Власти Севастополя призывают частных инвесторов закупать медицинское оборудование

Севастопольская городская государственная администрация приветствует закупку медицинской техники частными инвесторами. С таким заявлением выступил глава СГГА Валерий Саратов в ходе заседания регионального комитета экономических реформ города 1 апреля. При этом Валерий Саратов подчеркнул, что власти города будут гарантировать защиту возврата инвестиций, поскольку инвесторам будет предложено размещение их оборудования в медицинских заведениях города на безоплатной основе с тем, чтобы они лечили и обследовали платежеспособных горожан за их собственные средства. Однако, в условиях договора между СГГА и владельцами оборудования, считает начальник городского управления охраны здоровья Виктор Пологов, может появиться "строка" о бесплатном лечении до 10% пациентов по направлениям врачей.

К разработке такой методики работы горздрава властей подтолкнула нехватка бюджетных средств и на капитальный ремонт всех медицинских учреждений города, запланированный к поэтапному проведению, и на закупку дорогостоящего оборудования. По мнению Валерия Саратова, севастопольцы от 35-и до 50-ти лет "с удовольствием" пройдут плановые обследования, например, на современном томографе за приемлемую цену, что, в свою очередь, значительно снизит показатель внезапной смертности среди трудоспособных горожан. Говорить об этом члены регионального комитета стали после того, как проанализировали показатели продолжительности жизни севастопольцев. Ожидаемая продолжительность жизни составляет 68,5 лет (в ЕС — 78). При том, что горожан, доживающих до 80-и лет, и более в Севастополе стало в два раза больше. (В 1990 г. в Севастополе проживало 5,5 тыс. граждан старше 80 лет, в 2010-м — 11700). Пенсионеров в 1990 году в городе-герое насчитывалось 64 тысячи, в 2010-м — 96 тысяч. Эти факты говорят о росте показателя преждевременной смертности. По всей стране смертность, которой можно было бы избежать, составляет 48 процентов.

Вообще, собрался региональный совет по экономическим реформам в минувшую пятницу с тем, чтобы "посмотреть правде в глаза", а затем уже принимать конкретные меры по реформированию всех областей городского хозяйства, в том числе, и горздрава. Так, например, Виктор Пологов в своем докладе озвучил такие цифры: фактическое финансирование от нормативной потребности отрасли составляет 52%; до 85% всех поступающих средств расходуется на заработную плату медикам и коммунальные платежи; неукомплектованность врачебных должностей по специальностям (в среднем 60-80%) связана с низкой заработной платой (в среднем по отрасли — 1761 гривна). Однако обеспеченность больничными койками в Севастополе выше, чем в Европе. В Севастополе на 10 тысяч населения работают 78,9 коек, в ЕС — 57. То же количество населения города обеспечено 3,4 больниц, в Украине этот показатель составляет 5,6, в Европе — 2,6.

Отсюда, считает комитет, следует вывод о том, в каком направлении "двигать" реформы. Выражаясь языком советского периода, охарактеризовать задачи реформирования можно как "экономика должна быть экономной". Теперь это называется "оптимизация и совершенствование сети". Тем более, что в Украине, в которой, как видно из последних статистических данных, положение аналогичное, реформа уже стартовала.

Как пояснила председатель парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева газете "ФАКТЫ", "в трех областях — Винницкой, Днепропетровской и Донецкой — уже тестируется новая модель организации работы системы медобслуживания". По словам Татьяны Бахтеевой, в каждой из этих областей будут размежеваны первичный и вторичный уровни оказания медицинской помощи, а также проведена структурная реорганизация и оптимизация имеющейся сети медицинских учреждений. Для обеспечения населения первичной медицинской помощью будут созданы центры первичной медико-санитарной помощи (центры ПМСП) — по одному в каждом сельском районе независимо от количества проживающего в нем населения, а в городе — по одному на каждые 100 тысяч населения. Центр ПМСП в своей структуре будет объединять все имеющиеся в регионе амбулатории (общей практики или семейной медицины) и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), в которых будет оказываться первичная врачебная, доврачебная и неотложная медицинская помощь. В переходный период, до завершения полного перехода к организации первичной помощи на принципах общей практики (семейной медицины), в составе этих центров будут работать также участковые терапевты и педиатры ныне существующих поликлиник. Финансироваться эти центры будут из соответствующего районного или городского бюджета.

А чтобы имеющиеся ресурсы использовались эффективней, в пилотных областях доступ пациентов к услугам специализированной, вторичной помощи (то есть к услугам больниц) будет регулироваться. За исключением экстренных случаев, доступ к таким услугам будет возможен только при наличии соответствующего направления врача первичного звена.

Чтобы обеспечить больных вторичной медицинской помощью, территория каждой области будет разбита на так называемые госпитальные округа.

В каждом таком округе объединят больницы нескольких расположенных рядом районов (или районов и городов). Численность населения, которое будет обслуживаться в рамках одного госпитального округа, составит как минимум 100 тысяч жителей и будет определяться с учетом местной специфики (плотность и характер расселения населения, состояние дорог и т. п.). Больницы на территории каждого из округов будут четко профилированы с учетом имеющегося материально-технического и кадрового потенциалов, качества и экономической эффективности оказываемых ими услуг.

Что касается ведомственной медицины, то, чтобы не распылялись бюджетные средства, предусматривается постепенная концентрация медицинских сил в рамках единого медицинского пространства.

В Севастополе также планируется формирование единого регионального "госпитального округа" и подготовка отрасли к переходу на обязательное медицинское страхование. Например, предусматриваются реорганизация КЗ "Орлиновская участковая больница" в отделение г/б N 9; создание двух общегородских Диагностических центров на базе г/б N 1 (для взрослых) и г/б N 5 (для детей), а также Перинатального центра на базе г/б N 5. Как совершенствование медицинской сети, управленцы предлагают осуществить завершение капитального строительства поликлиники семейной медицины в микрорайоне бухты Казачья, создание фельдшерско-акушерского пункта в с. Фронтовое и женской консультации по ул. Н.Музыки, 78.

На следующее заседание комитета экономических реформ городское управление охраны здоровья, как и все другие ведомства, обязано представить сетевой график внедрения реформ.

Ирина КАРАТАЕВА.

В тему

ПЕРЕБОР ВУЗОВ, НЕДОСТАТОК УЧИТЕЛЕЙ

В 2011 году среднюю школу заканчивают 775 учащихся города. В Севастополе для них открыты двери огромного числа ВУЗов и филиалов высших учебных заведений. В общей сложности менее тысячи выпускников "поджидают" три тысячи мест высшей школы. Этот факт также был обнародован на заседании комитета экономических реформ начальником управления образования и науки СГГА Сергеем Кругловым. И это при том, что ежегодно 600 выпускников институтов и университетов становятся на учет в городской Центр занятости, пополняя таким образом армию никому не нужных специалистов.

Не делая поспешных выводов, члены комитета все же задумались над переведением политики управления образования в рациональное русло. Возможно, из бюджета города целевым порядком будут направляться средства на подготовку учащихся по специальностям "строительство" и "судостроение" в профтехучилищах, будет сформирован местный заказ на учителей физики, которых в городе не хватает. "Севастополь занимает 18 место в стране по знанию школьниками физики согласно с результатами внешнего независимого оценивания. И это в регионе, где нет сельской зоны. Это означает, что в любом селе Тернопольской области детей учат лучше, чем в школах Севастополя", — возмутился Валерий Саратов.

Другие статьи этого номера