Николай Назаров. Человек мира с русской фамилией

Выступления в Севастополе Николая Назарова всегда вызывают большой интерес зрителей. И вот теперь вновь праздник для любителей музыки: в Центре культуры и искусства 24 и 25 марта пройдут его концерты "Опера испанских королей" в сопровождении муниципального камерно-симфонического оркестра под управлением Владимира Кима.Николая Назарова многое связывает с Крымом, хотя родился он в Сибири и уже почти двадцать лет живет за рубежом — в Испании, Венесуэле. После завершения обучения в Одесской консерватории Николай начал работать в Крымском украинском музыкальном театре. Дебютировал в опере "Евгений Онегин" Чайковского (Ленский), затем были "Князь Игорь" Бородина, "Русалка" Даргомыжского, "Травиата" Верди, "Фауст" Гуно, "Любовный напиток" Доницетти, "Кармен" Бизе, "Тоска" Пуччини.

— Мое знакомство с Севастополем состоялось в сезон 1990-1991 гг., — рассказывает Николай. — Мы привозили сюда "Евгения Онегина", "Летучую мышь", "Проснись и пой". Ленский — моя первая партия на оперной сцене. А вообще первые сценические шаги начинались в Риге, в оперной студии. Обычно в студию берут студентов с третьего курса. Тогда оперной кафедрой у нас руководил уникальный дирижер Леонид Вигнер. Он дирижировал сводными оркестрами и хором, когда ему было всего 5 или 6 лет. Он услышал меня, первокурсника, и сказал: "Николай, вы будете у меня заниматься, и вы будете лучшим Ленским всех времен и народов" (смеется).

В 1998 году Николай Назаров вновь приехал в Севастополь, теперь уже из Испании. К тому времени он стал лауреатом Международного конкурса Франсиско Виньяс (Барселона) и телеконкурса "Сальто а ла фама" (Испанское телевидение). Он уже был широко известен в Испании. В течение трех лет по всей стране с большим успехом прошли его гастроли "Антология сарсуэлы".

Сарсуэла — это музыкально-драматический жанр, что-то среднее между оперой и опереттой. Зародилась она в Испании в конце XVII — начале XVIII в. А уже в XX веке получила большую популярность во всех испаноговорящих государствах.

— С программой "Вечная сарсуэла" мы объехали почти все страны Латинской Америки, Европы. Кстати, активно популяризировать сарсуэлу начал знаменитый Пласидо Доминго, и мы, певцы и музыканты, безмерно обязаны ему за это.

Судьба благоволила к Николаю. Ему посчастливилось встречаться с Пласидо Доминго во время творческих бесед, мастер-классов. В заключение встречи Пласидо нередко предлагал желающим спеть сарсуэлу.

— Выходишь, трясешься, нервничаешь (он — кумир!), но поешь. А вообще-то Пласидо Доминго человек добрый, располагающий к себе. Мне, конечно, повезло пообщаться с большими мастерами во время различных конкурсов, фестивалей. Так, я стал финалистом конкурса знаменитого тенора с Канарских островов Альфредо Крауса. Вышел победителем конкурса имени каталонского исполнителя Хайме Аррагаля, который в свое время покорил "Метрополитен-опера". Ну и представляете, что такое встречаться, хоть и недолго, с божественной Монтсеррат Кабалье! С Хосе Карреросом! Я считаю, что для певца, для музыканта вариться в своем соку явно мало. Необходимо общение. А какое впечатление оставляли мастер-классы знаменитейшей итальянской певицы Эллы Фрейни! Какая она душка! Или встречи с баритоном Симоном Эстес, Николаем Геддой! Каждый из них — глыба! Но как просты в общении!

Николай Назаров вместе с Тересой Кос, пианисткой из Венесуэлы, и венесуэльской певицей Марией Еленой Варгас основали компанию классического и народного искусства "Сибирь-Каракас экспресс". Они нашли свой стиль музыкального театра. Были поставлены музыкальные спектакли: "Латинская Америка с лирическим ароматом", "Сохо и его сподвижники" (в честь выдающегося венесуэльского композитора, создателя национальной композиторской школы), "Веер страстей", "Русская музыка: фантазия и реальность", "От классики к современности — не одно и то же, но похоже". С большим успехом прошли гастроли этого театра в Португалии, Швейцарии, Германии, Чехии, Украине. Николай Назаров принимал участие в международных фестивалях "Амфитеатр "Аспендос" в Турции, "Звезды планеты" в Ялте, в концертах на Балеарских и Азорских островах.

Севастопольским зрителям уже довелось познакомиться с программой "Сарсуэла — опера испанских королей". В 1998 г. Николай Назаров представил этот жанр вместе со Светланой Пелипец (фортепиано). Через девять лет он приехал с Тересой Кос на заключительный концерт акции "Подарим городу рояль". И вот теперь новый концерт с Севастопольским муниципальным камерно-симфоническим оркестром под управлением Владимира Кима.

— Мы долго договаривались с Владимиром Николаевичем, и наконец все звезды повернулись к нам лицом. Ваш камерно-симфонический оркестр проделал грандиозную работу. Подготовлена совершенно новая сложная программа. Владимир Николаевич — большой музыкант, он все делает ради искусства, ради музыки. Он обладает истинным музыкальным чутьем. Интуиция — великая вещь; я вообще считаю, что в нашем деле без интуиции нет музыки. Я с удовольствием приезжаю в Крым. Севастополь дает мне особую энергию. Слезы на глаза наворачиваются, я благодарен городу и зрителям за доброту и душевность.

Николай Назаров на этот раз приехал в наш город еще и как посол доброй воли. Его идея — навести мосты между Венесуэлой и Крымом, Севастополем и Каракасом — получила продолжение. Документы из Севастопольской городской государственной администрации уже поступили в министерство внешних сношений Венесуэлы.

В заключение нашей беседы я спросила Николая, кем он все-таки себя считает, какую культуру несет людям, чего в нем больше: русского или испанского?

— Ой, знаете… Меня действительно называют человеком мира. А если честно, когда спрашивают, где живу, я отвечаю: нигде и везде, между Каракасом и Мадридом. То там, то здесь. Летаю практически по всему миру. Но если у вас я знакомлю слушателей с испанской музыкой, то "там" пою по-русски, стараюсь пропагандировать русское оперное искусство, русские романсы и, конечно же, любимые во всем мире русские народные песни. И еще: с годами я все больше скучаю по родине. Может, ностальгия приходит с возрастом?

Другие статьи этого номера