Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Страница разногласий и споров перевернута. Теперь Конституция пойдет в ногу с вызовом времени

Украина отмечает 15-летие Конституции. Основной Закон был принят 28 июня 1996 года после так называемой "конституционной ночи", когда Верховная Рада Украины была под угрозой роспуска. После 23-часового заседания парламент 315 голосами "за" при 36...

Украина отмечает 15-летие Конституции. Основной Закон был принят 28 июня 1996 года после так называемой "конституционной ночи", когда Верховная Рада Украины была под угрозой роспуска. После 23-часового заседания парламент 315 голосами "за" при 36 "против" и 12 воздержавшихся был принят Основной Закон нашего государства. Как известно, накануне в средствах массовой информации был опубликован указ президента Украины Л.Д. Кучмы о проведении референдума по вопросу принятия Конституции.Принятие Конституции закрепило правовые основы независимой Украины, ее суверенитет и территориальную целостность. Рождение Основного Закона страны было важнейшим шагом в обеспечении прав человека и гражданина, содействовало дальнейшему повышению международного авторитета Украины на мировой арене. Наша Конституция была признана многими ведущими специалистами права, как отечественными, так и зарубежными, как одна из лучших в Европе. А ПАСЕ назвала принятие Конституции в Украине событием года. А Венецианская комиссия в своем заключении записала, что Конституция Украины является демократической, она обеспечивает разделение власти, гарантирует невозможность авторитаризма.

К сожалению, несмотря на такие положительные оценки, многим в Украине отдельные положения Основного Закона были "не по душе". В первую очередь, Конституция не устраивала тех, кто хотел любым путем или удержаться у власти, или прорваться во власть. Начались дискуссии, провели референдум и тому подобное. И чем ближе были очередные президентские выборы, тем активнее стали проводиться различные акции, направленные на изменение действующей Конституции. Сам Леонид Кучма, когда стало очевидным, что на президентском посту ему больше не удержаться, видя, как национал-радикалы при поддержке западных стран и США безудержно рвутся к власти, и понимая, чем это угрожает государству, выступил с инициативой о внесении изменений в действующую Конституцию, суть которых сводилась к переходу к парламентско-президентской модели. Севастопольцы хорошо помнят те времена и какая тогда была политическая и социальная обстановка в городе, в стране после второго тура президентских выборов 2004 года. И о том, что тогда творилось на Майдане, в сессионном зале Верховной Рады Украины, знают не понаслышке. И какие гости с Запада к нам в страну приезжали и с какими целями…

Скажу откровенно, как непосредственный участник тех событий, что обстановка была драматичной, противостояние в обществе и в парламенте достигало критической точки. Развитие событий угрожало не просто взрывом, а кровопролитием. Созданная парламентом временная специальная комиссия день и ночь работала над законопроектами N 4180 и 2222-IV. В конечном итоге на голосование был вынесен законопроект под N 2222-IV, который был принят 8 декабря 2004 года и который Леонид Кучма прямо в сессионном зале под аплодисменты депутатов — национал-радикалов подписал.

Всем было ясно, что изменения в Конституцию принимались не только с грубыми нарушениями существующей процедуры, но и "в пакете" с решениями об изменении состава Центральной избирательной комиссии, а также был легализован третий тур президентских выборов, который не предусмотрен ни Конституцией Украины, ни законодательством о выборах.

Кровопролития удалось избежать, но…

Деструктивный характер ряда изменений, внесенных указанным выше законом в Конституцию по политическим соображениям, проявился уже вскоре. Ноу-хау новой редакции Основного Закона стала парламентская коалиция, которая, согласно внесенным изменениям, должна была формировать правительство. Именно двойственный подход к формированию состава Кабинета министров (кандидатуры на должность министров обороны и иностранных дел вносил президент, остальных членов правительства — премьер-министр) усилил дуализм исполнительной власти.

Кстати, Венецианская комиссия особо обратила внимание на неестественность того, что высшим органом в структуре исполнительной власти в нашем государстве измененная Конституция провозгласила правительство. И в то же время функции исполнительной власти оставались у президента В.А. Ющенко.

Созданная "оранжевыми" структура власти в Киеве, в центре, приспосабливалась к режиму парламентско-президентской республики. Но в самих регионах сохранились все признаки, которые присущи президентско-парламентской, если не сказать точнее, президентской республике. Регионального и местного самоуправления эти "новшества" Конституции не коснулись.

В условиях жесткого противостояния в украинском обществе, осложненного острыми конфликтами в стане "любих друзiв" и неприязненными отношениями между президентом Ющенко и премьер-министром Тимошенко, государственный механизм был дезорганизован. Скажите, в какой стране мира президент публично обвиняет премьер-министра в государственной измене? Более тяжкого обвинения для политика трудно придумать. Своим высказыванием Ющенко В.А. опустил власть, как говорят водопроводчики, до уровня городской канализации.

Гарант Конституции — Ющенко В.А. за время своей каденции, по подсчетам экспертов в области государственного права и членов парламентской комиссии по изучению вопросов состояния соблюдения Конституции и законов Украины в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, должностных лиц и других субъектов властных полномочий, допустил более двухсот нарушений положений Конституции Украины. Указы президент "штамповал" по своему усмотрению и настроению: одним указом мог распустить Верховную Раду Украины (и не один раз), другим — регулировать судопроизводство, третьим — устанавливать маршруты передвижения военнослужащих войск иностранного государства, расположенных на территории Украины, и т.д и т.п. Севастопольцы помнят, как работники государственной автоинспекции караулили на дорогах Севастополя автомашины воинских подразделений Черноморского флота Российской Федерации. Или как гарант Конституции указывал севастопольцам, как им праздновать День Военно-Морского Флота. Секретариат президента и Министерство иностранных дел чуть ли не насиловали правительство, требуя соответствующего постановления по этому поводу.

А когда Ющенко В.А. как гаранта Конституции Украины Севастопольский горсовет попросил выполнить требование статьи 118 Основного Закона, он даже не соизволил ответить. Отписался Балога В.И. — глава Секретариата президента. Речь идет о решении Севастопольского городского совета N 4374 от 27 мая 2008 года. Более 2/3 от общего числа депутатского корпуса городского совета, выражая волю большинства севастопольцев, проголосовали за отставку главы Севастопольской городской государственной администрации Сергея Куницына, которым "с августа 2007 года при прямом содействии должностных лиц городской администрации, с применением различных судебных процедур, в пользование различных субъектов хозяйственной деятельности незаконно было передано более 400 гектаров земли, расположенной в городе Севастополе, что является грубым нарушением статьи 14 Конституции Украины и действующего земельного законодательства. В результате указанных действий должностных лиц Севастопольской городской государственной администрации городскому бюджету причинен материальный ущерб в особо крупных размерах". (Кстати, аналогично Ющенко В.А. отреагировал и на обращение абсолютного большинства депутатов Харьковского областного совета, которые выразили свое недоверие главе Харьковской областной государственной администрации, родственнику президента Арсению Авакову).

Не отреагировал гарант Конституции и на обращение высшего законодательного органа Украины — Верховной Рады Украины, которая направила в его адрес предварительный отчет своей временной следственной комиссии по вопросам выяснения обстоятельств о нарушении Конституции и законодательства Украины Севастопольской городской государственной администрацией…

Не лучшим образом в указанные "оранжевые" времена проявила себя и Юлия Владимировна. Чего стоит для Украины разрыв 23 августа 2005 года "доблестным" правительством Тимошенко газовых соглашений с Российской Федерацией, которые были заключены правительством Януковича В.Ф. и рассчитаны на период до 2010 года. А ее новый договор?.. Граждане Украины и руководители предприятий еще долго будут "вспоминать добрым словом" Тимошенко. Я думаю, что суды дадут этим ее действиям правовую оценку.

Президентские выборы 2010 года положили конец этой государственной анархии, этому правовому беспределу. С приходом Виктора Федоровича Януковича система власти в стране приобрела свои четкие контуры. Президент, Кабинет министров, Верховная Рада Украины стали работать в одном направлении. Коснулись эти изменения и нашего города. Севастопольцы, уставшие от противостоянии двух ветвей власти, вздохнули с облечением. Городской совет и городская администрация нашли понимание в решении наиболее острых социальных, земельных проблем, в вопросах градостроительства. То есть взаимоотношения между государством и гражданином стали возвращаться в правовое поле.

30 сентября 2010 года Конституционный суд Украины по конституционному представлению 252 народных депутатов Украины о соответствии Конституции Украины (конституционности) закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года N 2222-IV, отменил так называемую политреформу 2004 года и вернул в действие Конституцию страны 1996 года. "… Признать не соответствующим Конституции (неконституционным) закон Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года N 2222-IV в связи с нарушением конституционной процедуры его рассмотрения и принятия. Закон Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года N 2222-IV теряет силу со дня принятия этого решения", — говорится в решении суда. "Решение Конституционного суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано", — зачитал председатель суда А.С. Головин.

Принимая это решение, Конституционный суд Украины исходил из того, что признание неконституционным этого закона в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия означает восстановление действия предыдущей редакции норм Конституции, которые были изменены и дополнены законом N 2222-IV.

Таким образом, Конституционный суд Украины возобновил действие норм Конституции 1996 года в полном объеме. Мы можем сегодня с полной уверенностью сказать, что страница тех ссор, разногласий, войн и споров властных структур перевернута. Все правоотношения урегулированы (или практически урегулированы). И все субъекты властных полномочий выполнили решение Конституционного суда, изменили нормативно-правовые акты, приведя их в соответствие с Конституцией 1996 года.

В Верховной Раде Украины после оглашения решения Конституционного суда была создана специальная комиссия, занимающаяся согласованием законов с Конституцией. Возглавляет ее первый заместитель спикера парламента Адам Иванович Мартынюк, человек опытный, квалифицированный в этих вопросах. Идет работа в парламентских комитетах, которым поручено проанализировать законодательную базу и внести предложения по приведению законов в соответствие с новыми конституционными реалиями. На сегодняшний день внесены изменения в более чем тридцать законов ("Об основах внутренней и внешней политики", "О Кабинете министров", "О регламенте Верховной Рады" и другие).

Конечно, какой бы совершенной Конституция ни была, в ней всегда найдутся позиции, требующие корректировки, пересмотра. К тому же жизнь, развитие государства выдвигают новые вопросы, требующие урегулирования в Основном Законе. Это касается и ныне действующей Конституции Украины.

На встрече с членами научно-экспертной группы президент Украины Виктор Федорович Янукович сказал, что "тема конституционной реформы встала практически сразу после принятия Основного Закона в 1996 году. Конституция подвергалась критике с разных сторон, даже когда она еще не работала. Разные взгляды существовали и относительно того, как она будет функционировать на практике".

По убеждению Виктора Федоровича, настало время вернуться к вопросу об усовершенствовании Основного Закона.

"С учетом того, что произошли трансформации в обществе, что эта Конституция пережила, в том числе и известные всем изменения в декабре 2004 года, что имеется критическая точка зрения, которая отвечает требованиям времени и жизни страны, процесс работы над новой Конституцией необходимо возобновить", — сказал он

Последующие шаги реформирования политической системы проявились в издании 9 декабря 2010 года президентом Украины указа N 1116/2010 о создании Комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права в Украине, которую возглавил доктор юридических наук, народный депутат Украины С.П. Головатый. Одним из основных заданий комиссии является подготовка предложений относительно достижения соответствия положений Конституции Украины европейским стандартам и ценностям на основе рекомендаций Европейской комиссии "За демократию через право" (Венецианская комиссия).

Во время открытия 8-й сессии Верховной Рады Украины Виктор Янукович призвал к всесторонней модернизации украинского общества и реформированию политической системы, а также сообщил о поддержке инициативы Леонида Кравчука в создании научно- экспертной группы по подготовке Конституционной ассамблеи для разработки проекта нового Основного Закона, которая станет эффективным совещательным механизмом, призванным согласовывать позиции специалистов по конституционному праву, политических экспертов, политиков и общественности для совершенствования отдельных положений (указ N 224/2011 от 21 февраля 2011 года "О поддержке инициативы относительно создания Конституционной ассамблеи").

Также Виктор Янукович назначил члена Венецианской комиссии Марину Ставнийчук на должность заместителя главы Администрации президента Украины и поручил ей заниматься вопросами конституционной реформы.

27 апреля 2011 года на закрытом совместном заседании в Администрации президента комиссии Головатого, группы Кравчука при участии Марины Ставнийчук было принято решение о создании нового образования — Редакционного комитета ( в состав которого войдут М. Ставнийчук, С. Головатый, В. Таций и др.Возглавит этот комитет Л. Кравчук). Главной задачей этого комитета является поиск компромиссного варианта концепции Конституционной ассамблеи.

Процесс конституционного реформирования вызвал неоднозначные отзывы среди политиков, экспертов и общества в целом. Вследствие этого возникают вопросы: "Нужен ли процесс конституционного реформирования? Что не так в старой Конституции? Какая роль в этом процессе Конституционной ассамблеи и Комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права в Украине?" Эти и многие другие вопросы беспокоят не только политиков, но и всю общественность.

Многие согласятся с тем, что Основной Закон нужно совершенствовать. Учитывая то, что Украина — европейское государство, ее развитие должно происходить в демократическом направлении. И реформирование Конституции является одним из шагов в этом направлении.

О том, что нужно проводить конституционную реформу в Украине, говорят и за пределами нашего государства. Так, в резолюцию Европарламента от 25 ноября 2010 года внесен тезис о необходимости конституционной реформы в Украине с целью более четкого разделения полномочий и создания эффективной системы сдержек и противовесов между институтами власти.

Также в заключении Венецианской комиссии от 20 декабря 2010 г. о ситуации в нашей стране говорится о том, что конституционный кризис в Украине показал, насколько необходимой является конституционная реформа.

Необходимым условием эффективной реформы, безусловно, является профессиональная подготовка тех, кто будет заниматься реформированием Конституции. Для результативной работы необходимо точно и правильно выписать все новые положения Конституции с целью достижения понимания всего общества в целом. И это непростая задача. Вспомним, какой негативный резонанс вызвали в обществе налоговая и пенсионная реформы. Поэтому те, на кого возложены обязанности по реформированию Конституции, должны со всей ответственностью и профессионализмом подойти к выполнению задачи.

Как народный депутат, считаю, что при разработке новой редакции Конституции Украины должны быть внесены такие изменения, которые были бы направлены на улучшение жизни людей, изменение ее к лучшему в различных сферах жизнедеятельности нашего государства, повышение уровня доверия общества к Основному Закону. Чтобы в новой редакции были, безусловно, урегулированы все наиболее важные вопросы функционирования государства, и, в конце концов, это будет способствовать всем тем реформам, начало которым положено ныне в разных сферах его жизнедеятельности. Конституция должна защищать права человека и создавать условия для гармоничного развития нашей страны и каждого ее гражданина, создания эффективной системы государственного управления. Логического и юридического завершения требуют и бланкетные нормы ныне действующей Конституции. Я имею в виду принятие многострадального закона Украины "О городе-герое Севастополе". Без завершения всех этих вопросов мы не сможем говорить о полной реализации конституционных положений.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ