ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСКОМЗЕМА В СЕВАСТОПОЛЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОЕКТА ЗАКОНА УКРАИНЫ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ".19 мая 2011 г. проект закона Украины "О Государственном земельном кадастре" (N 8077), разработанный народными депутатами Украины при участии специалистов Госземагентства, Минюста и Минагрополитики, Верховной Радой Украины принят за основу. 9 июня 2011 г. профильным комитетом рекомендовано Верховной Раде Украины принять указанный законопроект во втором чтении и в целом как закон.
Законопроект определяет Государственный земельный кадастр как единую государственную (автоматизированную) геоинформационную систему ведомостей о землях, расположенных в пределах границ Украины, их целевое назначение, ограничения в их использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценку, о распределении земель между собственниками и пользователями.
Ведение Государственного земельного кадастра будет осуществляться центральным органом исполнительной власти по земельным ресурсам и его территориальными органами в целях информационного обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, физических и юридических лиц при владении, пользовании, распоряжении земельными участками, управлении земельными ресурсами, осуществлении землеустройства, проведении оценки земли и др.
Внесение и предоставление сведений Государственного земельного кадастра в составе центрального органа исполнительной власти по земельным ресурсам и его территориальных органов осуществляются государственными кадастровыми регистраторами.
Государственный кадастровый регистратор имеет соответствующее удостоверение, собственную печать и самостоятельно принимает решение о внесении сведений в Государственный земельный кадастр. Вмешательство любых органов, должностных и служебных лиц, граждан и их объединений в деятельность государственного кадастрового регистратора запрещается.
Администратором Государственного земельного кадастра является государственное предприятие, относящееся к сфере управления центрального органа исполнительной власти по земельным ресурсам, и осуществляет мероприятия по созданию и сопровождению программного обеспечения Государственного земельного кадастра, по сохранению и защите данных, содержащихся в Государственном земельном кадастре.
Сведения Государственного земельного кадастра являются основой для ведения градостроительного кадастра и кадастров других природных ресурсов.
Законопроектом устанавливаются основания, процедура и сроки проведения государственной регистрации объектов кадастра, определяется исключительный перечень документации по землеустройству, на основании которого такая регистрация осуществляется. В частности, устанавливается четырнадцатидневный срок внесения и десятидневный срок предоставления сведений Государственного земельного кадастра.
Важным достижением законопроекта является введение принципа и действенных механизмов обязательного внесения в Государственный земельный кадастр результатов работ по землеустройству и оценке земель, без чего они не приобретают юридического значения.
Земельному участку, сведения о котором внесены в Государственный земельный кадастр, присваивается кадастровый номер, который подлежит обязательному указанию в решениях органов исполнительной власти и местного самоуправления о передаче земельных участков в собственность или пользование, об изменении их целевого назначения, определении их денежной оценки и др.
Документами Государственного земельного кадастра, которые создаются при его ведении, являются: индексные кадастровые карты (планы) административно-территориальных единиц и единиц кадастрового зонирования, кадастровые и другие тематические карты (планы) административно-территориальных единиц и поземельные книги, которые ведутся в бумажном и электронном виде.
Сведения об объектах Государственного земельного кадастра признаются государством с момента их внесения в Государственный земельный кадастр, за исключением ограничений в использовании земель, непосредственно установленных законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами. Такие ограничения признаются государством с момента вступления в силу соответствующих нормативно-правовых актов, которыми они были установлены.
Законопроектом определен исключительный перечень документации по землеустройству и оценке земель, которая является основанием для внесения данных в Государственный земельный кадастр. Содержание документации отображается в обменном файле, который является непосредственным носителем кадастровой информации и имеет статус электронного документа.
Государственная регистрация земельных участков в Государственном земельном кадастре осуществляется государственным кадастровым регистратором по месту их расположения при их формировании путем открытия поземельных книг на такие участки.
Законопроектом регулируется порядок обмена информацией между Государственным земельным кадастром и Государственным реестром прав на недвижимое имущество и предполагается внедрение положения об открытости данных Государственного земельного кадастра в целях обеспечения информационного взаимодействия с пользователями кадастровой информации, в частности, путем размещения соответствующей информации (кроме персональных и других конфиденциальных данных) в открытой сети Интернет.
Сведения Государственного земельного кадастра предоставляются пользователям в форме: извлечений об объектах Государственного земельного кадастра; справок, содержащих обобщенную информацию о земле; выкопировок с кадастровой карты (плана) и другой картографической документации Государственного земельного кадастра, а также в форме предоставления прямого доступа к нему нотариусам, банкам, а также лицам, которые получили лицензии на проведение работ по землеустройству, оценке земель и проведение земельных торгов.
Законопроект вносит изменения в Земельный кодекс Украины, в частности в статью 126, относительно удостоверения с 1 января 2013 г. вещных прав на земельный участок в соответствии с законом Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений". При этом государственные акты, выданные до указанной даты, остаются действующими.
Земельные участки, право собственности или пользования которыми возникло до 2004 года, считаются сформированными независимо от присвоения им кадастрового номера.
В случае, если земельные участки, ограничения (обременения) в их использовании зарегистрированы до 1 января 2012 года в Государственном реестре земель, сведения о таких земельных участках, ограничения (отягощения) подлежат переносу в Государственный земельный кадастр в автоматизированном порядке без представления заявлений об этом их собственниками, пользователями и без взимания платы за такой перенос.
Сведения о других объектах Государственного земельного кадастра, содержащиеся в документации по землеустройству и оценке земель, утвержденной и переданной в Государственный фонд документации по землеустройству до 1 января 2012 года, подлежат переносу в Государственный земельный кадастр на безвозмездной основе центральным органом исполнительной власти по земельным ресурсам и его территориальными органами в соответствии с их полномочиями.
Законопроектом предусмотрено обязать Кабинет министров Украины в шестимесячный срок со дня опубликования закона разработать и утвердить Государственную целевую программу развития земельных отношений в Украине на период до 2020 года, в которой, в частности, предусмотреть меры по исправлению ошибок в сведениях Государственного земельного кадастра, перенесенных из Государственного реестра земель, восстановление пунктов государственной геодезической сети, инвентаризации земель, а до 1 января 2012 года — обеспечить создание информационной системы Государственного земельного кадастра, внесение в нее сведений о границах административно-территориальных единиц, перенос в нее записей о государственной регистрации земельных участков, ограничений (отягощений) в их использовании, зарегистрированных в Государственном реестре земель.