В фокусе Авлиты — повышение эффективности процессов

СК "Авлита" — год с новым руководителем.
Исполняющий обязанности генерального директора С.В. Посохов рассказал Алле Каневской о достигнутых результатах, проекте УПК, планах развития компании и новых инвестпроектах. — Сергей Валентинович, вы в кресле руководителя "Авлиты" ровно 1 год. Как можете оценить работу предприятия за прошедший период? Чего удалось достичь?

— Прошедший год для компании и для меня лично в целом был непростым, так как на него пришлось введение государственных квот на экспорт зерна. В связи с этим у нас уменьшилась перевалка зерновых и, как следствие, общий объём перевалки. Мы постарались оперативно отреагировать на изменения рыночной конъюнктуры и внесли корректировки в производственные планы. Увеличение доли металлопродукции в структуре обрабатываемых грузов позволило "Авлите" зафиксировать рекордный объем в её перевалке — на экспорт направлено 2,3 млн тонн.

Среди других программных достижений — оптимизация структурных подразделений предприятия, в основе которой лежит максимальная направленность на обеспечение производственных результатов. Кроме этого, мы пересмотрели отдельные технологические цепочки при перевалке грузов, внесли коррективы в существующие процедуры поддержания оборудования перегрузочного комплекса в работоспособном состоянии.

— Каковы ближайшие планы компании? Вы собираетесь корректировать бизнес-профиль с учетом изменений конъюнктуры, подобных введению квот?

— Менеджментом компании определены планы развития предприятия на ближайшие 2 года. На этот период нашей главной целью является увеличение доходов за счет расширения производственных мощностей и совершенствования операционных процессов. В результате глубокого анализа экономики нашей деятельности, логистики и грузовых потоков принято решение принципиально не менять структуру грузопотока. Наши грузы — это зерно, металлопродукция и другие генеральные грузы. Даже не расширяя ассортимент, мы видим, что по этой номенклатуре на предприятии есть резервы для увеличения объемов их перевалки до уровня 6-6,5 млн тонн в год (сегодня "Авлита" переваливает до 4,5 млн тонн).

— Значит ли, что, сохраняя свою специализацию на металлопродукции и зерне, "Авлита" не будет осваивать новые виды грузов? Будет ли реализован проект строительства УПК?

— "Авлита" постоянно ищет новые точки роста компании и изучает потребности рынка, сопоставляет их с технологическими возможностями предприятия. Именно поэтому в ближайшей перспективе мы сконцентрируем наши усилия на грузах, в которых у нас есть наибольшая экспертиза.

Что касается проекта УПК, то это хороший инвестиционный проект, и мы сожалеем о том, что он не будет реализован в Севастополе. По причинам экономического характера было найдено более перспективное место для его возможной реализации — в порту Южный. Я убежден, что, будь УПК построен в "Авлите", он не только дал бы городу новые рабочие места, но и стал бы очень серьезным бюджетообразующим элементом городской казны: смог бы обеспечить дополнительные налоговые отчисления, увеличить портовые поступления и сборы за счет роста грузооборота и, безусловно, расширить финансирование нашей компанией различных социальных проектов. Тем не менее УПК не был единственной альтернативой развития нашего бизнеса. Сегодня нами готовится к реализации несколько инвестиционных проектов.

— Сергей Валентинович, расскажите подробнее об этих проектах. На какой они сейчас стадии?

— В основу развития нашей компании мы закладываем повышение эффективности производственных и операционных процессов. В течение года мы прорабатывали различные аспекты деятельности предприятия, искали новые возможности роста. Анализ бизнес-процессов показал, что для того, чтобы реализовать поставленные цели, необходимо, прежде всего, усовершенствовать нашу внутреннюю логистику, решить вопрос железнодорожной инфраструктуры, а также увеличить объемы складских площадей для металла.

В данный момент, чтобы оптимизировать наши производственные процессы — разгрузку вагонов, складирование, подачу грузов к борту судна и непосредственно перегрузку на судно, мы хотим внедрить на предприятии наиболее современные и эффективные логистические решения. С этой целью мы организовали конкурс на поставку комплексных технологий и оборудования среди компаний-производителей с мировым именем.

Для увеличения объема грузопотока необходимо также развитие железнодорожной инфраструктуры. Для этого предполагается удлинение тупиков на станции Мекензиевы Горы и станции Инженерной. Кроме этого, будет внедрена система централизации и блокировки (СЦБ), которая позволит оптимизировать логистические процессы и операции на этом участке.

Также мы планируем ввести в эксплуатацию новые складские площади для металлопродукции и других генеральных грузов. Для этого будет построен склад вместимостью до 200 тыс. тонн, оборудованный 50-тонными козловыми кранами. Таким образом, мы сможем выгружать грузы не только на причалах и работать, как говорят, "с колес", но и развести во времени два процесса — приемки и отгрузки груза, что положительно скажется на нашей производительности.

Есть и другие точки роста эффективности нашего бизнеса. Для того, чтобы обрабатывать 2 судна одновременно (существующий сегодня причальный фронт позволяет работать только с одним судном), мы планируем удлинить 20-й причал. Это позволит увеличить наш экспорт металла примерно на одну треть.

— Предполагается ли развитие также и зернового терминала?

— Да, безусловно, второй инвестпроект связан именно с ним. Данный проект разработан институтом "ЧерноморНИИпроект. Он предполагает увеличение пропускной способности зернового терминала по приёму автомобилей. Сегодня мы можем погрузить 4 млн тонн зерна, а принять железной дорогой и автоприёмом — лишь 3, максимум — 3,5 млн тонн. То есть потенциал для роста объемов перевалки очевиден. Данный проект не только позволит существенно увеличить объем перевалки зерна, но и уменьшит простой автомобилей. Планируемый срок реализации проекта с момента его утверждения — 7 месяцев.

— Намерена ли компания сохранить на прежнем уровне выполнение программы социальных инвестиций?

— В 2009 году мы утвердили и системно реализуем программу социальных инвестиций. В "Авлиту" поступают обращения жителей Севастополя с просьбами о помощи, и в рамках нашей программы мы по мере возможностей будем ее оказывать. Проекты, которые не входят в утвержденную нами программу, мы стараемся осуществить совместно с благотворительными фондами. Мы строим долгосрочный и социально ответственный бизнес, поэтому намерены и дальше придерживаться стандартов корпоративной социальной ответственности.

Другие статьи этого номера