Феномен крымской художественной школы глазами Елены Самойловой

В Севастопольском филиале Саратовского госуниверситета состоялась презентация книги Елены Самойловой "Художественные объединения в Крыму в XX-XXI веке". Присутствующие в зале художники, искусствоведы, преподаватели, представители творческой интеллигенции заинтересованно, глубоко и профессионально точно оценили это необычное издание.ЕЛЕНА САМОЙЛОВА

занимает особое место в художественной жизни нашего города. По месту рождения она — москвичка, такой остается по духу и интеллекту, воспитанию и образованию, эмоциональности и открытости. По нынешней прописке, состоянию души и глубокой привязанности она — крымчанка.

В ее биографии есть знаковые строки, о которых мало кто знает. Например, тот факт, что в 1989 году в составе группы студентов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова она была принята президентом США Рональдом Рейганом в Овальном кабинете Белого дома.

— Что это значило для вас? — задаю я вопрос Елене.

— В тот момент для меня, советской студентки, поездка в Америку была фантастикой. Я не могла об этом мечтать и не представляла, что меня туда делегируют, потому что нас было пять студентов и семь аспирантов от 25-тысячного коллектива МГУ. Мне это и в голову не приходило. И тогда, и сейчас я отчетливо осознаю значимость той часовой экскурсии по Белому дому и тех десяти минут, которые уделил нам президент США Рейган. Ведь тогда мы, дети Советского Союза, воспринимали США (хотим того или не хотим) как некоего оппонента. Эта двухнедельная поездка по Америке значила для меня больше, чем все прочитанные книги, все просмотренные фильмы, чем все, что произошло до и после этого. Шел 1989 год — самый яркий пик горбачевской перестройки, это был тот момент, когда к нам относились необыкновенно. Мы тогда приехали как посланцы страны и надеялись, что у нас будет другая жизнь и другое будущее. И они надеялись, что все будет иначе. Тогда между нами действительно не было никаких войн — ни "холодных", ни "горячих", там была абсолютная дружба.

— Естественно, вы попали в Америку потому, что были комсомолкой, активисткой, отличницей… Потому, вероятно, и были избраны депутатом Ленинского районного совета Москвы?

— Нет, совсем не так. Я стала депутатом еще на втором курсе биологического факультета, потому что была некая традиция, что два студента избирались в советы — только два от 25-тысячного МГУ. И когда наши предшественники сменялись, меня пригласили в главное здание университета для собеседования и сказали, что это необходимо сделать. Я в Америке краснела, бледнела и зеленела, потому что самым любимым вопросом американцев был такой: "А как проходили выборы и сколько было кандидатов, которых вы обошли?" Понятно, что этот вопрос был для меня смертельным, потому что не было никаких соперников-кандидатов, нас тогда просто назначали. Но через два с половиной года, когда "закончился" Советский Союз, нас не распустили, и я была депутатом четыре года.

— А что было потом: вы не отступили от тех социальных и общественных идеалов, которых придерживались в студенческие годы?

— Конечно, отступила. Иначе я бы никогда не покинула Москву и не отказалась от депутатской карьеры, хотя в тот момент моя карьера развивалась блестящим образом — она была политической: я должна была оставаться на этом поприще, меня готовили для Моссовета. Но за четыре года депутатства я поняла, что не могу и не буду заниматься тем, что там происходит, потому что это несовместимо с моими принципами. К сожалению. Сегодня я не знаю, жалею я о том или не жалею. В Севастополь мы приехали с мужем, потому что он хотел здесь жить (это был совсем не мой шаг и не мое решение). Но за эти годы все устроилось само собой, мои дети любят Севастополь.

И ВОТ ТЕПЕРЬ

— вехи севастопольской био-графии Елены Самойловой. В 1994-2004 гг. она — финансовый директор компании "Ликчел". В Севастополе она осуществляет свое давнее призвание — занимается исследованием художественного творчества крымских художников. В 2000 году совместно с мужем Елена открывает известную в нашем городе "Галерею АРТА" и творческую дачу в с. Соколином. Она много и плодотворно общается с крымскими художниками, "питается" крымским воздухом и не перестает говорить о феномене Крыма, его энергии и уникальном притяжении. И не случайно она получает второе высшее образование (степень магистра искусствоведения). Совместно с мэрией Москвы и Государственной Третьяковской галереей Елена проводит две выставки цикла "Крымские вечера на Крымском валу": "Возвращение художника" Ф.З. Захарова и "Энергия Крыма" В.Н. Филатова.

А вот цифры более чем внушительные: "Галерея АРТА" провела более 50 выставок в Москве, Киеве, Севастополе и организовала под своим крылом десять пленэров. В доме и галерее Елены Самойловой бывали известные люди: граф П.П. Шереметев, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи В.А. Родионов, один из ведущих искусствоведов СССР и России А.И. Морозов, основатель Музея русского искусства (Миннеаполис, США) Р.Е. Джонсон. Дружеские отношения связывают Елену с известными крымскими художниками, с семьями Я.А. Басова, В.Д. Бернадского, Ф.З. Захарова, К.А. Прохорова, П.К. Столяренко, В.И. Толочко, В.П. Цветковой.

МНОГОЛЕТНЕЕ

общение и крепкая дружба с этими замечательными людьми, изучение их творчества послужили толчком для написания книги "Художественные объединения в Крыму…" Книга рассказывает о художественных обществах и объединениях, существовавших в Крыму в период с 1902-го по 2010 год. В центре повествования — основные культурные и исторические процессы, послужившие толчком к созданию и распаду обществ, и люди, творившие в этот непростой период. Какие замечательные художники, начиная с И.К. Айвазовского, посвящали свое творчество Крыму! Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи. К.А. Коровин, А.П. Боголюбов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, В.И. Суриков, К.Ф. Богаевский, Н.С. Барсамов, М.А. Волошин, Н.С. Самокиш…

"Крым на рубеже XIX-XX веков, — пишет Е. Самойлова, — уже не воспринимался художниками как "отдаленная экзотическая провинция", он становится центром аристократической, культурной и художественной жизни империи".

Крымской живописной школе посвящено немало публикаций. Однако ясное и глубокое понимание самой сути этого художественного явления — задача, безусловно, непростая. Именно такую задачу поставила перед собой Елена Самойлова. Перед читателями воссоздается живая атмосфера художественных выставок, мастерских, творческих коммун, переплетенная с историей страны. Героями повествования являются художники, искусствоведы, меценаты, жившие в различных крымских городах.

Как считает коллекционер Николай Белоусов, предложенный Еленой Самойловой взгляд сквозь призму истории художественных союзов — блестящая авторская находка, удачно выбранный ракурс, позволяющий рассмотреть сам феномен крымской школы как явление целостное, имеющее свои истоки и закономерности развития, обусловленные теми или иными поворотами непростой истории нашей страны. Значение этого издания высоко оценили на презентации художники, члены творческих союзов, любители искусства и крымской истории.

Другие статьи этого номера