Щит и меч потребителя

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Он был учрежден ООН в 1962 году после выступления в Конгрессе США президента Джона Кеннеди, который впервые сформулировал понятие "потребитель" и определил права граждан на качественные, безопасные товары, на достоверную информацию о них, на возможность своего выбора товаров и право быть выслушанным. Всемирная организация союзов потребителей добавила к этому права потребителей на удовлетворение своих основных нужд, на возмещение потерь, на здоровую окружающую среду. В 1985 году ООН приняла основные принципы защиты интересов потребителей, которыми рекомендовала правительствам всех стран руководствоваться при разработке своего законодательства.
В Севастополе государственную политику по обеспечению конституционных прав граждан на надлежащее качество и безопасность товаров, работ, услуг реализует региональное управление по делам защиты прав потребителей. Безусловно, сложно девяти специалистам управления отслеживать потребительский рынок города с населением 380 тысяч человек и с 49 административными единицами, поэтому мы активно сотрудничаем с органами исполнительной власти и местного самоуправления, с правоохранительными и контролирующими структурами. Эта скоординированная работа приносит результаты.

Только за 2010 год было проверено более 900 субъектов предпринимательской деятельности, рассмотрено 1800 обращений граждан, установлено и предупреждено 1515 нарушений прав потребителей, забраковано и снято с реализации товаров на сумму 850 тыс. гривен. Наши специалисты разработали 428 письменных юридических консультаций и разъяснений о правах потребителей и подготовили более 300 выступлений в прессе, на телевидении и радио.

В этом году отменено постановление Кабмина Украины 502 "О временных ограничениях относительно осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года", которое существенно ограничивало функции проверяющих и контролирующих организаций. И тут же штрафные санкции в отношении недобросовестных производителей товаров, работ и услуг возросли в несколько раз по сравнению с прошлым годом.

Накануне своего профессионального праздника мы традиционно организуем "круглый стол" с участием заинтересованных лиц и организаций, а в учебных заведениях города проводим среди школьников олимпиаду по защите прав потребителей. Севастополь и Николаев — два единственных города в Украине, где в старших классах школ изучается предмет "Основы защиты прав потребителей". Большое внимание мы уделяем профилактике нарушений прав потребителей. Она осуществляется совместно с прокуратурой, СБУ, МВД. Недавно вместе с ними были проверены АЗС города. На многих из них были выявлены нарушения действующего законодательства о реализации бензина и приняты меры по их устранению.

Приоритетное направление работы управления — контроль за качеством продуктов питания в детских учебных заведениях. В прошлом году проверено 9 школьных столовых, и во всех из них были найдены нарушения. В этом году работа по проверке хозяйствующих субъектов, обеспечивающих питание в учебных заведениях, будет продолжена.

Комплексному, системному решению задач нашим управлением способствует программа по защите прав потребителей, утвержденная в 2008 году городским советом. Сегодня мы постоянно оказываем предпринимателям организационную, методическую и консультативную помощь в поставке на реализацию в город новых видов продукции, изготовленной с использованием экологически безопасных технологий. Одна из форм такой помощи — дегустационные советы, где мы не только даем рекомендации, но и утверждаем новые виды продукции местных производителей.

В прошлом и в этом году активизирована работа по предотвращению поступления на севастопольский рынок некачественной, фальсифицированной продукции. Вместе с сотрудниками налоговой службы была выявлена крупная партия фальсифицированного алкоголя. Предпринимателю предписано вернуть эту партию продукции поставщику. Комплексные проверки проводятся в сфере закупки продукции, ее производства и реализации в супермаркетах, в мелкой розничной торговле. Это усиливает контроль на всем пути движения товара от производителя до потребителя и обеспечивает качество товаров и услуг.

Самое пристальное внимание уделяется севастопольским рынкам. Практически еженедельно совместно с отделом торговли СГГА, ветеринарной службой, СЭС на них проводятся рейды. Последние проверки прошли на рынках "Воронцовский", "Чайка", в Инкермане. Там были обнаружены нарушения и применены штрафные санкции в отношении недобросовестных субъектов хозяйственной деятельности. Должен сказать, что наше управление активно сотрудничает и с общественными организациями. В их числе городской центр по защите прав потребителей, который оказывает дополнительные бесплатные услуги горожанам по разъяснению их прав и возможностей, по подготовке материалов в судебные инстанции.

Введены в практику консультации нашими специалистами по телефону граждан, которые не знают, как им поступить при конфликте с реализатором или производителем продукции, вызывающей сомнение в ее качестве. Для предпринимателей, руководителей супермаркетов организуем бесплатные обучающие семинары, на которых рассказываем об изменениях в законодательстве, знакомим с новыми нормативными документами.

Хочу поблагодарить средства массовой информации за помощь в нашей работе. На основе публикаций в СМИ, обращений и жалоб потребителей мы проводим тематические проверки и по их результатам направляем в соответствующие органы установки или предписания по устранению нарушений. Расширяя информационную практику, в каждом из районов города мы организовали базовые информационные пункты — на предприятиях торговли, ресторанного хозяйства, бытового обслуживания населения — с полной информацией о товарах, работах и услугах.

Много нареканий в последнее время поступает в адрес жилищно-коммунального хозяйства. Наша задача — обеспечить соблюдение правил предоставления услуг населению коммунальными предприятиями. С этой целью анализируем качество предоставляемых ими услуг и принимаем необходимые меры. Сейчас активизировали проверку услуг электросвязи правопреемника кабельного телевидения "Дэвком", который выставляет потребителям счета за прошлые годы. Проверки показали, что в большинстве случаев претензии этой фирмы необоснованны.

Анализируя поступающие жалобы, заявления в наше управление, мы пришли к выводу, что их количество увеличивается. Мы это воспринимаем как свидетельство повышения доверия населения к управлению по делам защиты прав потребителей. Севастопольцы понимают, что есть служба, которая не на словах, а на деле помогает им разобраться в сложных ситуациях и защищает их права. Этим доверием мы дорожим и будем делать все, чтобы оправдать его.

Другие статьи этого номера