В городе немало случаев, когда только что купленный мобильный телефон, телевизор или компьютер выходит из строя и человек не может решить проблему его ремонта. Магазин отправляет потребителя в мастерскую, а она выискивает различные причины, чтобы не делать бесплатного и своевременного гарантийного ремонта. Нередко сервисный центр заставляет потребителя расписаться в квитанции, в которой делается запись о том, что из-за отсутствия запчастей гарантийный ремонт не может быть выполнен в течение двух недель, и рекомендует клиенту набраться терпения и подождать около месяца. Наш корреспондент обратился к ведущему специалисту управления по делам защиты прав потребителей Елене МОКИНОЙ с просьбой рассказать о том, какими правами пользуется в данной ситуации гражданин, которого угораздило купить ненадежную электробытовую технику:- Если покупатель приобрел какое-либо сложное электробытовое изделие и оно в течение гарантийного срока его эксплуатации вышло из строя, ему прежде всего следует обратиться в магазин с требованием устранить дефект. При этом потребитель пишет заявление на имя продавца (производителя, импортера), прилагает к нему расчетные документы (кассовый чек, товарный чек, квитанцию), выданные магазином при покупке товара. При этом надо помнить, что продавца надо определять не по вывеске магазина, а по названию субъекта хозяйствования. Заявление пишется в двух экземплярах. Один остается у продавца, а на втором экземпляре, который передается потребителю, магазин ставит дату поступления заявления, фамилию, имя и отчество продавца, который его принял. После этого магазин направляет потребителя в сервисный центр (на гарантийный ремонт).
Как правило, задержка с его выполнением вызвана нарушениями сервисным центром правил приемки сложной электробытовой техники. Принимая ее, сервисный центр в присутствии покупателя обязан проверить потребительские свойства товара, его комплектность, внешний вид, заводской номер, дату изготовления, наличие пломб, гарантийный талон, установить характер неисправности. При этом потребителю вручается квитанция N 7, в которой указываются дата сдачи товара в ремонт, время его окончания, а также сведения о выданном потребителю изделии из обменного фонда.
После гарантийного ремонта сервисный центр вносит в квитанцию отметку о продолжении гарантийного срока эксплуатации и заверяет ее печатью. При выдаче отремонтированного изделия мастер должен продемонстрировать его работоспособность и опломбировать. Потребитель возвращает исполнителю выданное ему из обменного фонда изделие. Если потребитель в течение пяти дней не явился за получением своего отремонтированного изделия, исполнитель обязан известить его письменно о необходимости прийти в сервисный центр.
Гарантийный ремонт (обслуживание) проводится бесплатно не более чем за 14 дней. На это время потребителю должен выдаваться аналогичный товар из обменного фонда. При отсутствии такого фонда потребителю выплачивается неустойка в размере 1% от стоимости товара за каждый день ремонта. Такую же неустойку продавец (сервисный центр) обязан выплачивать за каждый день просрочки ремонта.
Крупногабаритные товары и товары весом более 5 кг доставляются на ремонт и возвращаются из ремонта потребителю силами и средствами исполнителя (продавца, производителя, сервисного центра). В случае невыполнения этого обязательства доставку и возврат товара из гарантийного ремонта может осуществить сам потребитель. Его расходы на транспортировку исполнитель обязан возместить по квитанции, подтверждающей расходы потребителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 закона Украины "О защите прав потребителей" при обнаружении в товаре существенного недостатка, который не может быть устранен в течение двух недель или остается после ремонта, потребитель имеет право требовать расторжения договора купли-продажи или замены товара на аналогичный качественный. Это положение закона распространяется на товары в течение гарантийного срока. Если в двухнедельный срок сервисный центр не выполняет ремонт, потребителю следует обратиться в управление по защите прав потребителей, которое по данному факту проводит проверку и принимает меры по защите интересов покупателя. Чаще всего проверка завершается возвращением стоимости некачественного товара. В конфликтных ситуациях требования покупателя удовлетворяются по решению суда, которое подтверждает целесообразность позиции управления, исходящего из того, что потребитель всегда прав.