Градообразующий ровесник

О былой славе Морзавода, в советское время гордо именовавшегося "Производственное объединение "Севастопольский Морской завод имени Серго Орджоникидзе", знает в нашем городе и стар и млад. Быть "морзаводовцем" считали за честь. Еще бы! Ведь трудиться на предприятии — ровеснике города было почетно и престижно. Да и гордиться, откровенно говоря, было чем.
Сегодня от былой славы, увы, остались лишь воспоминания. Ушли в прошлое нескончаемые потоки "морзаводовцев", бодро шагающих к проходным прославленного завода. Не работает большинство цехов. Не проходят торжества по поводу спуска на воду отремонтированных судов. Нет и новых "Богатырей" и "Черноморцев"… "Рассосались", разбрелись по другим предприятиям в поисках заработка "морзаводовцы". И все же… И все же не все смирились с потерей. Остались те, кто и сегодня продолжает бороться за возрождение старейшего городского предприятия.
Выступающий от их имени А.Т. Марков, председатель комитета ОО "Сохранение и возрождение Севморзавода", председатель комитета общественного совета при СГГА, и начинает наш традиционный пятничный откровенный разговор о важном."ПАЦИЕНТ" ЖИВ И НУЖДАЕТСЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ

"Уважаемая редакция!

Городским советом удовлетворена просьба трёх общественных организаций города о подготовке и проведении гласного обсуждения двух очень важных для города вопросов: возрождения градообразующего предприятия Севастополя, его ровесника, — Морского завода, и основного транспорта горожан — Севастопольского троллейбуса. Оба предприятия, казалось бы, не очень связанные между собой, являются для города жизненно важными и оба находятся в крайней степени упадка.

Более всего это относится к заводу, за судьбу которого вот уже 2 года борется комитет общественной организации "Сохранение и возрождение Морского завода". Безнадёжной, сизифовой казалась эта работа. Завод бездумно отдан частным владельцам и, вопреки интересам государства и его граждан, без каких-либо обязательств с их стороны. Владельцы менялись, тоже помимо воли страны, и, видимо, лишь один интерес руководил ими — финансовая выгода…

Те, кто создавал завод заново после войны, их дети, внуки, продолжившие дело старших, а это многотысячная часть Севастополя, на акционерных собраниях составляли лишь несколько процентов от общего состава голосов, только слушая "чужую музыку", никак не влияя на её содержание.

И всё же. Благодаря целеустремлённости наших замечательных граждан, членов комитета, дело сдвинулось с места. Вместе с концентрацией собственности в одних руках (у П.А. Порошенко) заменена администрация завода на более квалифицированную и стремящуюся начать восстановительные работы. Была ликвидирована задолженность по зарплате, возобновлён приём новых сотрудников, начат восстановительный ремонт кранового оборудования.

Однако чудес не бывает. Без вливания "свежей крови" жизнь организма не возобновишь. Трудно судить, не хочет или не может владелец вкладывать деньги в восстановление, однако факт остаётся фактом. Накопившийся огромный объём восстановительных, в том числе и новых, работ не имеет источника финансирования, а без вливания средств этот рубеж не преодолеешь. Обстановка вновь стала ухудшаться. Разрушение основных фондов предприятия усиливается. Возникает и обостряется задача обратного действия: вернуть завод в государственную собственность с мерами по оживлению его потенциала, что отвечает и харьковским межгосударственным соглашениям, либо передать его во владение городу — коллективу завода в качестве народного предприятия, и нам с помощью дружественных государств его восстанавливать. Разумеется, в этот круг внимания попадают и конструкторские организации города, и электромонтажное предприятие "Эра", и смежные приборостроительные заводы, и учебные заведения, готовившие специалистов для них. Именно поэтому комитет сделал очередной важный шаг, потребовав от владельца положительного решения о возврате завода.

Этот капитальный для Севастополя вопрос должны обсудить граждане на общественных слушаниях и, как мы полагаем, сказать своё веское слово.

Если Морской завод — это жизненно важный орган региона и страны, без которого (обобщённо) не может быть нормальной жизни всего организма — государства, то троллейбусное управление — кровеносные сосуды, обеспечивающие работу органа — завода. У нас на глазах разрушаются эти артерии, мало того, вместительная, чистая экологически, недорогая по услугам машина, которую мы, старшее поколение, внедряли в городскую среду и развивали, откровенно вытесняется с наших улиц частными владельцами бензинового транспорта в собственных интересах. Троллейбусный транспорт и завод неразрывно, органически связаны друг с другом и существовать порознь не могут. Совершенно не случайно хиреет троллейбус рядом с гибнущим заводом. Хорошо, что во главе троллейбусного управления сейчас находится бывший заводчанин А.В. Сафронов, который, как мы ожидаем, вложит в новое для него дело и знания, и душу. Этот сложный и больной вопрос также будет рассмотрен общественным собранием, а принятое решение, ожидаем, станет средством подъёма этой важной для города транспортной структуры.

Кроме того, по нашему мнению, глубокое обсуждение этих вопросов поможет и руководству города, его администрации и совету уточнить свои действия, опираясь на волю населения.

А.Г. Марков, председатель комитета ОО "Сохранение и возрождение Севморзавода", председатель комитета общественного совета при СГГА".

Сложно оспаривать изложенную Александром Григорьевичем в письме точку зрения. Тем более что ее разделяет, не побоимся взять на себя ответственность за эти слова, каждый "морзаводовец": и бывший, и нынешний, и тот, кто до сих пор себя в душе таковым считает и величает. Впрочем, как и "троллейбусник". Вот только бы был услышан глас "морзаводовцев" и тружеников "Севтроллейбуса", а не заговорен на очередных общественных слушаниях…

А мы продолжаем. 1 апреля завершается отопительный сезон 2010-2011 гг. Коммунальщики вздохнут с облегчением: "Перезимовали!" Ну а мы с вами имеем то, что имеем. У кого-то к теплоэнерго никаких претензий, у кого-то их — хоть отбавляй. Как и неразъясненных по сути вопросов. Но прежде чем предоставить слово нашему следующему собеседнику, мы дадим возможность КП "Севтеплоэнерго" СГС ответить на претензии жильцов 17-го подъезда дома 32 на проспекте Октябрьской революции.

НАМ ОТВЕЧАЮТ

"…По существу письма от владельцев квартир 17-го подъезда дома 32 на ПОР, опубликованного в газете 18.02.11 г. в материале "Мечтать не вредно. Вредно не мечтать…", КП "Севтеплоэнерго" СГС сообщает:

ЖСК-91, зарегистрированный как юридическое лицо, обладает гражданской и хозяйственной дееспособностью, является собственником жилого дома 32 на ПОР (с 281-й по 603-ю квартиру), включая все внутренние инженерные коммуникации, необходимые для обеспечения функционирования жилья.

В соответствии со ст. 181 Жилищного кодекса Украины, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные службы осуществляют техническое обслуживание домов ЖСК по договорам.

КП "Севтеплоэнерго" СГС осуществляет техническое обслуживание и текущий ремонт ВДС ЦО и ГВС жилого дома ЖСК в рамках средств, перечисленных рэпом или ЖСК на расчетный счет предприятия.

В конце отопительного сезона 2010-2011 гг. работники 4-го ЭНР проведут обследование технического состояния системы ЦО дома 32 на ПОР и по результатам обследования будет намечен план ремонтных работ для улучшения качества услуги ЦО.

Директор В.Г. Хибученко".

Выражаем слова признательности коллективу и руководству КП "Севтеплоэнерго" СГС за оперативное реагирование на критическое выступление "Славы". Надеемся также, что слова на предприятии с делом не разойдутся. Кроме того, мы рады, что наконец у нас начался конструктивный диалог с коллективом этого коммунального предприятия, что усиливает веру в то, что вскоре не останется нерешенных вопросов и "проигнорированных" просьб потребителей.

Ну а пока не обессудьте. Следующее обращение — вновь к тепловикам. Его автор, С.К. Меркурьев с улицы Горпищенко, постоянный подписчик и читатель "Славы", на наш взгляд, говорит вполне справедливые и заслуживающие внимания вещи.

ПРИНЦИП ТРЕХ "П"

"Уважаемая редакция "Славы Севастополя", я обращаюсь к вам вот по какому вопросу. Меня и, уверен, всех жителей города интересует объективность тарифов, установленных на теплоснабжение решением городского совета от 13.04.2010 года 9918, а именно круглогодичная абонентская плата на тепло и горячую воду. До 13.04.2010 г. стоимость тарифа на тепло составляла 2,36 грн/м2". Думаю, что экономисты, рассчитывая стоимость этого тарифа в предыдущие годы, уже включали в него ныне введенные составляющие, т.е. "абонентскую плату" (условно-переменные расходы).

Если исходить из величины прежнего тарифа и ныне введенных определений его составляющих, то сезонная плата (условно-переменная), исходя из нынешней стоимости условно-постоянной, составляла всего 0,85 грн/м2 (расчет прост: 2,36 — 1,51=0,85). А сегодня эту цифру увеличили в 3 раза — 2,37 грн/м2.

Эта цифра должна соответствовать 100 процентам получения потребителем необходимого тепла. Но в наших домах нет приборов учета тепловой энергии, и фактически потребитель платит эти деньги по ничем не подтвержденным счетам. Более того, когда котельные в теплые дни и теплое время суток отключают водонагревательные котлы и гоняют по системе холодную воду, то они отбирают тепло из квартир за счет подогрева холодной воды, проходящей через батареи отопления в квартирах. Экономя газ, топливо, нецелесообразно расходуют электроэнергию для работы насосов.

Чем и как экономически обоснованы эти цифры — 2,37 грн/м2 и 1,51 грн/м2, — из каких конкретных цифр стоимости основных фондов и текущих расходов они складываются, потребителю неизвестно, а он (потребитель) должен знать объективные данные, это его право, закрепленное законом.

Потребитель, хозяин жилплощади, т.е. квадратных метров, должен знать, почему стоимость тепла привязана именно к квадратному метру площади квартиры.

Получается парадокс: расценки берутся с учетом м2 квартиры, а за состояние и ремонт внутридомовых сетей и оборудования "Севтеплоэнерго" ответственности не несет. Почему же цифра (условно-постоянная) не привязана к количеству жильцов в квартире, количеству квартир, отопительных приборов, к погонным метрам теплотрасс, обслуживаемых той или иной котельной, энергорайоном? Ведь на одной и той же площади можно потреблять разное количество тепла, но учесть это очень сложно, и все потребители платят одинаково, если нет приборов учета.

На мой взгляд, тариф абонентской платы взят по принципу трех "П" (пол, палец, потолок). Возможно, первоначально было написано 1,51 коп/м2, но при перепечатке "вкралась" ошибка: напечатали 1,51 грн/м2. Депутаты — народ занятой, не стали вникать в тонкости расчетов, а те, кто представлял эти документы на рассмотрение сессии, надеялись: "Авось пронесет, не заметят". И прошло, не заметили. А теперь давайте подсчитаем.

В Севастополе сотни тысяч квадратных метров жилья. Они, помноженные на 1,51 грн, составляют ежемесячно (и тем более ежегодно) очень серьезную сумму доходов "Севтеплоэнерго". Интересно знать, почему этих немалых доходов не хватает на латание дыр, на модернизацию систем, на повышение качества оплачиваемых нами, потребителями, услуг?

Надеюсь, что редакция газеты, ее корреспонденты найдут ответственных сотрудников-экономистов в "Севтеплоэнерго", горгосадминистрации, городском совете, которые со страниц газеты смогут объяснить горожанам, из чего складываются эти тарифы и почему они привязаны к квадратным метрам. Опубликуйте в газете количество квадратных метров жилья в Севастополе, а сумму доходов "Севтеплоэнерго" читатели подсчитают сами.

С уважением к газете постоянный подписчик

С.К. Меркурьев.

P.S. Вчера писал это письмо, а сегодня получил очередной счет на оплату услуг "Севтеплоэнерго". Очень "обрадовался"! Тарифы вновь выросли. В феврале абонентская плата — 1 грн 662 коп./м2, сезонная плата 2,606 грн/м2, итого 4 грн 268 коп./м2".

Совсем недавно на страницах газеты мы публиковали материал о довольно плачевном финансовом состоянии упоминаемого автором письма предприятия, о возмущении его работников, не получающих заработную плату, и т.д. и т.п.

Может, не стоит хранить любой ценой тайну "датского королевства", а взять да и обнародовать, примитивно говоря, его дебет с кредитом? Раз и у коллектива, и у потребителей возникают вопросы, то их сомнения необходимо развеять. Каким образом? Мы видим только один путь: донести до людей достоверную информацию. Проще не бывает!

Когда этот материал уже был готов к печати, пришло сообщение из Севастопольского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины. Приводим его без комментариев.

О ТАРИФАХ ПО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЮ

Административная коллегия Севастопольского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины приняла решение об открытии дела в отношении КП "Севтеплоэнерго" СГС в связи с наличием в действиях этого предприятия признаков злоупотребления своим монопольным положением.

25 февраля 2011 года КП "Севтеплоэнерго" СГС издало приказы, которыми самостоятельно установило новые ставки двуставочных тарифов на услуги по централизованному отоплению. Однако в соответствии с законом "О местном самоуправлении в Украине" установление тарифов на коммунальные услуги, в том числе на централизованную поставку горячей воды и централизованное отопление, относится к компетенции местных советов.

Как сообщила в редакцию пресс-служба Севастопольского территориального отделения АМК, действия КП "Севтеплоэнерго" СГС в виде издания данных приказов по установлению и применению с 1 февраля 2011 года тарифов для потребителей категорий "Население", "Бюджетные организации и учреждения", "Прочие потребители и ЧФ РФ" имеют признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции и могут квалифицироваться как злоупотребление монопольным положением в виде установления таких цен или условий получения или реализации услуг, которые невозможно было бы установить при условии существования значительной конкуренции.

Севастопольское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины будет информировать жителей города и общественность о ходе расследования данного дела.

А завершит наше сегодняшнее общение инвалид 2-й группы Авенир Сергеев.

"ВЫ СОЛНЦЕ ПОДАРИЛИ МНЕ И РАДУГУ. ОТКРЫЛИ МНЕ ЦВЕТОЧНЫЙ ЯРКИЙ МИР.И ДУШУ НАПОИЛИ СВЕТЛОЙ РАДОСТЬЮ…"

"Последние годы я стал плохо видеть и совершенно не управлял машиной. Поэтому обратился за помощью в отделение офтальмологии и микрохирургии глаза 1-й городской больницы. У меня определили катаракту и предложили сделать операцию. Оперировала меня Людмила Анатольевна Яблокова. Как будто вновь народился на свет! Дорогая редакция, очень прошу выразить мою благодарность этому чудо-человеку.

Инвалид 2-й группы А. Сергеев".

Спасибо, уважаемый Авенир Леонидович, за добрые слова в адрес оперировавшего вас доктора. Можем лишь с радостью дополнить, что в отделении микрохирургии глаза 1-й городской больницы им. Н.И. Пирогова все без исключения — профессионалы высочайшего уровня. И, что немаловажно, хорошие, добрые, порядочные люди.

Желаем им всем здоровья, терпения, удачи, благополучия и радости.

На этом позвольте откланяться до следующей пятницы. Хотя, секундочку: не забудьте в ночь на воскресенье, 27 марта, перевести стрелки часов на один час вперед, таким образом перейдя на "летнее" время…

Другие статьи этого номера