"Царство рыб"

В самый "морской" месяц — июль (День Военно-Морских Сил Украины и День Военно-Морского Флота РФ, День рыбака) Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого проводит выставку "Царство рыб".Выставка необычна своими масштабами. На ней представлены работы более чем 40 самобытных киевских мастеров: заслуженной художницы Украины Светланы Голембовской, художницы по текстилю Галины Дюговской, известного ювелира Владимира Балабердина, семьи керамистов Козак, мастера по текстилю Елены Суходоловой, авторов гобеленов Марты Базак и композиций из стекла Станислава Кадочникова. Есть в экспозиции работы севастопольской художницы Ирины Антоновой. Все работы созданы специально для этой выставки.

— К образам рыб люди обращались еще с давних времен, — говорит искусствовед Л. Гречаная. — Их изображения часто имели знаковое значение. Так, нельзя не вспомнить значимость рыбы в христианской символике. Каждая выставка — всегда открытие не только мира красоты, но и народной мудрости. Изделия, изготовленные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, и у некоторых появляется желание творить, следовать их примеру.

Первые произведения на "рыбную" тему появились еще в первобытном творчестве. Рыбы продолжали привлекать мастеров античности и средневековья. Со временем символический смысл их изображения постоянно менялся, приобретая все большую популярность в различных видах искусства. Особенно это свойственно декоративно-прикладному творчеству. И это не случайно. Человек издавна стремился украсить свое жилище и все то, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи мастер думал о ее практическом назначении, при этом не забывал и о красоте. Красота и польза в творчестве были неотделимы. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавались произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывающие поэтическое представление художников об окружающем мире.

Декоративно-прикладное искусство формировалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Однако, создавая новое произведение, талантливый мастер не только опирался на опыт прошлого, но и старался найти свое оригинальное решение, "одухотворяя" каждое изделие, привнося свое личностное отношение к миру. Убедительным доказательством этого является большинство работ, представленных на нынешней выставке.

Другие статьи этого номера