Школы, больницы и детсады продолжат жить на благотворительные средства

В принятом Верховной Радой Украины законе "Об основах предупреждения и противодействия коррупции в Украине" нет ни слова об ответственности должностных лиц этих учреждений относительно получения дара (пожертвования), а также за работу по совместительству и ведению предпринимательской деятельности. Однако бюджетный директорат должен быть аккуратен со служебной информацией и внимателен к своему служебному положению.

Как уже сообщала "Слава Севастополя", 7 апреля народные депутаты рассмотрели подготовленные ко второму чтению статьи 1, 11, 12 и раздел VIII "Заключительные и переходные положения" законопроекта об основах предупреждения и противодействия коррупции в Украине.

Статьи 1, 11 и 12 определяют понятийный аппарат, нормы проведения специальной проверки лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления, и вопросы финансового контроля. Раздел VIII "Заключительные и переходные положения" определил порядок введения в действие закона и предложения о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, законы "О государственной службе" и "Об исполнительном производстве".

Утвержден также образец бланка декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера. Закон вступает в силу с 1 июля 2011 года, кроме статьи 12, которая вступает в силу с 1 января 2012 года.

Инициатором законопроекта, который был зарегистрирован 17 декабря 2010 года под N 7487, выступил президент Украины Виктор Янукович. И еще перед рассмотрением проекта в первом чтении в СМИ "просочилась" информация о том, что депутаты намерены внести в закон о борьбе с коррупцией запрет больницам и школам принимать благотворительные взносы и даже решают, не привлекать ли учителей и врачей за совместительство. То есть за распространенную в Севастополе практику, когда в курортный период в свой законный отпуск учителя встают за торговые прилавки, зарабатывая за пару летних месяцев на воде и "надувашках" больше, чем за весь учебный год.

Тем не менее, внимательно изучив и сам проект закона, и поправки, внесенные в него в ходе слушаний (и то, и другое "вывешено" на официальном сайте Верховной Рады), корреспонденты "Славы Севастополя" таких норм в деле борьбы государства с коррупцией не обнаружили. Хотя в одной из грозных статей закона директора школ, детсадов, объектов культуры, главврачи больниц, поликлиник и так далее отнесены к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения. Среди субъектов в четвертой статье закона они под третьим номером прописаны так: "лица, постоянно или временно занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах, которые финансируются за счет государственного или местного бюджета". Лидирующие первую и вторую позицию как субъекты ответственности занимают лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления и приравненные к ним (с полным перечнем от президента страны до должностных лиц местного самоуправления, рядового и начальствующего состава всех правоохранительных органов, а также руководителей общественных организаций, которые частично финансируются за счет государственного или местного бюджета).

Всем трем категориям граждан запрещается использование служебного положения, в том числе: неправомерно способствовать физическим или юридическим лицам в осуществлении ими хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов, льгот, заключении контрактов или неправомерно способствовать назначению на должность лица, не имеющего преимуществ перед другими кандидатами. В соответствии с вносимыми поправками в другие нормативные акты страны за нарушение ограничений относительно использования служебного положения какая-нибудь заведующая детсадом может получить штраф в размере от пятидесяти до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно полученной неправомерной выгоды материального характера.

Попадают многочисленные бюджетники страны из третьей категории и под статью "Злоупотребление влиянием". Так, например, получение неправомерной выгоды за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, или предложение осуществить влияние за предоставление такой выгоды — наказывается штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Также законодатель посчитал, что управленцы могут незаконно использовать информацию, ставшую им известной в связи с исполнением служебных полномочий. За это новым законодательством предусматривается наложение штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Зато в статью 7, касающуюся ограничений относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, ни врачи, ни учителя, ни (боже упаси!) директора сельских клубов не вошли. Также обошлось без перегибов, неизбежно потянувших бы за собой необходимость многократного увеличения финансирования "социалки", и в статье 8, ограничивающей получение подарков и пожертвований. Кстати, высокопоставленным чиновникам и депутатам законом разрешено принимать проявления гостеприимства и подарки (пожертвования), если их стоимость не превышает 50 процентов минимальной заработной платы, установленной на день принятия дара (пожертвования), однократно, а совокупная стоимость таких подарков, полученных из одного источника в течение года, — одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года.

В настоящее время документ готовится на подпись президенту. Верховная Рада поручила Комитету по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и Главному юридическому управлению Аппарата Верховной Рады Украины внести редакционные уточнения в текст законопроекта с учетом внесенных поправок и при подготовке к подписанию разделить его на два закона: закон "Об основах предупреждения и противодействия коррупции в Украине" и закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности за коррупционные правонарушения".

Ирина КАРАТАЕВА.

Кстати

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ НАМ ПОМОЖЕТ!

Закон "О принципах предотвращения и противодействия коррупции в Украине" содержит статью "Антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов". Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты законов Украины, актов президента Украины, других нормативно-правовых актов, разрабатываемых Кабинетом министров Украины, министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, говорится в статье. При этом антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов может проводиться общественниками — по инициативе физических лиц, объединений граждан, юридических лиц. Проведение общественной антикоррупционной экспертизы и обнародование ее результатов предусматривается за счет соответствующих физических лиц, объединений граждан, юридических лиц или других источников, не запрещенных законодательством.

Также в законодательстве страны появилась статься "Требования по прозрачности информации". Должностным лицам, в том числе все тем же врачам и учителям, запрещается отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой этим физическим или юридическим лицам предусмотрено законом, а также предоставлять недостоверную или не в полном объеме публичную информацию. При этом законодатель уточнил, что к информации с ограниченным доступом не могут быть отнесены размеры, виды благотворительной и иной помощи. Запрещено скрывать информацию о сделках, которые подлежат обязательной государственной регистрации, и связанных с получением подарков (пожертвований) этими лицами.

Другие статьи этого номера