"Кот в мешке": в Украине проверяется всего три процента продукции

Цены растут, а качество товаров, продаваемых в Украине, только ухудшается. Как отмечают эксперты, в нашей стране очень слабый контроль за продукцией, попадающей на прилавки. И в итоге — некачественные товары основательно портят здоровье украинцев, пишет "АиФ-Украина".

НИЗКОЕ КАЧЕСТВО, ФАЛЬСИФИКАТ…

Наличие в магазинах просроченных и фальсифицированных продуктов стало системой. Еще несколько лет назад у нас было не больше 3% бракованного хлеба, а теперь — 15%. Количество некачественных молочных продуктов вообще бьет рекорды: 39-40%. Потребители больше всего жалуются на качество сложной бытовой техники, на товары, проданные через Интернет. По-прежнему много проблем с мобильными телефонами и детскими товарами. А "бич" отечественной торговли — чрезмерное количество просроченных продуктов питания.

По результатам экспертизы, в магазинах можно встретить товары, полученные "неизвестно откуда", без сопроводительной документации. Но специалистам контролирующих структур удается проверить всего 3% товаров, продаваемых на украинском рынке, поскольку контроль — дело дорогостоящее. Так, для приобретения только экспресс-лабораторий необходимо 27 млн долларов. Но даже в случае обеспечения всеми необходимыми техническими средствами осуществить неожиданную проверку удается не всегда. Препятствует закон, согласно которому проверяющие инстанции должны предупредить предприятие о своем визите за 10 дней… В чьих же интересах работает данный механизм?

"Интересный нюанс: в Украине образцы товаров для исследований, купленные экспертами в магазинах самостоятельно и представленные для тестирования производителями, очень отличаются по своему качеству, — рассказывает Валентин Безрукий, президент научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз "Тест". — Некачественных товаров в Украине достаточно, и в их числе, к сожалению, много лекарств. Например, недавно мы проводили сравнительное тестирование лекарственных препаратов для улучшения зрения. Оказалось, что из семи образцов только в одном действительно была черника, улучшающая зрение, в остальных — свекла, использованная в качестве красителя".

КАКОЙ ВЫХОД?

"Качество украинской продукции действительно с каждым годом становится все хуже, — подтверждает тенденцию Андрей Близнюк, президент Торгово-промышленной палаты Украины. — Почти каждый второй товар в Украине производится по техусловиям, а не по ГОСТам. Чтобы справиться с проблемой, нужны сильные гражданские организации, оказывающие влияние на государственную политику, и решения соответствующих структур власти — как это происходит в Европе".

Политика Еврокомиссии в сфере защиты прав потребителей базируется на соблюдении приоритета интересов потребителей над интересами политических сил и бизнеса. У нас же все иначе. К тому же украинские власти не проявляют интереса к нуждам и требованиям потребительского сообщества. "Жалобы потребителей рассматриваются госорганами долго и неэффективно, многие системные нарушения в сфере торговли и обслуживания остаются без внимания уполномоченных органов в сфере потребительской политики, а деятельность общественных объединений потребителей не получает поддержки со стороны государства, — объясняет Наталия Бородачева, руководитель Института потребительских программ, вице-президент Всеукраинской федерации потребителей "Пульс". — Все это осложняет и без того нелегкую ситуацию на потребительском рынке и в сфере государственной защиты прав потребителей".

Социологические опросы подтверждают низкую осведомленность населения о своих правах. Многие не знают даже простейшего — того, что в течение 14 дней купленный товар можно вернуть. Они не верят в успех отстаивания своих законных потребительских прав, теряются перед агрессивностью представителей недобросовестного бизнеса.

"Украинское законодательство в сфере контроля качества товаров очень несовершенно, — добавляет Ирина Кравченко, директор департамента потребительской политики Государственной службы технического регулирования Украины. — Стране нужны гражданские организации, защищающие права потребителей, поднимающие вопросы по совершенствованию законодательства. Нам необходимо добиваться принятия прогрессивных норм".

Госзащита потребителей от недоброкачественных товаров, гарантируемая Конституцией и ЗУ "О защите прав потребителей", остается всего лишь декларацией. Рынок изобилует все более дорогими и недоступными, а главное, небезопасными товарами, но госбюджет не предусматривает надлежащего финансового обеспечения контролирующих органов. К такому выводу пришли эксперты. Выяснилось также: 40% отечественных товаров произведены "в тени", а значит, проконтролировать их качество невозможно, как и привлечь их производителей к ответственности. Впрочем, и при легальном производстве вопрос ответственности за нарушения практически остается открытым.

"Если товары произведены субъектами предпринимательской деятельности (СПД), найти производителя бывает трудно, исключение составляют те случаи, когда он сам добровольно соглашается на диалог, — объясняет ситуацию Сергей Литвиненко, директор департамента экспертизы анализа эффективности государственной поддержки Министерства экономического развития и торговли Украины. — Поэтому количество жалоб на товары в нашей стране не уменьшается. А жители сельской местности вообще не знают, что такое защита прав потребителя".

Самое эффективное воздействие на производителей некачественного товара, по мнению экспертов, — это закрытый кошелек потребителя. Просто не нужно покупать плохой товар — это самое эффективное средство борьбы. Но, к сожалению, во время покупки трудно визуально оценить все свойства товара. Вот почему так важна функция органов государственного контроля — не допустить на рынок товары ненадлежащего качества.

"Обидно, что украинцы не умеют бороться за свои права, просто не верят в успех, — считает Александр Ладыгин, председатель правления ВГО "Качество жизни". Как показывает практика, не более 10% потребителей проявляют смелость и обращаются в инстанции, защищающие их права". Кстати, о своих правах знают всего 5-6% нашего населения, в то время как в Европе грамотных потребителей — около 65-80%.

Другие статьи этого номера