В эти дни, когда тревожное и сочувствующее внимание всего мира привлечено к Японии, Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого представил выставку "Японская гравюра XIX века". Уникальные работы получены из фондов Национального художественного музея Украины.Японию часто называют страной гравюры, и это не случайно. Ксилография, издавна считавшаяся излюбленным видом искусства в этой стране, и поныне продолжает привлекать к себе внимание. На выставке представлено 50 работ, которые дают возможность прикоснуться к культуре Востока, попробовать разгадать его тайны и познакомиться с произведениями японских мастеров середины XIX века.
— Технику гравюры на дереве японские мастера заимствовали из Китая, — рассказывает научный сотрудник музея Людмила Гречаная. — Как самостоятельный вид искусства гравюра утверждается лишь в XVII веке, начиная завоёвывать себе всё более главенствующее место — рядом с японской живописью. Со временем она наполнилось новым смыслом: мудрецы стали воспринимать непостоянство бытия как призыв к наслаждениям и удовольствиям, которые преподносит этот переменчивый мир. В условиях отсутствия средств массовой информации гравюра выступала как своего рода масс-медиа. В завуалированной форме она информировала горожан о направлениях жизни столицы, о модных в сезоне тканях для женского платья, о звёздах "зелёных кварталов".
Художники охватывали все сферы жизни горожан. Гравюра служила и театральной афишей, и книжной иллюстрацией, и поздравительной картинкой, и украшением быта. Одним словом, она открывала мир, в котором есть место красоте и отваге, отдыху и земным радостям. Особо популярны были знаменитые виды природных ландшафтов, ставшие излюбленными местами паломничества благодаря их живописной красоте, исторические сюжеты, изображения знаменитых самураев, батальные сцены, мир призраков и демонов, фантастические гротески. Как и все виды изобразительного искусства, гравюра была синтетична по своему характеру, сочетая на равных правах принципы живописи, каллиграфии, поэзии и декоративно-прикладного искусства. Но более всего она соприкасалась с ремеслом.
Работам, представленным в севастопольской экспозиции, свойственны разнообразие тем, драматизм, декоративные эффекты. Особенно интересными в этом отношении являются изображения куртизанок и гейш. Героини гравюр в традиционных кимоно изящны, необычайно элегантны, а общая композиция картины оставляет ощущение изысканной простоты. Художники очень тонко и виртуозно передают различные состояния души своих героинь и малейшие оттенки их переживаний.
Каждый человек, каждое поколение видит Японию и воспринимает японские художественные традиции по-своему. Но одно остаётся неизменным: зритель, соприкасаясь с этим прекрасным необычным миром, обогащается, учится новому пониманию красоты и добра, становится глубже и человечнее.