"Чтобы помнили…"

Выставка "Чтобы помнили…" из фондов Севастопольского художественного музея посвящена двум драматическим событиям в жизни нашей страны — 70-летию начала Великой Отечественной войны и героической обороны Севастополя. Она дает возможность не только вспомнить биографии севастопольских живописцев, яркие, порой трагические страницы истории, но вновь и вновь поклониться, выразить благодарность всем фронтовикам, отстоявшим, а позже возродившим из руин всю страну и, конечно, наш прекрасный город.В экспозиции представлено всего лишь 40 живописных, графических работ, а также скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства. Эти произведения позволяют обратиться к прошлому, к истории, а также вернуться и по-новому вглядеться в современность. Они различны по материалу, технике, по темам и образному решению, по художественным достоинствам, однако их объединяет искренность мастеров. Авторы произведений — ветераны Великой Отечественной войны. Одни — М.В. Кобыленков, С.Н. Соколов, П.П. Мирошниченко, К.Л. Смирнов, М.Ф. Чухланцев, Н.С. Шеметов, к сожалению, уже ушедшие из жизни, и ныне живущие — З.И. Филиппов, П.М. Коломойцев — с оружием в руках защищали Родину; другие — В.В. Буряк, М.П. Крошицкий, О.Д. Минькова, И.С. Щиголь и др. — своим трудом в тылу помогали советским воинам.

У каждого из художников своя судьба, своя фронтовая биография. Поэтому "вспомним всех поименно" — ведь "это надо не мертвым, это надо живым!": М.В. Кобыленков летал на штурмовиках Ил-2, закончил войну в Берлине и в День Победы расписался на рейхстаге (фотография с его подписью обошла весь мир); студент художественного училища П.М. Коломойцев ушел добровольцем на фронт и даже после тяжелого ранения вернулся в строй — в Каспийскую флотилию; П.П. Мирошниченко — разведчик в^артиллерийских частях — прошел нелегкий путь от Керчи до Праги; К.Л. Смирнов участвовал в боях на Курской дуге и в Сталинградской битве; С.Н. Соколов защищал Севастополь и Кавказ; комсорг, командир пулеметной роты З.И. Филиппов чудом выжил после контузии и сильного обморожения; Н.С. Шеметов — танкист, несколько раз горел в танке и все-таки, несмотря на ранения, до последнего дня войны достойно сражался за Родину; М.Ф. Чухланцев воевал на Сахалине… М.П. Крошицкий, бывший директор Севастопольской картинной галереи, хотя и не защищал наш город с оружием в руках, был награжден медалью "За оборону Севастополя". Героически преодолев все трудности военного лихолетья, он не только сумел сохранить, но и вернул севастопольцам уникальные музейные произведения…

Творчество и мировоззрение названных художников в большинстве своем сложились уже после войны. Каждый из них, получив художественное образование, стремился найти интересные темы, новые образы, собственный почерк. Фронтовики, знавшие не понаслышке, "какою ценой завоевано счастье", не раз смотревшие смерти в глаза, чаще всего воспевали, утверждали в своих полотнах мирную жизнь. В пейзажных работах М.В. Кобыленкова, скромных, очень личностных, почти дневниковых, монотипиях Н.С. Шеметова много лиризма, романтики, любования солнечным Севастополем, тонкости в передаче состояний природы, мягких цветовых нюансов… Яркие, декоративные работы П.П. Мирошниченко не только завораживают эффектной игрой стихий — моря, неба, солнца, но и создают своеобразный живописный, пластический эквивалент крымской природы и дополняют наши знания о ней.

На выставке нет многофигурных батальных полотен со сложными драматическими сценами. И все же многие живописцы, обожженные войной, уже на новом этапе жизни — через десятилетия — вновь вернутся к теме войны. З.И. Филиппов и М.Ф. Чухланцев, переплавив военные впечатления, вспоминая то время, не доживших до Победы товарищей, создадут пронзительные, эпические пейзажи, картины-размышления и тематические натюрморты, которые ныне по праву считаются музейной классикой ("Дот, зарастающий маками" (1960), "Мыс Гвардия" (1975), "Трудный хлеб" (1964), "Хлеб, разделенный пополам" — М. Чухланцева и "Сапун-гора" (1974), "Автопортрет в каске" (1980), "Военная весна" (1980) — З. Филиппова.

Незаживающая боль звучит в автопортрете З.И. Филиппова. Это не просто воспоминание о боевой молодости, в нем нет парадности, патетики и позерства, это, скорее, размышление, разговор с самим собой, да и с нами, от имени всех художников, о правильности выбора каждого и об ответственности за все происходящее в мире… Именно поэтому так искренне и сильно звучат в музейном зале неисчерпаемые, тесно переплетенные темы

Победы и Памяти!!!

Другие статьи этого номера