Инвалидность не должна быть приговором на одиночество

Закончился учебный год, и каждая школа, каждый учитель и воспитатель детского сада анализируют, какими умениями, навыками овладели их воспитанники, находясь в коллективах учебных заведений. И как хочется педагогам, чтобы каждый выпускник встал на избранный им путь уверенно, с открытым сердцем и душой.За школьные годы ребята воспитали в себе неповторимость и уникальность, общаясь со сверстниками. Они осознали себя частью этого мира, в котором бескорыстная любовь дарится нам просто так — только за то, что мы есть. Но если ребенок вне семьи и коллектива, вне школы и социума, что в таком случае он получает взамен? Ответ: одиночество. Именно оно часто селится в сердцах ребят, которым волею судьбы довелось родиться не такими, как все, — инвалидами.

Свидетельство об инвалидности стало для них своеобразным приговором. Для этих детей пытаются создавать "особенные" условия, изолируя и защищая их от внешнего мира, а внешний мир — от них. Из-за своих отклонений, плохого доступа к инфраструктуре, законодательных препятствий ребята и их родители попадают в положение попрошаек, иждивенцев и преждевременных пенсионеров.

Но время не стоит на месте. Оно вносит в жизнь свои коррективы, знакомя с новыми формами и условиями, при которых дети-инвалиды вовлечены в активный жизненный процесс, начиная с детского сада и школьной скамьи. Такая методика пришла и в Украину. Она получила название "инклюзия", что в переводе с английского означает "включение".

Данное понятие мы заимствовали из западных стран, а в нашем государстве первые шаги в этом направлении делает совместный пятилетний канадско-украинский проект "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине". Текущий год является экватором деятельности проекта, и на сегодняшний день отмечаются его приоритетные направления. Одно из них — распространение информации об инклюзивном образовании. Экспериментальными украинскими городами стали Львов, Киев и Симферополь, в которых отслеживается динамика успеха внедрения инклюзивного процесса.

В Севастополе с этим проектом знакомы с первых дней его существования, так как наш город был выбран возможной стартовой площадкой для его реализации. Еще в 2007 году в нескольких школах Севастополя было проведено анкетирование о состоянии учебного процесса. В нем приняли участие ученики с особыми физическими потребностями. На днях Севастопольская городская организация инвалидов "ВОИ "СОИУ" совместно с управлением образования и науки СГГА организовала семинар, посвященный внедрению инклюзивного образования для детей с особенными потребностями в Севастополе.

С докладом выступила главный специалист управления образования и науки Алина Милованова. Она ознакомила присутствующих методистов детских садов, педагогов и психологов школ, родителей детей-инвалидов, а также специалистов управления труда и социальной защиты населения, Фонда социальной защиты инвалидов, реабилитационных учреждений города с последними законодательными актами Украины по внедрению инклюзивного образования и о деятельности учебных заведений, принимающих детей с инвалидностью. По данным управления образования и науки, в общеобразовательных школах, школах-интернатах города в 2010-2011 учебном году было организовано обучение 248 детей с инвалидностью, из них 117 учащихся обучались по индивидуальным программам.

Севастопольская городская организация инвалидов также пригласила на семинар национального координатора украинско-канадского проекта Николая Сварныка из Львова. Он поделился с присутствующими опытом работы в проекте и во Львовской общественной организации детей-инвалидов "Джерело", которая нашла ресурсы и заинтересовала педагогов-практиков идеей внедрения инклюзивного образования. Из его выступления участники семинара поняли, что инклюзия уже существует в Украине и включение в ее орбиту детей с инвалидностью — это прежде всего задача их родителей. Именно они выбирают, где ребенок будет учиться, с кем и в какое время. И это возможно сделать по месту жительства, а не там, где предложат чиновники. Николай Сварнык в качестве примера рассказал о своем сыне — инвалиде-колясочнике, который не может говорить.

"Когда я вернусь во Львов, сына там не будет, потому что он уедет в летний лагерь с другими ребятами, — говорит он. — Парень он самостоятельный, молодой человек, у которого свои планы и своя жизнь. Он не представляет ее без общения, движения и друзей".

Свою историю, начавшуюся с рождения сына с синдромом Дауна, поведала слушателям семинара мама ребенка с особыми потребностями, председатель Крымской общественной организации "Синдром добра", гостья из Симферополя — Любовь Егорова. Вторая жизнь в их семью пришла с появлением данного проекта. Ее сын пошел в обычную группу детского сада и теперь внешне практически не отличается от сверстников. Каждый день его развитие прогрессирует.

Это еще раз подтверждает тот факт, что дети-инвалиды должны обучаться вместе со здоровыми ребятами. Это позволит им найти свое место в социуме. Хочется надеяться, что севастопольские детские сады и школы пойдут по пути внедрения инклюзивного образования, а родители и общественные организации примут в нем активное участие.

Другие статьи этого номера