"Севморзавод": привычная работа

В последнем, апрельском номере нашей газеты уже сообщалось, что с наклонного стапеля ОАО "Севморзавод" был спущен на голубую черноморскую волну левый понтон плавучего крана грузоподъемностью 1200 тонн проекта 50370 М. Это событие отдельной строкой будет вписано в яркую летопись предприятия.Его история хранит сведения, которые при случае хочется вспомнить. Так, ровно 60 лет назад, в 1951 году, закладкой машины-силача грузоподъемностью 50 тонн у нас было положено начало отечественному плавкраностроению. В последующие годы неуклонно крепли стальные мускулы сложных подъемных устройств. В технической документации их серии обозначали многозначными цифрами-номерами, для широкой же публики находили звучные, запоминающиеся имена. Еще бы, ведь стрелы, эти механические руки "Черноморцев", "Богатырей" и "Витязей", играючи, как пушинки, поднимали грузы в 100, 300, 500 и, наконец, в 1600 тонн. Но и приведенный здесь самый высокий показатель грузоподъемности был не последним.

Отдельного упоминания заслуживает 40-летней давности серия под сулящим удачу и уверенность именем — "Слава Севастополя". Тезка самой читаемой в городе газеты по грузоподъемности в 1971 году превзошел всех своих предшественников: 500 тонн! За это группа работников предприятия была удостоена Государственной премии Украинской ССР. Строящийся в наши дни плавучий кран проекта 50370 М тоже отличается мощью. Не 1600 тонн грузоподъемность, но и 1200 — тоже неплохо. У нас к тому же есть весомые основания назвать строящийся плавкран проекта 50370 М (подобрать бы ему по старой традиции достойное имя) уникальным, ведь земляками-конструкторами ОАО "ЦКБ "Коралл" и морзаводчанами он наделен способностью ходить по рекам, каналам, да и шлюзы ему не помеха. Таких вездеходов в странах СНГ не сыскать. Еще одна вселяющая оптимизм деталь: спуск на воду левого понтона плавкрана проекта 50370 М означает возобновление производственной деятельности в данном направлении после затянувшегося на три года и вселявшего тревогу перерыва. В течение этого периода в недавнем прошлом бюджетообразующее, градообразующее предприятие, казалось, уже не поднимется с колен.

Поэтому сугубо производственный процесс пуска с наклонного стапеля на воду понтона (кстати, одного из трех ему подобных) строящегося плавучего крана стал праздником. Он собрал свободных от вахты рабочих, ветеранов "Севморзавода", почетных гостей — представителей руководящих городских организаций, посланцев некоторых крупных городов страны, большую группу учащихся подшефной школы, нехилый отряд снимающих и пишущих журналистов. Играл духовой оркестр, красками горели гирлянды воздушных шаров.

Самой собой, состоялись митинг и пресс-конференция. В них приняли участие председатель городской государственной администрации Валерий Саратов, заместитель председателя городского совета Александр Антоненков, почетный президент компании "Проминвест" Петр Порошенко (в пресс-релизе отдела маркетинга ОАО "Севморзавод", видимо, он назван еще основным инвестором), генеральный директор "Севморзавода" Константин Картошкин, председатель правления Запорожского ПАО "Мостобуд" Юрий Цыганок, председатель наблюдательного совета этого же публичного акционерного общества Владимир Продивус и другие руководители.

В Запорожье, говорили с трибуны и на съемочные камеры и диктофоны представителей средств массовой информации, уже давно до предела обострилась проблема транспортного сообщения между частями города, расположенными на левом и правом берегах Днепра. Строительство нового моста на годы остановилось из-за отсутствия финансирования. При нынешней власти в Украине деньги на возобновление реализации масштабного проекта нашлись. Но произошла заминка с выбором технологии проведения дальнейших строительных операций. Если обратиться к предполагавшемуся вначале методу надвижки собранных на берегу конструкций пролетов, то потребуются крайне дорогостоящие подготовительные работы на суше. Но и этот метод после проведенных в 2004-м и 2009 годах экспертиз специалистами был признан несостоятельным, так как не до конца были просчитаны уровни поверхности воды, берегов и поднимающегося объекта. В сложившейся ситуации мог выручить только плавучий кран. Выбор его изготовителей пал на ОАО "Севморзавод" как на предприятие со сложившимися в течение десятилетий славными традициями плавкраностроения.

Выступивший первым на митинге генеральный директор "Севморзавода" Константин Картошкин сердечно поблагодарил заказчиков — мэрию Запорожья и ПАО "Мостобуд" — за оказанное возглавляемому им трудовому коллективу доверие. Благодарность также была выражена в адрес нового инвестора, надо полагать, Петра Порошенко. "Если бы не его внимание и участие в этом проекте, то нам сегодня не было бы о чем говорить", — заявил Константин Эдуардович.

Председатель городской государственной администрации Валерий Саратов заявил: "Если мы сегодня начинаем строить краны, тем более такие мощные и уникальные, то это говорит о том, что наша страна выдвигает серьезные планы своего развития". Валерий Владимирович назвал уже отличившихся на строительстве плавкрана морзаводчан: сборщиков корпусов судов Олега Кривца, Юрия Курашина, электросварщиков Максима Яшина, Сергея Козерацкого, начальника профильного бюро Татьяну Жибоедову и других.

Как и Константин Картошкин, глава исполнительной ветви городской власти отметил роль, которую сыграл в общем деле Петр Порошенко. Благодаря его настойчивым действиям были погашены долги перед городским бюджетом, Пенсионным фондом, проведена паспортизация гидротехнических сооружений и получены разрешения на их эксплуатацию, восстановлены системы энерго- и газоснабжения.

В свою очередь Петр Порошенко сказал, что Севастополь давно ждал, когда возобновит работу флагман промышленности города-героя. Знаменательно, что уже восстановлено немало рабочих мест, что производство вновь набирает обороты. Создается плавучий кран, подобных которому Украина прежде не строила. По словам Петра Алексеевича, он обойдется нам вдвое дешевле, чем в странах дальнего зарубежья, которые занимаются кораблестроением. Плавучий кран проекта 50370 М, поработав в Запорожье, сказал гость из Киева, может быть востребован на строительстве мостов в Кременчуге, Киеве и других украинских городах. Если приступят к сооружению переправы через Керченский пролив, то и там без него никак не обойтись.

Петром Порошенко было подчеркнуто, что осуществление проекта-50370 М — не единичное свидетельство того, что "Севморзавод" наконец ожил. Только что на его производственных площадях прошел основательный ремонт флагман Военно-Морских Сил Украины фрегат "Гетман Сагайдачный". Настал черед других кораблей. Найдется место и судам Черноморского флота Российской Федерации.

Со своей стороны Петр Алексеевич выразил удовлетворение по поводу уже сложившегося конструктивного сотрудничества с городскими властями. По словам Петра Порошенко, им удалось отвести угрозу окончательной остановки завода. Они, продолжал оратор, внесли важный взнос в обеспечение эффективной работы предприятия. По свидетельству Петра Порошенко, турецкие коллеги освобождены от уплаты налогов за землю и на добавленную стоимость. На рынке товаров и услуг идет жесткая конкуренция, поэтому особое значение приобретает обеспечение плодотворного сотрудничества между производственниками и властями на местном и государственном уровнях. "Я уверен, — заявил Петр Порошенко, — что спуск на воду понтона — это только первый, очень важный этап, его мы очень долго ждали на пути возрождения доброй славы "Севморзавода".

Председатель наблюдательного совета ПАО "Мостобуд" Владимир Продивус выразил уверенность в том, что с таким надежным, авторитетным деловым партнером, как ОАО "Севморзавод", запорожцы, как и предусмотрено графиком, обеспечат пуск в 2012 году первой очереди моста через Днепр, что даст возможность решить инфраструктурные и социальные проблемы казацкой столицы, как образно называют Запорожье.

Впечатляюща и величественна картина спуска плавающих средств на воду. Его сопровождают традиционное разбивание бутылки шампанского о металлический бок понтона, глухие удары молота о массивные деревянные клинья, оглушительный лязг сверхтолстых цепей. И вот понтон, наконец, оказался в водной стихии, которая станет для него родной.

В беседе с журналистами Петр Порошенко выразил убеждение в том, что до конца текущего года будет еще не один повод для проведения подобных мероприятий, окрашенных оптимизмом встреч. Как подтверждение этих слов, на освободившемся стапеле состоялась закладка еще одного понтона — плавкрана проекта 50370.

Возникла пауза для общения журналистов вне рамок закрывшейся пресс-конференции. Наш корреспондент спросил генерального директора "Севморзавода", является ли для него первостепенной проблема кадров рабочих специальностей. Константин Картошкин ответил, что в настоящее время главное для него — наполненность портфеля заказов. "Но заказчик не пойдет туда, где оголены рабочие места", — сказал я собеседнику. Эта сторона жизни предприятия, заявил Константин Эдуардович, нами контролируется. За последние полтора года трудовой коллектив увеличился с 216 до 380 человек. Это без смежников. Если подготовкой рабочих кадров не заниматься, то действительно работать будет некому. В настоящее время в качестве учеников на предприятие привлекают учащихся одного из профтехучилищ.

Понятное дело, много было желающих пообщаться в неформальной обстановке с Петром Порошенко. Но вот на минуту-другую он оказался в одиночестве. Этого времени хватило, чтобы задать ему вопрос, который, может, напрямую не имеет никакого отношения к главному событию этого дня, но в основе своей ох как актуален. За годы независимости Украиной, как представляется, предпринимались попытки усидеть на двух стульях одновременно. В настоящее время страна стоит перед выбором: Евросоюз или Таможенный союз с участием России, Беларуси и Казахстана. Либо-либо, или по-украински або-або. Петр Порошенко — бывший министр иностранных дел Украины, его мнение весомо.

— Вопрос поставлен неправильно, — отрезал он. — Нет "або-або". Еще в 1993 году мы с Россией заключили договор о зоне свободной торговли. Он вступил в действие в 1994-м. Сейчас о создании такой же зоны свободной торговли, как с Россией, надо договориться и с Европейским Союзом. В данном подходе к делу нет противоречий. Выдумывают их либо из-за некомпетентности, либо по злому умыслу. "Но все ли здесь гладко?" — новый вопрос нашего корреспондента. "У каждого есть свои интересы, — последовал ответ. — Украина должна исходить из интересов своего народа".

Киевский гость мог еще сказать, что выгоды на международной арене, на Востоке и Западе, можно добиться, если больше будем производить товаров уникальных и конкурентоспособных — таких, как плавучий кран проекта 50370.

Другие статьи этого номера