Великая транспортная революция

Президент внес в Раду законопроект о замене техосмотра (ТО) техконтролем (ТК), сообщил глава фракции ПР Александр Ефремов, пишет "Сегодня".

Документ, без сомнения, революционный: он не только отменяет обязательный ТО для легковых автомобилей, которые владелец не использует для коммерческой деятельности (лишь для частных поездок), но и усиливает ответственность за эксплуатацию транспортных средств, не прошедших ТК, — штраф за это хотят поднять со 170-255 до 340-425 грн, а при повторном нарушении забирать права на 3-6 месяцев.

Кроме того, отменяется доверенность на право управления чужим авто. По мнению главы государства, ТО давно стал анахронизмом, ведь 90% владельцев машин проходят его "через налаженные коррупционные схемы", платя за услугу до миллиарда гривен в год (вопрос решают через знакомых сотрудников ГАИ, хотя там отрицают, что это массовое явление).

На безопасность на дорогах отмена ТО не повлияет, утверждается в пояснениях к законопроекту: статистика говорит о том, что из-за неисправности автомобилей случается лишь 0,3% ДТП, а почти 90% — по вине водителей (превышение скорости, проезд на "красный" и т. д.).

Контроль за прохождением авто ТК предложено возложить на страхкомпании. Полис автогражданки, например, таксистам там смогут выдать только после предъявления протокола со станции техобслуживания о том, что машина исправна, иначе — штраф более 2000 грн.

Что же изменится для человека, который ездит на своей легковушке только по делам, а не занимается на ней извозом? Прежде всего водитель сэкономит время и деньги, утверждает юрист Алексей Святогор, ведь сегодня официально пройти ТО стоит около 300 грн (неофициально — более 1000 грн).

"Отмена ТО для личных авто — это правильно, ведь подавляющее большинство автовладельцев содержат свои машины в исправности. То же касается и отмены доверенности на право управления: ни в одной стране мира водитель не должен доказывать, что он едет не на краденом авто, если у него на руках техпаспорт", — говорит адвокат Вадим Володарский.

В страхкомпаниях считают, что на выплаты по автогражданке отмена техосмотра для личных машин не повлияет: "Техосмотр и сейчас — формальность, поэтому как страховали по ОСАГО, так и будем страховать".

Есть в законопроекте и слабые места. Например, ветеран ГАИ Николай Корчмаренко говорит, что госбюджет потеряет из-за отмены ТО сотни миллионов гривен. Сейчас ТО нельзя пройти, пока не уплатишь все штрафы, в ГАИ это контролируют. А если закон примут, многие просто откажутся платить. Но в МВД считают, что так не будет, и поддерживают законопроект. "В нем учтены все предложения департамента ГАИ", — сказала директор департамента по связям с общественностью и СМИ Виктория Кушнир. Речь, в частности, идет о сроках ТК и видах транспортных средств, которые обязаны его проходить.

ПЯТЬ НОВИНОК ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ:

1. Техосмотр (ТО) транспортных средств заменяется техконтролем (ТК). От него предлагают освободить: легковые автомобили, прицепы к ним, мотоциклы, мопеды, принадлежащие частным лицам и не используемые для бизнеса (только для поездок на работу, на отдых, за покупками), независимо от срока эксплуатации. ТК обязателен: для автобусов и транспорта для перевозки опасных грузов (2 раза в год), для такси, служебных машин и мини-грузовиков после двух лет эксплуатации (раз в два года). Сейчас частные авто проходят ТО раз в два года, коммерческие — раз в год и чаще. За несвоевременное прохождение ТК увеличивается штраф со 170-255 до 340-425 грн.

2. Вводится ответственность водителя за техсостояние автомобиля. Если окажется, что поломка привела к ДТП, это будет отягчающим обстоятельством при определении степени вины водителя.

3. При ТК сократят перечень проверяемых элементов и запчастей. Например, состояние кузова уже смотреть не будут. А по завершении осмотра дадут водителю протокол (сейчас такого нет).

4. Предлагают отменить доверенность на право управления автомобилем, водителю достаточно лишь прав, техпаспорта и полиса автогражданки, а, например, таксисту или перевозчику опасных грузов (бензин) нужна лицензия. Для бизнес-транспорта отменяют маршрутный лист и документы на багаж.

5. Страхкомпании обязаны продавать полисы автогражданки владельцам коммерческого авто только после предъявления ими протокола с лицензированной СТО о прохождении ТК (на личное авто полис обязаны выдать без ТК). СТО должны передавать для контроля в ГАИ данные об автомобилях, прошедших ТК, а страхкомпании — данные о договорах ОСАГО (автогражданка). За выдачу страховщиком полиса без протокола ТК на коммерческое авто — штраф 1700-2040 грн (ForUm).

Другие статьи этого номера