ГАИ прикинула убытки от отмены техосмотра, но реально закон может заработать только через год

Закон об отмене обязательного государственного техосмотра реально заработает через год-полтора после принятия, поскольку государство не располагает достаточным количеством станций техобслуживания. Об этом "ТСН" рассказал председатель парламентского комитета по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией, нардеп Валерий Бевз.

По его словам, главная философия этого закона — убрать коррупционную схему, действующую в правоохранительных органах, которые имели монопольное право на осуществление техосмотра авто. Отныне эта процедура будет осуществляться на сертифицированных станциях ТО, которых пока в стране недостаточно. "Здесь есть проблема сугубо организационная, управленческая. Поскольку у нас в Украине для того, чтобы качественно, своевременно, а главное — без серьезных проблем для владельцев автотранспорта проводить техосмотр, государству нужно около 5000 станций техобслуживания, оснащенных соответствующей техникой. Это проблема. Но я думаю, в течение года-полутора закон заработает на полную мощность", — заверил Бевз.

Кроме того, признался депутат, в законе есть еще несколько пробелов. Во-первых, он не запрещает страховым компаниям заставлять автовладельцев проходить техосмотр только на избранных СТО. А это провоцирует новую коррупционную схему. Во-вторых, по словам Бевза, коррупция может передвинуться от правоохранителей к транспортникам, т.к. сертификацию СТО будут проводить чиновники Минтранссвязи.

Депутаты не захотели учесть поправку о том, чтобы исключить из перечня причин для остановки машины гаишниками справку о прохождении ТО. "Есть закон "О милиции", его никто не отменял… Прописать в этом законе, в каких случаях сотрудник ГАИ имеет право останавливать автотранспортные средства, невозможно. Следовательно, за работником ГАИ остается право остановить водителя, если техническое состояние его транспортного средства "на глаз" вызывает вопросы", — отметил Бевз.

Следующая задача для депутатов — прописать, какие транспортные средства и какого возраста должны проходить ТО. Этого в принятом законе нет. Четко определенные сроки прохождения ТО пока действуют только для транспорта, перевозящего опасные грузы, и пассажирского.

Отмена техосмотра станет позитивным событием, если процедура получения прав на ТО частными компаниями будет абсолютно прозрачной и легитимной, а власть не будет вмешиваться в этот процесс, уверен директор департамента авиации МЧС Украины Евгений Червоненко. Об этом он рассказал в эксклюзивном комментарии для ForUm.

А вот директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко считает, что отмена техосмотра для частных легковых авто — это полная глупость. "Если в Раде сидят триста миллионеров, у которых личные водители каждое утро махровым полотенцем протирают машину и следят за состоянием авто, — понятно, что им не о чем беспокоиться. А я вот лично беспокоюсь. Потому что знаю, во что мне обойдется, если моему автомобилю в зад въедет какой-нибудь старый неисправный "Жигуль" или "Москвич", — сказал он.

По его словам, Украина просто переполнена старьем в плане авто. "Причем не только производства СССР, но и европейскими. Состояние этих так называемых машин оставляет желать лучшего. Очень часто едешь по дороге, особенно вечером, и видишь, что у половины автомобилей даже фары не отрегулированы, не говоря о чем-то еще. И это, что называется, минимальный пример из того, о чем можно рассказать", — отметил Сергиенко. По его мнению, нельзя такие важные вещи, как техосмотр, отдавать под ответственность граждан, зная об их безответственности. "Это буквально вредоносно, опасно для всего общества. А отстранение от техосмотра ГАИ, оставив ей определенные полномочия вплоть до конфискации авто на время, создает почву для различного рода злоупотреблений", — подытожил Сергиенко.

И в ГАИ опасаются, что в результате отмены техосмотра существенно возрастет количество аварий, пишет Deutsche welle. По мнению сотрудников ГАИ, потенциальная опасность ожидает не только владельцев авто и их семьи, но и пассажиров тех предпринимателей, которые работают нелегально: "Если мы остановим микроавтобус, который едет с людьми летом на море, и у него не будет техосмотра, он скажет, что перевозит своих друзей и семью, и мы будем вынуждены его отпустить, даже если машина фактически разваливается". Да, теперь за техсостояние личного авто полностью отвечает его хозяин или водитель, ездящий на нем. Но патруль ГАИ все равно имеет право останавливать и проверять состояние всех без исключения транспортных средств в пределах, установленных законом, сказал замглавы департамента ГАИ Украины Сергей Будник. К примеру, если поздно вечером автомобиль передвигается с неработающими световыми приборами, работник ГАИ имеет право привлечь к ответственности водителя и лишить машину возможности продолжать движение до устранения неисправности.

Сергей КОШКИН.

P.S.

После принятия Верховной Радой закона об отмене техосмотра для легковых авто, которые не используются в коммерческих целях, госбюджет через ГАИ недополучит около 500 млн грн, заявил министр внутренних дел Украины Анатолий Могилев…

Официально

Накануне отпуска президент Украины Виктор Янукович подписал закон Украины N 3565-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок", которым отменяется обязательный техосмотр для частных легковых автомобилей, сообщает "ЛIГАБiзнесIнформ".

Другие статьи этого номера