Как на наши именины…

Мало кто назовет февраль любимым месяцем. Но нет правил без исключения. К таковым относится Севастопольский театр для детей и молодежи, который именно в это время отмечает день своего рождения.За 23 года — как раз столько стукнуло нынче имениннику — какие только события не происходили 16 февраля! Случались даже премьеры (что придавало празднику дополнительную окраску!). Так, к примеру, совпало в 2007-м, когда зрителям впервые была показана комедия "Сватовство в Марьяновке" — представление, которое хорошо запомнилось всем его зрителям, поскольку смотрелось на одном дыхании, было пронизано добрым народным юмором и большой любовью к украинской культуре. Недаром вскоре показанная на международной "Мельпомене Таврии", она получила от херсонской прессы титул "Самый радостный спектакль фестиваля", а от жюри — специальный диплом за лучшую постановку современной украинской драматургии.

К 13-й годовщине как раз подоспел "Бука" — премьера для самой юной публики театра — веселая сказка-игра, которая совсем не случайно уже целое десятилетие не сходит со сцены. Этот спектакль, кстати, был первой работой в стенах ТБМ сценографа Татьяны Карасевой, ныне главного художника театра, и одной из первых — начинающего в ту пору режиссера Ольги Ясинской (в настоящее время заслуженного деятеля искусств АР Крым). Творческий тандем этих талантливых людей театра помог впоследствии родиться таким ярким постановкам для детей, как "Абрикосовая сказка" и "Любопытный слоник", "Здравствуй, Красная Шапочка!" и "Журавлиные перья".

А как не упомянуть "Ромео и Джульетту"! И не только потому, что премьера шекспировской трагедии 16 февраля 1989-го была самой первой премьерой в здании на проспекте Гагарина, 16: именно с ее постановки, как полагают многие театралы, и началась "настоящая" история театра "На Большой Морской". Этот экспериментальный спектакль, несший на себе отчетливый отпечаток незаурядного, мятежного дарования Виктора Оршанского, создателя театра-студии, в вечер премьеры буквально расколол зал надвое. И трудно сказать, кого в зале было больше: тех, кто всецело поддался его мощной эмоциональной ауре, или категорически не принявших эту работу вне привычных канонов — шумную, дерзкую, на пустой сцене, да еще грешившую непрофессионализмом актерского исполнения. (Однако же именно она, как никакая прежде, обнаружила большой творческий потенциал молодой труппы Оршанского).

Вспоминается, как на одно из первых представлений "Ромео и Джульетты" пришла киевский критик В. Заболотная, профессор театрального института им. Карпенко-Карого, внучка легендарного украинского актера А. Бучмы. Пришла без всякого приглашения, купив билет как "простой" зритель (потом объяснив: "Из профессионального любопытства"). Под впечатлением от увиденного она раскрыла-таки свое инкогнито и, до поздней ночи задержавшись в театре, беседовала с ребятами, профессионально и в высшей степени доброжелательно обсуждая их работы. На память об этом событии сохранилась короткая запись в книге отзывов. "При всех недостатках ваш спектакль — это событие в культурной жизни Украины, — написала Валентина Игоревна. И добавила: — Мне за вас страшно…" Оно и понятно: житье-бытье хозрасчетного театра-студии тогда (год спустя после его официального учреждения в Севастополе) все еще оставалось одним большим вопросом — мало кто верил в "светлое будущее" молодежного коллектива, "беззаконной кометой" вторгшегося в культурное пространство города.

Но надо ли говорить, что ТБМ, ныне Театр для детей и молодежи, выдержал все испытания, выпавшие на его долю! И даже сохранил в своем составе нескольких исполнителей судьбоносного спектакля, в настоящее время сплошь заслуженных! Вот их имена: Людмила Оршанская, заслуженный деятель искусств Украины, директор — художественный руководитель; Валерий Сенчиков, заслуженный артист Украины; Ирина Кузнецова, заслуженный работник культуры АРК, заведующая музыкальной частью; Наталья Клочкова и Жанна Терлецкая — обе заслуженные артистки Автономной Республики Крым.

В вечер недавних именин театра его сцену не украшал праздничный "пирог" в виде очередной премьеры: на ней был "Чичиков". В 26-й раз он был вынесен на подмостки, но впервые — в новом качестве: лауреата Премии Автономной Республики Крым за 2010 год. Можно сказать, весь минувший сезон прошел под знаком этого гоголевского героя, чье имя украшает теперь афишу театра. Ни одна постановка до этого не собирала такой урожай всевозможных наград, не только республиканских. Благодаря "Чичикову" ТБМ стал известен многим театральным деятелям Украины и России, и не подозревавших о существовании такого театра в Севастополе. Так, видный ученый-искусствовед, профессор Российской Академии театрального искусства, возглавлявший жюри международного фестиваля "Славянские театральные встречи" (наш спектакль увез домой Гран-при) А.А. Никольский в интервью заметил: "Что же касается моего личного открытия на этом фестивале, то это, несомненно, севастопольский театр "На Большой Морской". Еще Мейерхольд мечтал ставить гоголевские спектакли как комедию масок. И пытался это сделать в "Ревизоре". Но здесь перед нами — русская комедия дель арте. При этом она поставлена по законам нашего психологического театра. Надо иметь огромный опыт, чтобы так тщательно и глубоко освоить материал. Очень понравились и артисты: Флеер — Чичиков, Сенчиков — Собакевич, Терлецкая — Коробочка…"

Помимо художественных достоинств, есть у этого спектакля "секрет", который, как нам кажется, во многом объясняет его успех у зрителя. Это бережное отношение к литературному первоисточнику. Автор сценической версии и режиссер-постановщик комедии Людмила Оршанская сохранила все основные сюжетные коллизии и героев поэмы Гоголя, не перенося при том действие ни в иную эпоху, ни на другой материк, не облачая персонажей в костюмы нынешнего столетия и не заставляя их выражаться на языке рокеров или новых русских… Такой подход к классике у современного зрителя, поверьте, в особой цене…

…Вчера — Шекспир, сегодня — Гоголь, а завтра… А завтра — Чехов, его "Чайку" театр, возможно, начнет репетировать уже в текущем сезоне. Согласитесь: разве такие имена в репертуаре юношеского театра не вызывают уважения к нему? Уважения и внимания ко всем его проблемам? "Их-то всего две: холод зимой и жара летом", — шутят артисты. И еще здание, так мало похожее на храм искусства, где тебе ни театральных кресел, ни сияющей люстры… И так на протяжении более двух десятков лет! Подобное "внимание" напоминает игры в мрачноватом театре абсурда (если использовать лексику театральных жанров). На медицинском языке — это запущенный хронический диагноз, болезнь, от которой не может избавиться вот уже которое поколение власть предержащих…

Другие статьи этого номера