Бухта Голландия

Бухта Голландия

В редакцию пришло письмо, в котором наш читатель Геннадий Кондаков удивляется тому, что небольшая бухта, на берегу которой находится сейчас Национальный университет ядерной энергии и промышленности, называется Голландией. Причин появления такого странного для нашего города названия автор письма в справочной литературе не нашел, поэтому просит редакцию рассказать, как этот топоним появился.Выполняя просьбу читателя, наш корреспондент обратился к краеведам. Они посоветовали Геннадию Кондакову найти энциклопедический справочник "Севастополь" и почитать вышедшую недавно книгу ветерана-подводника ВМФ Владимира Бойко "Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище", в которой содержатся исторические сведения о бухте Голландия.

В этих изданиях говорится о том, что название бухты Голландия восходит к временам, когда царь Петр I, вернувшись из поездки в Голландию, где учился искусству кораблестроения, приступил к созданию в России регулярного флота. С этой целью в Кронштадт и Санкт-Петербург начали завозить мачтовый лес. Его разгружали в прибрежных складах, которые стали именовать голландиями. С основанием Севастополя появился такой склад и на берегу небольшой бухты под Инкерманом, куда из Симферополя дорогой свозили строевой лес. За этой бухтой и закрепилось название "Голландия".

С ним связано несколько событий, оставивших след в истории города. На берегу бухты находилась дача морского ведомства. На ней в июне 1906 года по приговору эсеров был убит командующий Черноморским флотом вице-адмирал Г. Чухнин, известный подавлением Севастопольского вооруженного восстания в ноябре 1905 года. Руководители этого восстания, в том числе и лейтенант П. Шмидт, были расстреляны на острове Березань.

Кстати сказать, Г. Чухнин, отличавшийся строгостью и крутым характером, был погребен в склепе Владимирского собора рядом с адмиралами М. Лазаревым, П. Нахимовым, В. Корниловым и В. Истоминым. Этот факт советской историографией замалчивался. Между прочим, во второй половине XIX века в бухте Голландия выращивались устрицы, которые поставлялись к столу российского императора и отправлялись в спецвагоне с холодильной установкой королю Франции.

Гораздо большего внимания заслуживают факты, свидетельствующие о том, что б. Голландия причастна к началу развития в России воздухоплавания. В 1901 году на берегу этой бухты был построен воздухоплавательный парк. С него осуществлялись первые в России подъемы наблюдателей на воздушных шарах с целью ведения в море разведки. Затем был отработан подъем воздухоплавателей на шарах с броненосцев "Георгий Победоносец" и "Чесма" на высоту 325 метров, а также эвакуация человека на берег и обратно. В России это были первые опыты использования воздухоплавателей на боевых кораблях.

В 1912 году в Севастополе был сформирован авиаотряд, положивший начало практическому использованию морской авиации. Пилоты гидросамолетов учились вести разведку в море, обнаруживать подводные лодки, наносить бомбовые удары по кораблям. В б. Голландия была сооружена станция для подъема на берег и спуска на воду гидросамолетов.

После русско-японской войны, в которой Россия потеряла значительную часть своего флота и остро нуждалась в подготовке кадров для строящихся кораблей, морской министр в 1913 году в своем докладе предложил императору создать в Севастополе морской кадетский корпус и гардемаринские классы. Император дал согласие на проведение реформы флотского образования и набор на учебу мальчиков в возрасте 12-13 лет, а Дума выделила из казначейства 4,5 миллиона рублей на строительство в бухте Голландия зданий для морского кадетского корпуса. Их проектирование было поручено русскому архитектору А. Венсану.

Положением о морском кадетском корпусе (МКК) предусматривалось, что он будет готовить кадетов для поступления в морское училище. В учебную программу входили занятия по огневой и строевой подготовке, гимнастике и фехтованию, морская практика. 450 кадетов должны были находиться на государственном обеспечении, а 50 так называемых бескоштовных кадетов — обучаться за счет процентов с капитала и за счет родителей. Из-за начавшейся Первой мировой войны строительство комплекса зданий для МКК затянулось, было набрано всего 120 воспитанников, которые начали занятия в сентябре 1916 года. В связи с Октябрьской революцией 1917 года было решено второй набор воспитанников не проводить.

Нарком П. Дыбенко издал приказ о расформировании кадетского корпуса, но командование Военно-Морских Сил Юга России, овладевшее Крымом, этому приказу не подчинилось, а главный правитель Юга России генерал-лейтенант А. Деникин выделил финансовые средства на достройку кадетского корпуса. В сентябре 1919 года в газетах Крыма и в приказе по флоту было объявлено о начале набора воспитанников в кадетский корпус и в гардемаринскую роту, но это решение до конца так и не было реализовано.

В октябре 1920 года гардемарины были отправлены на кораблях и пароходах в Бизерту, где в 1921 году состоялся первый и единственный выпуск морского кадетского корпуса. В 1925 году он был окончательно расформирован. За время существования кадетского корпуса в нем прошли обучение 394 воспитанника.

В 1951 году в комплексе зданий, спроектированном еще в 1911 году, но достроенном только после Великой Отечественной войны, было создано Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания, которое стало готовить инженеров механиков по эксплуатации энергетических установок надводных и подводных кораблей.

А в 1996 году это училище было перепрофилировано в Севастопольский национальный институт ядерной энергии и промышленности (СНИЯЭиП), который стал готовить специалистов по эксплуатации ядерных энергетических установок (в 2005-м институт реорганизован в университет — СНИУЯЭиП). Учебное заведение располагает уникальной научной и учебной базой с действующим исследовательским реактором.

В состав университета входят институты атомной энергетики, электротехники и энергосбережения, ядерно-химических технологий, которые готовят специалистов по эксплуатации и ремонту оборудования АЭС, средств радиационного контроля, в области ядерно-химических исследований, обращения с радиоактивными отходами, экологии и охраны окружающей среды. Система подготовки в университете специалистов не имеет аналогов в вузах Украины и полностью отвечает европейским стандартам. Университет активно сотрудничает с вузами России, Германии, Франции, Англии, США.

Таким образом, севастопольская Голландия органично вписалась в славную историю города, стала кузницей кадров для Военно-Морского Флота на всех этапах его развития.

Другие статьи этого номера