Реформирование ЖКХ: анфас и в профил

В ноябре 1992 года Кабинет министров принял постановление "О приватизации государственного жилого фонда", давшее гражданам право оформлять в частную собственность свои квартиры. За этим постановлением последовал ряд нормативных актов, которые в своей совокупности сложились в государственную концепцию реформирования ЖКХ. Она имела целью сокращение бюджетных расходов на содержание жилого фонда, введение новых принципов управления жилищно-коммунальным хозяйством, отвечающих логике рынка. Однако, несмотря на обилие нормативных актов, реформа почти за 20 лет еще не достигла этих целей.
Наш корреспондент встретился с заместителем начальника главного управления ЖКХ С.Н. СКИБИНЫМ.
— Сергей Николаевич, почему реформирование жилищно-коммунального хозяйства идет так медленно?

— Есть несколько взаимосвязанных причин. Во-первых, в сфере ЖКХ нет конкурентной среды и она непривлекательна для инвестиций и бизнеса. Сложившиеся еще в советское время принципы управления жилищным и коммунальным хозяйством, в сущности, остались неизменными и уже не отвечают логике рынка. В частности, собственник жилья остается напрямую привязанным к рэпу и не имеет возможности выбора исполнителя услуг по содержанию и обслуживанию своего дома даже тогда, когда эти услуги его не устраивают. Еще одна причина — психологического плана. У собственников приватизированных квартир не развито чувство хозяина. Это проявляется во многом. Скажем, организация собрания с целью создания ОСМД, решение других жизненно важных для жильцов проблем зачастую становятся неразрешимой проблемой. Я уже не говорю о том, что на реформирование ЖКХ в государственном и местных бюджетах катастрофически не хватает финансовых ресурсов.

— Что же надо сделать, чтобы активизировать реформирование ЖКХ, которое стало проблемой национального масштаба?

— Ответ на этот вопрос дает стратегия социально-экономического развития Севастополя, одобренная в январе этого года на сессии горсовета. В частности, она включает в себя несколько программ, направленных на реформирование жилищно-коммунальной сферы. Одна из этих программ — "Питьевая вода". Она предусматривает реконструкцию канализационно-очистных сооружений 1 "Южные", строительство КОС во Фронтовом, Верхнесадовом, Холмовке, Андреевке. Это достаточно затратные работы. В значительной мере их финансирование будет осуществляться из госбюджета. К программе канализования вплотную примыкают общегосударственная и наша региональная программа "Питьевая вода", которая предусматривает уменьшение водопотерь с 50 до 30% при одновременном снижении себестоимости услуг по водоснабжению населения на 10-15%.

Еще одна программа — модернизация коммунальной теплоэнергетики. Она была принята еще в 2009 году, но в последнее время скорректирована с учетом новых технологий теплоснабжения, использующих теплонасосы. На улице Шевченко центральный теплопункт будет переоборудован в районную котельную. В ближайшей перспективе здесь планируется запустить 4 центральных теплопункта, которые снимут жесткую зависимость отопления жилых домов от Камышовской котельной. Прошла корректировку программа "Кровля". Она подготовлена к принятию на сессии горсовета. Сейчас ее финансирование недостаточное, но со следующего года на капремонт кровель жилых домов, где созданы ОСМД, начнут поступать средства из госбюджета. Разработаны региональные программы "Светлый город", "Развитие электротранспорта", "Дороги Севастополя" и другие.

— Сергей Николаевич, по расчетам, на реформирование ЖКХ на период с 2010-го до 2014 года потребуется около 2 миллиардов гривен. Это же больше годового бюджета города! Где же взять такие деньги? Не получится ли так, что реформа увязнет в нашей финансовой бедности?

— Не думаю, что это случится. Одним из источников финансирования являются средства, поступающие в городской бюджет в порядке компенсации за базирование на территории Севастополя Черноморского флота России. Отмечу, что местные органы власти принимают меры по увеличению суммы компенсации за пребывание на территории Севастополя Черноморского флота России. Для этого у нас есть все основания в соответствии с соглашением между Украиной и Россией. Кроме того, Севастополь становится все более привлекательным для иностранных инвесторов.

На днях на международном инвестиционном форуме в Каннах компания "Смарт-холдинг" представляла концепцию рекреационного развития Балаклавы, которая включает в себя строительство очистных сооружений, гостиниц, санаториев, кемпингов, мотелей, супермаркетов, яхт-клуба, спортивного комплекса, концертного зала. На реализацию проекта компания намерена привлечь около 1 млрд инвестиций. Они дадут мощный импульс развитию Севастополя как рекреационно-туристического центра. У города есть большие потенциальные возможности для реализации и других проектов, способных привлечь иностранных и отечественных инвесторов, поэтому нет оснований считать финансирование реформы ЖКХ неразрешимой проблемой. Уверен, что хорошо продуманная концепция социально-экономического развития города, в которую органически включено реформирование ЖКХ, создаст благоприятные предпосылки для увеличения объемов финансирования Севастополя из госбюджета и для рационального использования финансовых ресурсов города.

Другие статьи этого номера