Открыть собственный бизнес будет проще

21 апреля Верховная Рада одобрила пакет изменений в законодательство, направленных на упрощение процедуры регистрации предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день проголосованные документы подписаны президентом Украины. Уже в ближайшее время предпринимательский климат в стране может улучшиться. Как? Попробуем разобраться.

СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ БОЛЬШЕ НЕ НУЖЕН

Изменения в законодательство касаются прежде всего регистрации бизнеса в форме общества с ограниченной ответственностью. На сегодняшний день это самый распространенный вид компаний, который используется преимущественно малым и средним бизнесом. Акционерные общества, чаще всего обслуживающие крупный бизнес, предлагается регистрировать по старым правилам — обремененным формальностями, которые, впрочем, гарантируют и больше безопасности от рейдеров и недобросовестных партнеров.

В законодательстве указывается, что учредители общества с ограниченной ответственностью для обеспечения деятельности компании формируют уставный капитал. Другими словами, "скидываются" имуществом и средствами для того, чтобы фирма имела возможность нормально функционировать на начальных этапах: выплачивать зарплату сотрудникам, арендовать помещение под офис и т.п.

Долгое время действовала норма, согласно которой размер уставного капитала должен быть не меньше 100 минимальных заработных плат — сумма весьма значительная (чтобы стало понятно, на сегодняшний день минимальная зарплата составляет 1004 гривны).

В декабре 2009 года народные депутаты приняли закон, сокративший минимальный размер уставного капитала до одной минимальной заработной платы. Тогда эта норма принималась в качестве временной — как реакция на экономический кризис и увеличение безработицы в стране. Таким образом, предоставлялась возможность украинцам, потерявшим работу, начать собственное дело.

Принятые законы вообще изымают из законодательства упоминание об обязательном минимальном размере уставного капитала. Парламентарии считают, что бизнесмен сам вправе решать, сколько денег нужно для нормального функционирования его компании, а потому уставный капитал может составлять даже одну копейку, если этого достаточно для функционирования бизнеса.

Кроме того, учредителям предоставлена возможность передавать деньги в уставный капитал не сразу, а в течение первого года деятельности фирмы. По старым правилам, еще до регистрации компании в банке должен был быть открыт временный счет, на который внесено не менее половины необходимой суммы.

РАСХОДЫ НА РЕГИСТРАЦИЮ УМЕНЬШАТСЯ

Чтобы зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью, надо уплатить официальный сбор — 170 гривен. Раньше оплата осуществлялась через банковское отделение, что делало процедуру регистрации более длительной и обременительной.

Авторы нововведений предложили: в каждом отделе регистрации разместить автоматизированный платежный терминал, который будет принимать средства за регистрацию и выдавать электронный расчетный документ. Для этого в законодательстве закрепили норму, что такой документ может считаться подтверждением уплаты сбора. Инициатива прекрасная, впрочем, как быстро ее смогут реализовать, сказать сложно.

Но официальным сбором расходы на регистрацию не ограничивались. Другая статья расходов — оплата услуг юриста и нотариуса.

До последнего времени зарегистрировать компанию без помощи квалифицированного юриста было невозможно: для регистрации нужно подать проект устава — внутреннего документа, который определяет порядок функционирования компании. Подготовить его своими силами, не ориентируясь в законодательстве, очень сложно: документ должен четко отвечать требованиям закона. Но это еще не все, подписи на уставе должны быть удостоверены нотариально, а все это вместе — дополнительные траты времени и денег.

Проголосованные в парламенте законы предлагают действительно революционные изменения. В стране будет действовать единый модельный устав, утвержденный Кабинетом министров. Учредитель должен будет только засвидетельствовать во время регистрации, что он принимает его условия и в работе будет руководствоваться ими.

Если же предприниматель желает иметь свой оригинальный устав, такая возможность остается. Он может обратиться к юристу и подготовить документ, который будет соответствовать его пожеланиям.

Есть в принятых документах и сомнительные нововведения. Например, отменяется одна из платных услуг — так называемое резервирование наименования. Суть этой услуги состоит в следующем: когда учредитель готовит документы для регистрации общества и выбирает для него название, он не может быть уверен, что регистратор примет документы, ведь общество с аналогичным наименованием может уже существовать. В то же время учредитель имеет возможность заранее обратиться к регистратору и проверить, значится ли нужное ему название в едином реестре. Если нет, он может его забронировать и быть уверенным, что им никто не воспользуется. На сегодняшний день это стоит всего 34 гривны.

На наш взгляд, такая услуга является полезной и создает дополнительные возможности для предпринимателей. Почему решено ее отменить, остается загадкой.

ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОВВЕДЕНИЙ

Изменения вступят в силу через три месяца после их публикации, таким образом, уже с 28 августа этого года мы будем иметь упрощенную систему регистрации предпринимательства.

Легкость открытия собственного дела будет поощрять предпринимателей к ведению бизнеса и содействовать улучшению позиций Украины в международных рейтингах, считают авторы законов.

Кстати, рейтинги Украины в сфере ведения бизнеса, мягко говоря, не впечатляющие. В качестве примера, по версии Всемирного банка, наша страна занимает "аж" 145-е место среди 183 стран мира по простоте ведения предпринимательской деятельности. Вездесущие бюрократические преграды отрицательно влияют на объемы иностранных инвестиций и становятся препятствием для тех украинцев, которые могли бы эффективно вести собственный бизнес и наполнять государственную казну налогами.

Ситуацию необходимо менять коренным образом, и надеемся, что правительство имеет в планах модернизацию всей сферы предпринимательства, а не только процедуры регистрации бизнеса, ведь это только начальный этап, который является лишь составляющей предпринимательского климата в государстве.

После регистрации собственного дела предприниматель попадает под административный пресс со стороны контролирующих и правоохранительных органов, он обременен отчетами, проверками, уговорами чиновников дать разрешение, согласовать, завизировать. Для ведения даже самого мелкого бизнеса предприниматель вынужден обращаться за помощью или же нанимать на работу юристов, бухгалтеров, помощников. Когда же за всей этой волокитой, собственно, работать?

Но все-таки предложенные в законах послабления административного давления — это уже позитив, резюмирует "Голос Украины". Ведь чем легче будет начать бизнес, тем больше людей попробуют и тем больше будет тех, кому это удастся.

Другие статьи этого номера