Севастополь на новом уровне международных связей

В последнее время были приняты важные документы, которые внесут существенные позитивные изменения в жизнь города: подписано совместное заявление СГГА и Делегации Европейского Союза в Украине, которое утвердило техническое задание по программе привлечения прямых иностранных инвестиций в Севастополь; стартовал совместный проект Министерства ЖКХ Украины и Агентства международного развития США (USAID) "Реформа городского теплоснабжения"; для сотрудников коммунального сектора города и транспортников проведен ряд учебных семинаров с ведущими международными экспертами, а также "круглый стол" "Перспективы развития Севастопольского порта". Учитывая, что этим мероприятиям в значительной мере способствовал фонд "Севастополь", наш корреспондент встретился с его директором М.Н.ЮРЛОВЫМ и попросил рассказать о том, что конкретно дадут городу эти соглашения. — Михаил Николаевич, вашему фонду удалось в течение короткого времени содействовать весьма серьезным договоренностям города с авторитетными мировыми структурами — Делегацией Европейского Союза в Украине и Агентством международного развития США (USAID). Что особенно важно, речь идет не об общих декларациях, а о конкретном выделении Севастополю многомиллионных средств технической помощи и грантов, о создании в рамках мировых стандартов успешных севастопольских инвестиционных проектов от 20 млн евро и выше.

— Прежде всего спасибо "Славе Севастополя" за то, что вы заметили нашу работу. Не скрою, мы сами очень рады, что удается двигаться вперед. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что, во-первых, этому предшествовала достаточно длительная подготовка, и во-вторых, что не менее важно, такие результаты немыслимы без участия городского руководства — и СГГА, и горсовета. Фонд самым тесным образом взаимодействует с управлением инвестиций и внешнеэкономической деятельности городской администрации.

— Могли бы мы сразу поставить вопрос ребром: и когда нас ожидают инвестиции?

— Не буду уходить от прямого ответа, но прежде всего сделаю некоторые пояснения. Ситуацию в Севастополе нельзя отрывать от общеукраинского состояния дел. Инвестиционные рейтинги Украины невысоки. Все попытки, которые еще с 1992 года делались по созданию особого, льготного экономического режима для Севастополя, не приблизились к реализации, хотя это — выход из кризисной ситуации в нашем городе, который, как никакой другой, пострадал от коллапса военно-промышленного комплекса. Так что живем, как и вся страна… И с инвестициями, особенно иностранными, у нас не особо.

Кроме того, если сравнивать с другими регионами, у нас нет металлургии, производства зерна, удобрений, большой газовой трубы, да и порт, в отличие, скажем, от Одессы, был и остается прежде всего военным. Но ВПК сократил заказы в десятки раз! (Должен, правда, отметить, что не отменено июньское 2009 г. распоряжение КМУ, касающееся разработки законопроекта о СЭЗ "Севастополь", но реально этой тематикой никто не занимается. И жаль, поскольку с помощью инструментария СЭЗ относительно быстро можно было бы достичь хороших результатов. Что остается? Остается присматриваться к опыту Европы и США, перенимать его, вписываться в те схемы, по которым сегодня ЕС и Америка сотрудничают на основании межправительственных соглашений с Украиной.

— Неужели никто из наших разработчиков не может предложить что-либо конструктивное для решения проблемы создания инвестиционной привлекательности Севастополя?

— Могут и наши, но будем объективными и признаем, что за рубежом сегодня многое делается рациональнее, разумнее, последовательнее, чем у нас. Хотя там тоже не без проблем… Не побоюсь сказать, что я — патриот города и верю в наши силы, но севастопольцы стоят перед важным выбором: либо продолжаем топтаться там, где мы сейчас, либо делаем так, чтобы в Севастополе было не хуже, чем в любом городе Западной Европы.

Теперь конкретно отвечу на ваш вопрос. Когда известный арабский инвестор создал в Севастополе "Авлиту", которая в течение короткого времени стала приносить серьёзные доходы предприятию и городу, то возник тот же вопрос, который сейчас задаете вы. Иными словами, нужен был посторонний опытный взгляд международного коммерсанта, чтобы создать выгоднейший бизнес на тех уникальных, но не работающих в должной мере в рыночных условиях севастопольских возможностях… Аналогичной логике мы следуем, работая с ЕС, USAID и другими инвестцентрами.

— Михаил Николаевич, и когда можно рассчитывать на получение иностранных инвестиций?

— "Крымская инициатива Евросоюза" — это системная, обеспеченная значительным финансированием программа, рассчитанная на 3 года. Начальная ее фаза завершена. Эксперт ЕС, имеющий научную степень доктора экономических наук, поработал в городе два месяца, подготовил техническое задание к программе "Привлечение прямых иностранных инвестиций в Севастополь". Техзадание утверждено на уровне СГГА и Посольства ЕС в Украине. Летом этого года ЕС проведет тендер для найма 6 экспертов, которые в течение двух лет, начиная с декабря, разработают, как минимум, три инвестиционных проекта, каждый ценой от 20 млн евро, и три инвестпроекта — до 10 млн евро. ЕС обязался, что это будут прибыльные проекты.

Фонд "Севастополь" как организатор этого процесса постоянно приглашает на семинары, личные встречи с экспертами ЕС представителей городской и районных властей, организаций, которые действуют в сфере привлечения инвестиций, руководителей предприятий, непосредственно заинтересованных в этом. Уверен, что европейские инвестиции начнут поступать через 1,5-2 года при условии интенсивной работы не только ЕС, но и наших структур. Хочу отметить, что уже сейчас просматривается несколько интересных предложений.

Особо отмечу, что нельзя жить только по принципу "Запад нам поможет". На итоговом семинаре ЕС заместитель председателя горсовета А.С. Антоненков точно сказал: "Инвестиции в Севастополь идут, и не только от Евросоюза. Отечественный капитал вложен в Институт банковского дела Нацбанка Украины, в четырехзвездочную гостиницу "Аквамарин", в модернизацию стадиона для нашей любимой футбольной команды. "СМАРТ-групп" замахнулась на миллиардный проект "Зелёная Балаклава". Значительные средства уже вложены в модернизацию автомобильной развязки на 7-м км. Создадим благоприятный климат — придут гораздо большие и отечественные, и зарубежные капиталы".

— Фонд "Севастополь" приобрел статус Крымского учебного центра программы "Реформа городского теплоснабжения" ("РГТ"). Несколько слов о ней.

— Это важнейшая программа. Положение настолько сложное, что ещё немного — и нам придется, как в 1918 году, кричать: "Все на борьбу за энергоэффективность!" Нет смысла говорить о проблемах с теплом, с тарифами, о ежегодно растущих отчислениях на теплоснабжение бюджетных зданий. Эти отчисления скоро могут вообще "съесть" весь городской бюджет! Реформа городского теплоснабжения осуществляется совместно Министерством ЖКХ Украины и USAID. Американской стороной выделен на нее грант в 12,5 млн долларов США.

Наш фонд, опираясь на поддержку СГГА, сделал все возможное, чтобы Севастополь попал в число 15 пилотных городов Украины, которым этот грант достался. В конце марта председатель СГГА В.В. Саратов издал распоряжение о проведении программы "РГТ" в Севастополе. Рабочую группу по ее реализации возглавил С.А. Живодуев. За средства гранта уже проведено несколько учебных семинаров для сотрудников СГГА и коммунальщиков Севастополя, завершаются энергоаудиты системы теплоснабжения, готовится энергоплан. Он станет "дорожной картой" для получения инвестиций в теплоснабжение города. С грантодателями удалось договориться о выделении ими до 5 млн гривен на условиях софинансирования показательного проекта по энергомодернизации одного-двух социально значимых объектов в Севастополе. В настоящее время городскими властями определяются объем софинансирования и соответствующие объекты.

Заслуживает внимания работа руководства Евпатории, которое давно и успешно осваивает зарубежные гранты. В частности, в рамках "РГТ" евпаторийцы уже провели энергомодернизацию городской поликлиники, решили вопрос о софинансировании и сумели аккумулировать в общей сложности (вместе с грантовыми) более 4 млн грн на проект. Результатом стало не только обеспечение теплом этого важного социального объекта, но и сокращение почти на треть бюджетных расходов на теплоснабжение поликлиники! Подчеркиваю — на треть! Но одними грантами проблемы не решить. Важно создание устойчивой и понятной населению системы. Надеюсь, что общими усилиями Севастополь сумеет добиться хорошего результата.

— Михаил Николаевич, на днях с участием фонда был проведен семинар по развитию портового хозяйства Севастополя. Экспертом из США сделан анализ севастопольских портов. Кроме того, недавно фонд организовал презентацию Севастополя в парламенте Великобритании, вел переговоры по получению Севастополем крупных грантов от Немецкого банка развития KfW, от "Гуманитарного фонда Паккарда". Как вам удается выходить на такие связи?

— То, что за одну неделю состоялось три важных события, просто совпадение. По каждой из этих программ наш фонд работает достаточно долго. Партнерские связи тоже не возникают одномоментно. В фонде работают опытные специалисты, знающие и любящие свое дело. У нас есть и ряд других сильных заготовок, которые мы реализуем достаточно скоро.

И ещё я хочу выразить признательность городским руководителям, которые в свое время рекомендовали меня сначала возглавить городское управление внешних экономических связей Министерства ВЭС Украины, а затем — на дипломатическую работу. Это — не нуждающиеся в представлениях Л.М. Жунько, депутат горсовета В.Ф. Кунцевский. Опыт и связи приобретались многие годы, в том числе во время моей работы руководителем торгпредства в Посольстве Украины в ОАЭ. Теперь же, когда вернулся домой, оказанное доверие отрабатываю для родного города. Буду счастлив, сумев сделать для Севастополя что-то серьезное.

— Фонд "Севастополь" заинтересован в привлечении инвестиций прежде всего европейских и американских инвесторов… А какие у вас отношения с нашими ближайшими соседями?

— Самые дружественные. Фонд привел в Севастополь очень авторитетную российско-украинскую юридическую фирму, обслуживающую интересы крупных инвесторов России на территории Украины. Переговоры городского руководства с ними ведутся с октября 2010 года и, надеюсь, разрешатся подписанием четкого документа. Но хочу подчеркнуть: для нас важен инвестор как таковой. Будь то российский, украинский, французский или арабский. Если это выгодно городу, если это создает новые рабочие места для севастопольцев, то совершенно не важно, кто и откуда этот инвестор.

Другие статьи этого номера