Средства массовой информации распространили факты о низком качестве товаров, приобретенных через интернет-магазин. Покупатель, пытаясь встретиться с продавцом, чтобы отстоять свои права, неожиданно для себя обнаруживает, что на присланном ему чеке и гарантийном талоне указаны только фамилия и телефон предпринимателя и отсутствует его юридический адрес. На телефонные звонки электронный магазин не отвечает, а его интернет-страничка вообще исчезает. В связи с этим наш корреспондент обратился в региональное управление по делам защиты прав потребителей и попросил его ведущего специалиста Е.А. МОКИНУ рассказать, как быть в такой ситуации.- Обращаясь в интернет-магазин, — сказала Елена Александровна, — покупатель руководствуется тем, что в нем товары могут быть несколько дешевле, но не всегда гарантированного качества. К сожалению, действующее законодательство не обязывает интернетчиков иметь для осуществления своей деятельности офис, а при его отсутствии привлечь недобросовестного продавца к ответственности довольно проблематично.
— Приведите на этот счет конкретный пример.
— Недавно к нам обратился потребитель, который заявил, что через интернет-магазин Planshets.com.ua частного предпринимателя М. Ефимова приобрел планшет IBоок, оказавшийся с дефектом. Позвонив по контактному телефону, покупатель получил рекомендацию отправить планшет по адресу: склад N 1 "Новая почта" на улице Руднева, 1. Когда покупатель это сделал, на его мобильный телефон поступило SMS-сообщение, что товар со склада получатель забрать отказывается и поэтому покупатель обязан заплатить штраф.
— И что же было дальше?
— В связи с тем, что по заявлению, присланному нам покупателем, нельзя было установить место хозяйственной деятельности М. Ефимова, наше управление для получения данной информации обратилось к государственным регистраторам районных администраций Севастополя. Установив юридический адрес ЧП М. Ефимова, мы направили ему приглашение прийти в управление по делам защиты прав потребителей, но в назначенное время он не явился. Кстати сказать, оказалось, что он, как частный предприниматель, зарегистрирован по домашнему адресу. Не имея права на доступ в жилье граждан, наши сотрудники направили письмо в райотдел УМВД Украины в Севастополе и в ОГСБЭП для принятия в дальнейшем мер в пределах своей компетенции.
— Можно сделать вывод, что с интернет-магазинами лучше не связываться.
— Ну почему же? Приобретение товаров через интернет-магазины — перспективная форма торгового обслуживания, однако прежде чем пользоваться их услугами, поищите в Интернете информацию об интересующем вас электронном магазине, чтобы узнать, нет ли о нем негативных отзывов покупателей. Обратите внимание на оформление сайта магазина. Если на нем нет условий возврата покупок, не указаны телефоны сервисных центров, нет адреса продавца, а его телефон не отвечает, то лучше поискать другого продавца.
— А что делать, если предоплата товара сделана, а интернет-магазин его не доставил?
— Направьте ему письменное требование доставить покупку или вернуть предоплату. Если не будет сделано ни того, ни другого, то обратитесь в управление по делам защиты прав потребителей, приложив к своему заявлению доказательство произведенной предоплаты, заключения договора с продавцом, а также ваших обращений к нему с требованием договор выполнить. А если и после этого у вас не будет ни товара, ни потраченных денег, то обращайтесь с иском в суд.