Вот ты мне ответь!…

ГРАЖДАНЕ И ВЛАСТЬ УКРАИНЫ НАЧАЛИ ОБЩАТЬСЯ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ.
В понедельник вступил в действие закон Украины "О доступе к публичной информации", принятый парламентариями еще в январе и набравший при голосовании более 400 голосов народных депутатов и подписанный главой государства.

Понятно, что в понедельник мало кому было до публичной информации. Зато уже 10 мая страна зажила по новым правилам: началась эпоха неогласности, в смысле новой гласности и открытости (как неолит). "Президент Украины внедряет европейские стандарты открытости и прозрачности в работе органов государственной власти. Важным шагом на этом пути стало подписание главой государства закона "О доступе к публичной информации", — отмечено в сообщении пресс-службы Президента Украины по этому поводу.

Во исполнение этого закона Януковичем были подписаны указы "Вопрос обеспечения органами исполнительной власти доступа к публичной информации" и "О первоочередных мероприятиях по обеспечению доступа к публичной информации во вспомогательных органах, созданных президентом Украины", которые призваны обеспечить реализацию конституционного права граждан свободно собирать, сохранять, использовать и распространять информацию.

Какую информацию мы, т.е. граждане и юридические лица (предприятия, общественные организации), имеем право собрать и… (далее — по тексту)? Почти любую — публичную. За исключением той, что определена 6-й статьей закона как информация с ограниченным доступом (конфиденциальная, тайная, служебная).

Что такое "публичная информация"? Закон определяет ее как задокументированную любыми средствами и на любых носителях информацию, полученную или созданную в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей. Также публичной считается информация, которая находится в распоряжении субъектов властных полномочий или других ее распорядителей. Например, откроется доступ к данным о бюджетных средствах — расходах на содержание чиновников и органов власти.

В отдельных разделах закона определяются порядок и сроки подачи и удовлетворения запроса на информацию и процедура обжалования решений, действий или бездеятельности распорядителей информации.

Получить доступ к публичной информации можно путем информационного запроса. При этом он может подаваться касательно любой информации (кроме тех, что названы выше), а не только той, что непосредственно касается запрашивающего лица. Интересно, что при подаче запроса теперь нет необходимости обосновывать причины необходимости запрашиваемой информации: надо — и все!

Что касается самого информационного запроса, то письменный запрос на получение информации должен, как правило, содержать: имя (наименование) субъекта, который запрашивает информацию, его почтовый адрес и телефонный номер связи (если такой есть); общее описание запрашиваемой информации или вид, название, реквизиты или содержание запрашиваемого документа (если такие известны); подпись и дату. Подать запрос можно и в электронном виде, заполнив соответствующую заявку на официальном сайте того или иного носителя информации (тут главное, чтобы администратор сайта потрудился и составил форму заявки).

Что мы еще имеем на данный момент? Мы имеем ускоренное путешествие во времени. То есть на информационный запрос чиновник (иногда — специально обученный) обязан дать ответ обращающемуся в течение 5 рабочих дней, а не 30 календарных, как было ранее. Тем не менее распорядитель информации вправе продлить срок рассмотрения запроса (предварительно уведомив об этом в течение 5 рабочих дней) до 20 рабочих дней.

Со вступлением в силу закона "О доступе к публичной информации" усиливается и ответственность чиновников за всяческие информационные прегрешения. Увеличивается размер наказания (через изменения в КоАП) за непредоставленную, недостоверную информацию: штраф в 850 гривен (ранее штрафа не было). Кроме того, если вам не ответили в течение определенного законом срока, можно обращаться в суд или начать с жалобы вышестоящему начальнику нерадивого чиновника.

В связи с вступлением закона в силу на официальном сайте главы государства (www.president.gov.ua) уже появились образцы форм для подачи информационных запросов в Администрацию президента. Более того, вчера АП отчиталась о проделанной за 10 мая работе по предоставлению информации: было зарегистрировано 18 информационных запросов, оперативно даны ответы на 11 из них, еще 7 запросов — в работе; 13 запросов пришли на "мыло", 2 — в письменном виде (переданы лично). Работниками созданного Главного управления обеспечения открытости деятельности президента Украины принято около 40 телефонных обращений, по их результатам зарегистрировано 3 информационных запроса, остальные звонки носили консультационный характер.

Ну, так это — только в первый день. А что будет дальше? Впрочем, даже бытовая техника зачастую в первое время работает безупречно…

Дмитрий ЖЕЛНИН.

В тему

В СЕВАСТОПОЛЬСКУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ В ПЕРВЫЙ ЖЕ ДЕНЬ "РАБОТЫ" ЗАКОНА ПОСТУПИЛИ ТРИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАПРОСА

Об этом "Славе Севастополя" сообщил начальник отдела по делам прессы и информации СГГА Алексей Скворцов. По словам начальника отдела, 18 апреля 2011 года председателем Севастопольской городской государственной администрации было издано распоряжение "Об организации доступа к публичной информации СГГА". В соответствии с данным распоряжением определены ответственные структурные подразделения и должностные лица, ответственные за организацию доступа к публичной информации. В администрации создан сектор, состоящий из трех человек, непосредственно отвечающих за эту работу.

Кроме того, на официальном сайте СГГА уже создан раздел о доступе к публичной информации, в котором указаны порядок обращения граждан с информационными запросами, номера телефонов, факсов, адрес электронной почты, образцы документов. В настоящий момент программистами ведется разработка системы учета информации, готовится таблица с прописанным перечнем документов, которые являются публичной информацией.

Вместе с тем, отметил Алексей Скворцов, не дожидаясь вступления закона в действие (9 мая), администрация начала размещать на своем официальном сайте все проекты нормативно-правовых актов. "В нашем случае это проекты решений Севастопольского городского совета, которые мы размещаем за 20 дней до момента их принятия. Таким образом севастопольцы получают возможность с ними ознакомиться", — сказал начальник отдела. В первый же день после вступления закона в силу в СГГА поступило три информационных запроса, один из которых пришел по электронной почте.

Другие статьи этого номера