Вячеслав ДЗЮБА: "Пуховых перин подо мной не было…"

Вопрос: "Что объединяет "Севморзавод", ЗАО "Стивидорная компания "Авлита", детский городок "Лукоморье", Банковскую академию, памятники флотоводцу Ушакову и генералиссимусу Суворову?" Ответ: тот факт, что к возникновению и деятельности этих объектов на севастопольской земле причастен Вячеслав Алексеевич Дзюба. Он, положа руку на сердце, один из немногих, кто, будучи в составе управленческого аппарата города, может предметно говорить о результатах своего многолетнего труда, а если понадобится, то и показать. 18 апреля В.А. Дзюбе исполнится 65 лет. Чем не повод для встречи?

НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Миллионер Рафик Дау в бизнес-кругах известен как инвестор ЗАО "Стивидорная компания "Авлита". Он заслуженно стал ключевой фигурой в развитии успешного бизнес-проекта. Но надо сказать, что "отцом" "Авлиты" был человек севастопольского происхождения, в прошлом достойный воспитанник "Севморзавода". Вячеслав Алексеевич Дзюба в свое время прошел на заводе путь от мастера до генерального директора, не перепрыгивая при этом через "головы" и "ступеньки". Был начальником литейного цеха, проектно-конструкторского отдела, начальником производства завода. На его долю выпало пережить подъем и падение некогда прославленной на весь Советский Союз судостроительной и судоремонтной верфи. И потому не случайно в его голосе слышны грустные нотки, когда речь заходит о нелегкой судьбе предприятия — ровесника города.

— Вячеслав Алексеевич, всем известно, что с развалом Союза "Севморзавод", обеспечивающий потребности военно-промышленного комплекса огромной страны, потерял свое значение, и это стало началом трагического конца. Все происходило на ваших глазах. Как это было?

— Развал страны обернулся для "Севморзавода" отсутствием заказов. Черноморский флот, а также другие субъекты ВПК перестали нуждаться в наших услугах. Высококлассные специалисты — рабочие, мастера, инженеры-конструкторы — оказались без работы и средств к существованию. Многие осознанно искали возможность найти заработок за рубежом. Дела в начале 90-х годов шли отвратительно. Государственной поддержки не было. Основная загрузка завода на тот период — коммерческий судоремонт. Генеральный директор "Севморзавода" А.А. Череватый искал варианты возможного сохранения завода и как альтернативу принял решение раздробить предприятие на "мелкие кусочки", чтобы, как говорится, попытаться выйти из окружения малыми группами… Было создано около 36 дочерних предприятий. Предполагалось, что каждое из них найдет в новых экономических реалиях свою нишу. Возглавить одно из направлений было предложено мне. Так появилась "Авлита".

— И сколько же из вновь образованных предприятий сумели в конечном итоге "выйти из окружения"?

— Три. Среди них самым успешным бизнес-проектом оказалась "Авлита". В те годы темп коммерческой деятельности задавал экспортный бум. В наследство от завода "Авлита" получила два крана и глубоководную набережную. За сравнительно короткие сроки мы стали известным предприятием в Украине и за рубежом по выполнению портовых работ. Наладили сотрудничество с иностранными компаниями. Переваливали соду, металл, ильминит (двуокись титана) и другие грузы, а начиная с 2001-го, с приходом нового инвестора Рафика Дау, начали подготовку к реализации проекта по строительству зернового терминала. Прибыль использовали для наращивания оборотов производственно-хозяйственной деятельности. Благо, что рядом со мной были соратники по "Севморзаводу" — надежные, компетентные, порядочные люди. Многие трудятся в "Авлите" до сих пор. Они имеют высокие заработки и смотрят уверенно в завтрашний день.

— Откуда взялось название предприятия?

— Это название я взял из истории Севастополя. Так во времена могущества княжества Феодоро назывался порт в районе Инкермана, который занимался жизнеобеспечением населенного пункта неподалеку от крепости Каламита.

— Вы помните знакомство с Рафиком Дау?

— Изначально по договору Рафик Дау был одним из наших грузоотправителей. Причем не самым крупным. Никакого влияния на развитие, стратегию, тактику предприятия осуществлять не мог. Но, присмотревшись, он сделал правильные выводы о перспективности предприятия и спустя несколько лет приобрел его. Инвестиции, привлеченные Рафиком Дау, вывели "Авлиту" на более мощный, современный уровень. Но я всегда говорю, что Рафик распоряжался средствами, но зарабатывали их севастопольцы.

— Сегодня "Авлита" — один из крупнейших портов Украины, обладающий прекрасной инфраструктурой, первоклассным оборудованием, возможностью приема крупнотоннажных судов. Надо полагать, сбылось вами задуманное?

— Да.

— Почему же ушли?

— В определенный момент у нас с главным инвестором возникли разные точки зрения на развитие предприятия. Уже тогда я не хотел видеть в составе "Авлиты" угольный терминал. Рад, что пока не прошла эта программа и из нашей прекрасной Севастопольской бухты не получилось болото. "Авлита" была, есть и будет моей звездой. Гордость. Уверен: предприятие еще долгие годы сможет приносить пользу городу. ЗАО "Стивидорная компания "Авлита" не раз признавалось лучшим налогоплательщиком Севастополя. В 2002 году предприятием был выигран всеукраинский конкурс "Лучший работодатель". Оно уже традиционно входит в число лучших предприятий Украины. За работу в "Авлите" я был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. (Кроме этой награды, Вячеслав Алексеевич Дзюба дважды награжден Знаком отличия перед городом-героем Севастополем, медалью "За трудовую доблесть", грамотой Кабмина. — О.Н.).

МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА

— Одно время вы занимали пост заместителя главы городской госадминистрации.

— Это было в 2005-2006 годах, когда руководство города возглавлял С. Иванов. В течение этого, в общем-то, короткого срока удалось провести конкурс и выявить инвестора на строительство в Первомайской балке мусороперерабатывающего комплекса. Пусть мощности у него небольшие (комплекс перерабатывает около 15-20% от общего количества мусора), однако, я считаю, городу от этого есть реальная польза.

— Вы человек технического склада, много лет занимающийся производством. Как вам работалось "на верху" пирамиды власти?

— По-видимому, я неплохой менеджер. Вижу проблему — и в моей голове рождается план ее практического разрешения. Я пытался, как мог, донести свое видение оптимизации работы городского коммунального хозяйства. Но в те годы в стране то и дело менялась власть, в том числе на городском уровне. Не успевала реализовывать свои программы одна команда, как в спину толкала уже другая. К сожалению, в таких условиях никто не нацелен работать на перспективу, а значит, нести ответственность.

— Исходя из вашей автобиографии, после работы в городской госадминистрации вы вернулись на "Севморзавод" в качестве председателя правления — генерального директора. Какую цель ставили перед собой?

— Предложение поступило от основного акционера "Севморзавода" на то время — Рафика Дау. Я принял его с условием объединить некогда раздробленное предприятие. Так эффективнее было осуществлять контроль, проводить экономическую политику. Была сделана попытка включиться в строительство судов иностранных государств. Ушло в море построенное нашими корабелами норвежское судно "Кристина". Пусть с задержками, но был построен еще один корабль… Казалось, еще немного — и все наладится. Удалось погасить долги по заработной плате, появились новые рабочие места. Но не зря говорят: ломать — не строить. Пришли новые собственники завода, которые так и не смогли толком определиться с его будущим.

— А сегодня как вы считаете: будущее у "Севморзавода" есть?

— Былое величие возродить практически невозможно. Осталось два дока. Убиты, растасканы основные фонды. Ни ЧФ РФ, ни ВМС Украины не обещают в ближайшее время серьезных заказов на строительство и ремонт кораблей.

Надо понимать: судостроительный и судоремонтный бизнес очень сложный. Требует внимания и поддержки страны. Необходимы государственная программа реанимации отрасли и мощнейшие финансовые вливания. Но мы же с вами видим и понимаем, что происходит в стране.

О РАБОТЕ С ДУШОЙ И АКТИВНОМ ОТДЫХЕ

— Несколько лет назад наша газета писала о том, что вы возглавляли строительство Банковской академии.

— Сегодня это красивые, современные учебные корпуса, 9-этажное студенческое общежитие, хозблоки, а когда я приехал в парк Победы, то увидел одно лишь каменистое поле. Было начало июня. Вокруг росли кусты… Через неделю там уже работала строительная техника. Были подведены электричество, вода. Выяснилось, что технология строительства не соответствует некоторым реалиям, и мы, столкнувшись с определенными трудностями ландшафта, применили опыт по формированию котлованов при помощи тяжелой техники, полученный в "Авлите". В отдельные месяцы на объекте трудилось до полутора тысяч человек. Первую очередь сдали в конце августа 2009-го — почти на год раньше намеченных сроков.

— Откуда у вас такая способность преодолевать препятствия?

— Трудно сказать. Пуховых перин подо мной никогда не было. Я приехал в Севастополь в 1969 году после окончания Днепропетровского металлургического института. Жил в общежитии. Позже здесь появилась семья. У меня прекрасная жена, двое детей, внуки. Я с чистым сердцем могу сказать, что всегда работал с душой и огромным желанием приносить пользу. Где бы ни трудился — в литейном цехе завода, на должности руководителя "Авлиты", в городской госадминистрации, на строительной площадке, — мой рабочий день был и остается с утра до ночи и чаще — без выходных. Но зато сейчас, идя по городу, я с удовольствием вижу дело своих рук: пусть это столбы освещения на городском кольце или отлитые в заводском цехе памятники флотоводцу Ушакову и генералиссимусу Суворову. Мои внуки приходят в детский парк отдыха "Лукоморье" и знают, что я его строил. Мы, тогдашние работники "Севморзавода", создавали этот детский городок стоя (в прямом смысле слова) по колено в грязи и, как правило, в свободное от основной работы время. Но с каким энтузиазмом трудились люди!

— На каком поприще вы трудитесь в настоящий момент?

— Исполняю обязанности генерального директора фабрики им. Нины Ониловой, которая в данный период входит в состав всеукраинской бизнес-структуры "Транзит-экспресс".

— Как оцениваете перспективы?

— Есть интересные планы. Скажу так: пока мы делаем тесто, а пироги будем печь чуть позже.

— Слава Богу, жизнь — это не только работа. Скоро у вас юбилей. Как любите отдыхать, Вячеслав Алексеевич?

— Есть у меня давнее увлечение — футбол. Еще в юности играл на первенство Ярославской области. Гонял мяч до 50 с лишним лет. Будучи руководителем, участвовал в создании и финансировании футбольных команд, таких как "Судостроитель", "Авлита". Последняя боролась за первенство в Крымской области. Горжусь, что футболист А. Жабокрицкий, выступающий сегодня в премьер-лиге Украины за ПФК "Севастополь", в свое время играл в нашей заводской команде "Судостроитель". Сейчас я член Севастопольской федерации футбола и активный болельщик. Считаю, что с появлением А. Красильникова наш севастопольский футбол получил новый импульс и вышел на передовые рубежи отечественного футбола.

Есть у меня еще увлечение — горные лыжи. Правда, на них я впервые встал всего около десяти лет назад. Предпочитаю "черные", "красные" трассы — самые трудные. Надеюсь следующую зиму провести где-нибудь в горах. А пока три-четыре раза в неделю посещаю бассейн, тренажерный зал. С азартом играю в настольный теннис.

— Мы желаем и впредь вам на долгие годы крепкого здоровья, благополучия в семье, удачи и надежных единомышленников в работе. Пусть осуществляются ваши планы на благо людей и города.

Другие статьи этого номера