Слова, пиксели, летающая лиса и мудрый рыбак

Этим и другим персонажам и явлениям посвящены фильмы — победители I Крымского конкурса дебютных и студенческих фильмов "Киновия". В финальной статье о молодёжном киноконкурсе — парад-алле обладателей призовых мест, а также рассказ о мультфильме, ставшем "любимчиком" зрителей.Лучшие киноленты, по версии жюри (в которое вошли представители организаторов конкурса — киноклуба "Киноварь" и Фонда социально-экономического развития Севастополя, а также профессионалы из СМИ и масс-медиа полуострова), были названы в зале фонда 10 февраля, в один день с началом работы очередного "Берлиннале". Обратила на это внимание Алла Щербакова, управляющая Фондом социально-экономического развития. "Для первого конкурса это хороший, добрый знак, — прокомментировала Алла Борисовна совпадение дат и логично перешла к совпадению интересов: у двух фестивалей — к короткому метру и дебютантам, у киноклуба и фонда — к развитию творческой среды в Севастополе. — Фонд с удовольствием поддержал идею "Киновари" провести конкурс "Киновия", поскольку поддержка творческой молодёжи всегда была одним из наших приоритетов".

Прежде чем рассекретить имена победителей, процитируем севастопольского тележурналиста Ларису Кужанову, вошедшую в состав жюри "Киновии": "Нужно иметь смелость и отвагу, чтобы выставить своё творение на суд зрителей и выслушать несколько десятков или сотен мнений. Иногда это ранит, иногда радует, иногда тревожит или заставляет задуматься, но в любом случае находит отклик в душе. Любой конкурс хорош именно тем, что даёт базу для раздумий и позволяет каждому участнику узнать: а что и как сделали другие?"

Вот на эти-то два главных вопроса — что и как — и отвечали призёры "Киновии" специально для "Славы". Итак, начнём с обладателя первого места, получившего главную награду — оплаченные билеты на Московский фестиваль дебютных и студенческих фильмов "Святая Анна".

1-е место — Ольга Касьянова, "Слова" (Севастополь):

— Видеоарт "Слова" снимался как презентация литературного раздела электронного журнала об искусстве "Брик-а-брак" на фестивале "Балаклавская одиссея". Из всех разделов словесный казался самым неприкаянным, к тому же литературное мышление и его взаимоотношение со зрительным образом мне интересно, поэтому я вызвалась помочь журналу.

У меня родилась идея видеобукваря, соотносящего изображение с титрами (так учат детей чтению или иностранному языку). При этом интересно было постепенно усложнять образы и формулировки, делать их связь и менее очевидной, и более глубокой, и такая эскалация в теории должна показать взаимное дополнение этих двух миров: "абсолютная правда" изображения так же зависит от словесности, как словесность зависит от реальности.

Более того, закадровый текст ролика даёт видеоряду новый толчок ассоциаций. Это довольно высокопарный монолог о возможности бессмертия через сохранение собственного голоса в текстах. Однако я не думаю, что это "высказывание", организующее вокруг себя ролик. Его можно смотреть и с выключенным звуком: это уберёт одну из координат, упростит, но не разрушит общую картину (отчасти "факультативность" закадрового текста связана с тем, что презентация ролика на фестивале планировалась "немой"). Фильм снимался в течение двух недель. Это мой первый операторский опыт, до этого я однажды снимала клип-"мокументари" на цифровой фотоаппарат, а в ходе работы над "Словами" пришлось учиться "выдавливать" картинку из полупрофессиональной "телевизионной" камеры, взятой напрокат.

Конечно, открыточного эффекта не вышло, но я очень благодарна художнику Вове Новикову за помощь в работе над первыми кадрами в его студии: это пока мои первые знания о "кухне" работы над образом, почерпнутые где-то за пределами неразборчивого зрительского опыта. Ещё мне худо бы пришлось без Вити Цатряна, который очень помогал с монтажом. Сейчас мне хотелось бы хоть разочек подержать в руках аппарат, способный породить не совсем стыдную картинку. Скоро такая возможность у меня появится. Надеюсь, это вдохновит меня разобраться в премудростях съёмки и игровое кино перестанет казаться мне чем-то таинственным, коварным, балансирующим между коммерческим штампом и провинциальной неестественностью.

2-е место — Владимир Новиков, Ольга Касьянова, Наталья Давыдова, Павел Тамакулов, "Пиксели и векторы" (Севастополь).

— Эта видеозарисовка возникла довольно спонтанно, — рассказывает Владимир Новиков. — Надо было снять видео для презентации раздела компьютерного дизайна электронного журнала "Брик-а-брак" на фестивале "Балаклавская одиссея-2010". Времени оставалось мало, но браться за съёмки никто не спешил. В результате Оля Касьянова придумала идею, взяв за основу мои случайные съёмки: как дворник расчищает дорогу от снега, как чайки летают в бухте, как в комнате в солнечных лучах кружится пыль. Анимационную часть дорисовала Наталья Давыдова. На ролик мы наложили восьмибитную музыку Павла Тамакулова. Идея видео заключается в следующем. Так получилось, что мы живём в период компьютерных технологий, и, хотим мы того или нет, виртуальный мир становится всё более значительным, больше и больше разрастается в сознании многих людей и очень часто начинает становиться для них не менее реальным, чем живой. Идея фильма была в совмещении векторной графики с видеосюжетами из реального мира. Мы пытались показать ту связь, которая существует в сознании художника между тем миром, в котором он живёт, и тем, в котором он сам является творцом. Нам хотелось, чтобы зритель увидел, что, несмотря на большую разницу визуального восприятия, даже самые незамысловатые формы и персонажи, созданные в "векторе", могут быть не менее значимыми, чем сюжет из так называемой "объективной" реальности.

3-е место — Валентин Зорко, "Ловля рыбы запрИщена" (Симферополь):

— Я живу в Симферополе и много раз бывал на фестивале детского и молодежного игрового кино "Золотой Чарли". Сами понимаете, среди аматорского кино много "мусора", необдуманных и плохо сделанных фильмов. Я достаточно насмотрелся короткометражек и сам для себя сделал несколько важных наблюдений. Одно из них заключается в том, что для 20-минутных лент часто берутся сюжеты, совершенно для них не подходящие: слишком закрученные, с множеством линий, рассказывающие сразу о нескольких поколениях и т.д. А мне всегда казалось, что для короткого метра нужна одна, но ёмкая мысль. И вот как-то я наткнулся на "Историю для снижения рабочей морали" Генриха Бёлля — по сути, анекдот о том, стоит ли человеку работать и ради чего он это делает (в фильме Валентина житейскую премудрость о смысле труда заезжему туристу объясняет умудрённый опытом рыбак. — Ред.). И вот в один летний вечер, когда делать было нечего, я написал сценарий. Всем же нравится кино? И вот как-то в октябре мы созвонились с Ириной Антоновской, у которой был подходящий для съёмок фотоаппарат. Нашли актёров. Договорились в четверг и уже в пятницу были в родном для меня Гурзуфе. Все мы — и Ира, и оба актёра, Михаил Орлов и Никита Прокопов, — впервые увиделись ночью на гурзуфском автовокзале. Снимали всего день на одном из пирсов, а потом монтировали и дублировали в домашних условиях. А пока занимались всем этим, незаметно сдружились.

Приз зрительских симпатий — Андрей Лисин, "Как лиса училась летать" (Севастополь):

— Этот мультфильм был сделан ещё в 2009 году как дипломная работа. Я оканчивал Крымский институт информационно-полиграфических технологий по специальности "художник-график". За основу взял русскую народную сказку "Как лиса училась летать", однако пока писал "самопальный" сценарий, понял, что меня уводит далеко от изначальных десяти строк сказки. В итоге мультфильм остался "сырым" — без озвучки. А год назад я решил подать его на фестиваль "КРОК". И тогда за дело взялась журналистка Наташа Данилова. Она помогла написать текст и придумала новую концовку: в отличие от сказки, в которой журавль катал лису на спине и пару раз сбросил на землю, пока та не расшиблась насмерть, у нас лиса хитростью отняла журавлиные крылья и была обречена летать вечно. Вот такое наказание за обман!

Ещё одна идея Наташи — непонятное бубнение и мямление вместо реплик персонажей. Текст повествователя прочитал её трёхлетний сын Миша, так что и его реплики были понятны далеко не всегда. Но чтобы понять идею мультика, этого и не нужно. Мультфильм выполнен в технике плоской куклы (в ней же снимает, например, Юрий Норштейн). Только я не делал шарнирных кукол вживую и не выкладывал на стекло, а создавал их на компьютере из отсканированных и обработанных в фотошопе кусочков ткани, ваты, бумаги и тюля. На всё про всё ушло около 50 дней.

"Кино для немногих, чай для всех", — этот девиз киноклуба "Киноварь" пришёлся как нельзя кстати на закрытии конкурса "Киновия". Призов, конечно, на всех участников не хватило, зато зрительского внимания и участия к каждой киноленте было хоть отбавляй. Почти "семейный формат", конечно, не может тягаться с крупногабаритными биеннале и фестами, однако и в нём есть ряд преимуществ. Прямое общение со зрителями и живой обмен впечатлениями — одно из них.

Другие статьи этого номера