Обратной дороги нет

Прошло 19 лет со дня принятия Кабмином постановления "О приватизации государственного жилого фонда", которое одаривало граждан правом приобретать в частную собственность квартиры, в которых они были зарегистрированы. Одни возможность стать собственником жилья восприняли как дуновение счастья и свободы и сразу стали оформлять приватизацию. Другие, памятуя поговорку о бесплатном сыре в мышеловке, решили с этим делом повременить, полагая, что правительство, въехав в народные массы в троянском коне, выйдет из него и повяжет новоявленных собственников непомерно высокими налогами на приобретенную ими недвижимость. Однако эти прогнозы полностью не оправдались.В 1995 году Верховная Рада одобрила "Концепцию государственной жилищной политики", а Кабмин принял постановление по ее реализации. Эти нормативные акты свидетельствовали о том, что генеральной задачей правительства является сокращение бюджетных расходов на содержание жилого фонда путем реформирования жилищно-коммунального хозяйства, которое уже не отвечало идеологии рынка и требовало введения новых принципов управления им. Ведь приватизировав жилье, человек, в сущности, получал только пространство между стенами квартиры, а подъезд, инженерные коммуникации, придомовая территория оставались на балансе местных органов власти, и все это воспринималось как нечто чужое и вскоре стало контрастировать с обликом квартир, которые новоявленные собственники стали благоустраивать на европейский манер.

Учитывая все это, правительство сделало очередной шаг на пути реформирования ЖКХ и разработало законопроект "Об объединениях собственников многоквартирных домов" (ОСМД), в соответствии с которым гражданам передавалась коммунальная часть жилого дома. Этот законопроект находился на рассмотрении в парламенте около двух лет и был принят только в январе 2002 года. Медлительность депутатов во многом была вызвана отсутствием в то время нормативной базы. Кстати сказать, она дорабатывается по сей день.

В организационном плане создание ОСМД, на первый взгляд, является делом достаточно простым. Оно начинается с учредительного собрания. Для его организации создается инициативная группа из не менее трех владельцев квартир. За 14 дней до собрания инициативная группа под роспись информирует жильцов о повестке, времени и месте проведения собрания, которое протоколируется. Каждый собственник жилья имеет один голос независимо от площади его квартиры и числа проживающих и зарегистрированных в ней граждан.

Учредительное собрание считается правомочным, если на нем присутствует более 50% собственников жилья, а решение считается принятым, когда за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих на собрании. Они принимают решение о создании объединения, утверждают его устав, проводят регистрацию ОСМД в местных органах исполнительной власти. Закончив формальности, объединение принимает на баланс жилой дом и получает право на проведение в нем капитального ремонта.

Для обслуживания своего жилого дома ОСМД может заключить договор либо с рэпом, либо с другим ремонтно-эксплуатационным предприятием независимо от формы его собственности. Кстати, это создает предпосылки для образования коммерческих структур, альтернативных рэпам, и возникновения конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере. Как свидетельствует опыт, возможность такого выбора позволяет повысить качество обслуживания жилого фонда, снизить стоимость квартплаты, улучшить содержание подъездов, дворовых территорий. Еще одно преимущество ОСМД, являющегося неприбыльной организацией, состоит в том, что оно освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость, от необходимости содержать штатную структуру рэпа и управления ЖКХ, может сдавать в аренду вспомогательные помещения, а полученные средства направлять на содержание дома.

Вместе с тем на пути создания и повышения эффективности функционирования ОСМД есть немало препятствий. Одно из них в том, что для проведения капитального ремонта дома, в котором создано объединение, в бюджете нет достаточных финансовых средств. Еще одно обстоятельство, сдерживающее увеличение численности ОСМД, заключается в отсутствии пакета нормативных актов, определяющих взаимоотношения объединений с налоговой службой, с бюро технической инвентаризации, с фондом коммунального имущества. Сдерживающим фактором психологического свойства является менталитет наших людей. Не избавившись от привычки советских времен во всем полагаться на государство, мы очень инертны в проявлении активной жизненной позиции, в реформировании сложившихся стандартов. По этой причине большинство ОСМД держится на инициативе нескольких человек, без которых объединения приходят в упадок, хотя продолжают числиться в реестре действующих.

Несмотря на все это, сегодня для активизации реформирования жилищно-коммунального хозяйства нет другого стимула, кроме создания ОСМД.

Другие статьи этого номера