержаний в пользу данных структур. В феврале 2011 года в них уже только одна графа, касающаяся данных взносов, — общая.
Если раньше предприятия, учреждения и организации, а также предприниматели — физические лица должны были подавать четыре вида отчетов в разные фонды в разные сроки, то теперь существует единый платеж, а значит, и единый отчет. Полномочия контролировать уплату социального налога переданы Пенсионному фонду. Это обусловлено его лучшей технической оснащенностью и более развернутой системой сбора средств: именно в ПФ всегда поступала львиная дола социальных взносов — 34%. Работники оставшихся трех фондов получат возможность сконцентрировать все свои усилия на предоставлении услуг и начислении выплат застрахованным лицам, что должно положительно сказаться на качестве их обслуживания.
На протяжении четырех месяцев велась разъяснительная, консультационная работа. Сегодня наступило время перехода от теории к практике. Об основных шагах, которые сейчас необходимо сделать физическим и юридическим лицам — плательщикам единого социального взноса, говорит начальник отдела персонифицированного учета, информационных систем и сетей УПФУ в Ленинском районе Севастополя Нина Широкова: "Первое, что должны сделать страхователи, — четко определиться с базами начисления единого взноса (в соответствии с новым законодательством их три: сумма начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с законом Украины "Об оплате труда"; сумма вознаграждения по гражданско-правовым договорам; сумма помощи по временной нетрудоспособности).
Второе — безошибочно применить к базам начисления установленный тариф для исчисления единого взноса (размер единого взноса применяется отдельно для каждого вида выплат соответствующей категории плательщиков).
Третье — перечислить рассчитанные суммы взноса на счета, соответствующие тарифу, открытые в Государственном казначействе Украины.
Четвертое — своевременно и по установленной форме представить отчетность в органы Пенсионного фонда.
Пятое — в случае ошибочного перечисления единого взноса на несоответствующие расчетные счета следует немедленно обратиться в органы Пенсионного фонда для решения вопроса по устранению ошибки. И, конечно, если возникают сомнения в правильности применения норм нового законодательства, обратиться за консультацией к специалистам".
Кто же обязан представлять отчеты для выплаты единого социального взноса? Нельзя сказать, что эта обязанность ложится на плечи абсолютно всех юридических и физических лиц, начавших в свое время ведение хозяйственной деятельности. Есть категория страхователей, которые освобождаются от этой необходимости. В нее входят организации, не имеющие наемных работников.
"Обязанность по представлению ежемесячной отчетности, — поясняет Нина Михайловна, — выполняют работодатели, являющиеся плательщиками единого взноса, которые используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами. Соответственно, если у работодателя нет наемных работников, отчеты с прочерками представлять не нужно. Что же касается представления годовой отчетности предпринимателями — физическими лицами за себя, то тут ситуация другая. При отсутствии хозяйственной деятельности физические лица не теряют статус предпринимателя, поэтому они обязаны представлять годовую отчетность за себя даже с прочерками. Напоминаю, что предприниматели до 1 апреля 2011 года должны представить отчетность за 2010 год и, конечно, не откладывать это на последний день отчетного периода".
Подготовка велась активно, но всех ошибок предугадать невозможно. У предпринимателей и бухгалтеров сегодня возникают разноплановые вопросы: это и заполнение форм отчетности, и установка (обновление) программного обеспечения для формирования отчетности в электронном виде (много претензий к его работе), и порядок получения страхового свидетельства.
"Много ошибок, — говорит сотрудник Пенсионного фонда, — устраняется при приеме отчетности. Связаны они в основном с невнимательностью при заполнении форм и достаточно быстро исправляемы. Есть и огрехи в правильности применения тарифов при исчислении единого взноса. Что касается ошибок в работе программного обеспечения, то на их исправление требуется время. На днях мы получили доработанную версию программы, которая почти во всем соответствует нашим требованиям и ожиданиям. В ближайшее время, возможно, и она будет усовершенствована".
Следует отметить, что страхователи, использующие труд наемных работников, должны позаботиться о наличии у персонала страховых свидетельств. Если у кого-то такой документ отсутствует, первое, что необходимо сделать работодателю, — уточнить в Пенсионном фонде, было ли свидетельство оформлено. Часто выясняется, что оно уже подготовлено, но не выдано и хранится в органах ПФ. В этом случае застрахованному лицу необходимо просто получить готовое свидетельство и представить его работодателю. Если документы на оформление вообще никогда не представлялись, то страхователь готовит пакет документов и передает в органы Пенсионного фонда.
Какие бы сложности ни возникали, с ними всегда можно справиться. Сотрудники УПФУ в Ленинском районе Севастополя уже проводили еженедельные семинары для предпринимателей, бухгалтеров и руководителей предприятий, "Горячие телефонные линии", готовили и распространяли информационные буклеты. Работа в этом направлении продолжается и сейчас. В частности, один из следующих этапов — лекции по корректировке отчетности.
Ответы на основные вопросы о едином социальном взносе можно найти на сайте главного управления Пенсионного фонда Украины в Севастополе: http://www.sevpfu.gov.ua. Формы отчетности, категории плательщиков, ставки страховых взносов, номера счетов для зачисления средств, нормативно-правовая база — все это легко можно получить непосредственно на веб-ресурсе. Если вам нужна консультация специалиста — на ваши вопросы ответят по телефону 55-54-31 или 55-02-29.