"Дороги, которые мы не выбираем"

Эта слегка измененная фраза — название одного из известных сочинений О`Генри — пришла мне на ум после знакомства с принятой недавно программой "Дороги Севастополя". Ни на коллегии СГГА, ни на пленарном заседании горсовета я, увы, не присутствовал, но из газет узнал, что "…принятая стратегия рассчитана на ближайшую пятилетку (2011-2015 годы)", а программа принята депкорпусом "без особых замечаний".
Понятно. Депутаты "без особых замечаний" одобрили программу решения серьёзнейших транспортных проблем города, рассчитанную на пять лет, на которую нет денег сейчас и неизвестно, будут ли в ближайшем будущем. Нужно около 800 миллионов гривен. На текущий год "расписано" 37 млн 867 тыс. гривен. А дальше? Дальше надежда на государство и… частных инвесторов. А там, глядишь, чья-то каденция закончится и ни за что отвечать не придётся…

Но посмотрим, что же представляет собой эта программа. Она состоит из двух этапов. Первый — текущий ремонт и содержание городских дорог. Ну вот, отремонтируют на эти 37 млн 875 тыс. некоторые улицы и дороги т.н. заплаточным методом, залив бетоном или асфальтом выбоины и ямы. И всё. Второй этап — т.н. долгоиграющие проекты. 1. Строительство трассы от 5-го км Балаклавского шоссе до ул. Генерала Мельника (но строительство этой "перемычки" между Ленинским и Нахимовским районом, о которой уже столько лет говорят, в генплан внесено, похоже, не было, т.к. существуют сложности с землеотводом). 2. Строительство транспортной развязки в районе пр. Победы. 3. Строительство развязки на пересечении ул. Хрусталёва с Камышовым шоссе. 4. Строительство дороги-дублёра от конечной остановки троллейбуса 6 до ул. Фадеева вдоль бухты. 5. Расширение дорог от пл. Восставших до "Эко-маркета", от торгового центра "Муссон" до микрорайона "Лётчики". 6. Строительство подземного перехода на пл. Восставших. И, наконец, в этой программе запланировано строительство нового моста в районе железнодорожного вокзала. Как хотелось бы, чтобы хотя бы этот пункт программы был выполнен, но пока, как говорит начальник главного управления ЖКХ А. Панасюк, проектно-изыскательные работы "завершены" на 50%. "Завершены", уважаемый, — это значит закончены…

Одной из основных частей "Программы…" является повышение пропускной способности дорог. Представляете, решением проблемы по разгрузке пл. Ушакова является увеличение числа полос за счёт сокращения их ширины. Кто в часы пик проезжал через пл. Ушакова с ул. Б. Морской или с ул. Гоголя на ул. Ленина, знает, что автомобили там движутся (или стоят в пробке), не соблюдая никаких интервалов и дистанций, впритык друг к другу. И это зимой. А что будет летом, когда наедут туристы? Какое уж тут сужение полос!..

Ещё одно "ноу-хау": введение новой схемы движения транспорта, идущего с ул. Шмидта на ул. Гоголя мимо гостиницы "Украина". Сейчас вся эта дорога — сплошная автостоянка, но пока эти авто стоят — ещё терпимо, а вот когда это будет сплошной транспортный поток, как подойти к гостинице?

Очень "важным" в "Программе…" считаются инвентаризация и постановка на баланс городских дорог. А где (на каком балансе) они были раньше и почему их до сих пор на баланс не приняли? Они что, со времён развала Советского Союза бесхозными были? Ну понятно: инвентаризацию провести не могли, потому что раньше не было инновационных технологий (в частности GPS)…

Вот такую "Программу…" сначала чиновники СГГА, а потом и господа депутаты приняли. А народ, севастопольцев, спросили? По-видимому, эти господа не догадываются, что не они одни будут ездить и ходить по нашим улицам и дорогам, а ещё и триста с лишним тысяч жителей Севастополя, а летом — чуть не вдвое больше наших гостей и туристов. По-моему, нужно срочно, подчёркиваю, срочно, а не в перспективе, рассчитанной на пять лет, разгрузить город от транспортных потоков. Посмотрите, во что превратился один из самых красивых городов бывшего СССР. Когда в 1966 году я переехал в Севастополь, городом невозможно было налюбоваться. После Великой Отечественной войны наше городское кольцо — пр. Нахимова, ул. Б. Морская, ул. Ленина — было застроено по проектам лучших архитекторов Москвы и Ленинграда. И не зря, видимо, город республиканского подчинения Севастополь восемь лет подряд занимал первое место по благоустройству, чистоте и озеленению. А сейчас? Сейчас нет нашего прекрасного городского кольца. Есть сплошная кольцевая автостоянка: машины сплошь припаркованы вдоль пр. Нахимова, ул. Ленина и Б. Морской, кое-где стоят даже на тротуарах.

Я живу в Каче, дважды приезжал в город по делам на автомобиле и не смог припарковаться ни на ул. Ленина, ни на Б. Морской. Половина пл. Нахимова тоже занята под парковку. Хорошо ещё, что наши бульвары под парковку не задействованы.

Так что же делать? А ничего — денег нет. Вот пройдёт чемпионат Европы по футболу в 2012 г., тогда, может, государство что-нибудь подкинет или инвестор какой-нибудь найдётся. Сейчас ведь немало богатых людей. Да, богатых людей немало, но только не для того они свои богатства копили, чтобы на благо других людей их выкидывать. Так вот вопрос о парковке пока "висит".

А решение вопроса о транспортной разгрузке города — вот оно, на виду. Организовать платные парковки на въезде в город: на Северной стороне, в районе пос. Дергачи, на ул. Генерала Мельника, в районе 5-го км Балаклавского шоссе, на пересечении улиц Пожарова и Салтыкова-Щедрина и запретить въезд в город частному транспорту. Разрешить въезд в город спецмашинам и по особым пропускам. Даже для господ депутатов — только на сессии и для решения проблемных вопросов, раз уж эти "слуги народа" у нас такие важные. Ну а для передвижения по городу горожан и туристов пустить по городскому кольцу и самым насыщенным маршрутам дополнительное количество троллейбусов.

Перегружено городское кольцо и маршрутками. Вот на пл. Нахимова подходит троллейбус, а стать ему негде, т.к. всё забито маршрутками: 7, 10, 12, 16, 109, 120 и т.д. Не мешало бы убрать половину, а троллейбусов добавить. Запланировать на это деньги и купить; и это даст больший положительный эффект, чем дорогостоящие транспортные развязки. Вот и пример перед глазами: в Симферополе убрали часть маршрутов, по которым ходили "топики", и добавили 16 новых троллейбусов. А мы что, хуже?

Кстати, есть ещё одна проблема. Ввели для разгрузки городского кольца одностороннее движение. Разгрузить всё равно до конца не получилось, а вот побочный эффект кое-кому действительно вышел боком. Дело в том, что наш город состоит не только из центра и Корабельной, но и довольно значительной по населению Северной стороны с пригородами: Кача, Андреевка, Орловка, Вишнёвое, Любимовка. И вот представьте себе, переехали жители оттуда на Графскую пристань, а им на вокзал нужно… Это ведь какой круг надо делать, сколько времени тратить, а на такси… Или люди приехали на Центральный рынок, накупили всего и теперь нужно обратно на катер, на Графскую. И тут им предлагается два варианта: либо вокруг, дождавшись 6-го или 10-го троллейбуса, которые не очень часто ходят, или пешком через весь пр. Нахимова, что не так-то легко с полными сумками. А паром ходит редко.

Я не уверен, что господа депутаты сейчас читают газеты. Интернет в моде. Но, может, снизойдут и прочтут, и услышат голос рядовых граждан Севастополя, от имени которых и написана эта статья.

Сегодня в Севастополе — 1028 такси с лицензиями

Сотрудники отдела транспорта и связи СГГА совместно с советом предпринимателей транспортной отрасли и советом предпринимателей Гагаринского района разрабатывают предложения в проект "Правил организации парковки на территории Севастополя" по определению сети таксомоторных стоянок в составе городских парковок.

Сегодня в городе обслуживают население 1028 лицензированных перевозчиков легковых такси. Для сравнения: в Киеве с населением, в десять раз большем, чем в Севастополе, всего 841 такой перевозчик, что влияет на качество и безопасность предоставления услуг пассажирских перевозок на легковом такси. Увы, в разрабатываемых "Правилах организации парковок…" отсутствует понятие "легковое такси". А ведь определение мест стоянок для них в составе городских парковок, их оборудование позволит упорядочить деятельность таксистов на основе заключенных договоров на право пользования оборудованными таксомоторными стоянками с КП СГС "ДЭУ".

Прогнозируемые результаты: вывод "из тени" нелегальных перевозчиков на легковом такси; пополнение городского бюджета от этого вида деятельности; создание новых рабочих мест; создание условий для устойчивого, эффективного развития таксомоторных перевозок; повышение качества оказания таксомоторных услуг.

Другие статьи этого номера