Ужель та самая Наталья?!

Братец Кролик и помещица Коробочка, хулиганка Шапокляк и Татьяна Ларина… И этим далеко не исчерпывается репертуарный лист заслуженной артистки АРК Натальи Клочковой. Вот уже 23 года — именно столько, сколько существует в родном городе театр для детей и молодежи "На Большой Морской" — выходит она на его сцену. Недавно Наталья Александровна отметила юбилей, а 27 июля в Матросском клубе состоится бенефис любимой актрисы, которая в этот вечер выйдет на сцену в сатирической комедии "Чичиков" — самом знаменитом на сегодняшний день спектакле ТБМ, завоевавшем несколько наград международных театральных фестивалей и премию Автономной Республики Крым за 2010 год….Лично меня впечатляет не сам "объем" сыгранного Клочковой, пусть и внушительный. В первую очередь — разнообразие ее сценических воплощений. Согласитесь, не каждому товарищу Натальи Александровны по театральному цеху по силам этакие творческие метаморфозы! Особенно если кардинально меняться на подмостках приходится в течение одних лишь суток. К примеру, утром становиться злющей Крысой из андерсеновской сказки, а вечером — страдающей русской эмигранткой дворянских кровей, героиней рассказа И. Бунина "В Париже".

А самое главное, делать это безупречно, вызывая у театральной публики — и начинающей, и искушенной — полное доверие! Порой это вводит в заблуждение даже постоянных зрителей, когда только и остается, перефразируя Александра Сергеевича, воскликнуть: "Ужель та самая…" Эта особенность артистического дарования Наташи бросалась в глаза еще на "заре туманной юности". Так, во время приемных испытаний в Ярославский театральный институт, куда молодая труппа театра-студии "На Большой Морской" поступала всем составом, экзаменатор (сам ректор!) выделил именно ее:

— Была бы отметка "шесть" — поставил бы этой абитуриентке.

Сколько же раз потом "шестерку" выставляли Наталье Клочковой уже зрители! А самую первую заработала за сказку "Старомодные чудеса", где, будучи еще новичком на сцене, поразительно сыграла одну из ролей, продемонстрировав данные как лирической, так и характерной актрисы.

Несколько лет спустя эта ее сказочная героиня неожиданно вновь всплывет в памяти, когда увижу Наталью Клочкову в премьере вечернего репертуара — комедии-мелодраме "Миленький ты мой". Это был спектакль на двоих, своего рода современная вариация старой, как мир, истории о ваятеле, силой любви вдохнувшем жизнь в рукотворное творение. Только на сей раз Пигмалион и Галатея поменялись местами: в роли первого выступала Она, незнакомка из захолустного городка, прибывшая в столицу, чтобы встретиться с Геннадием Раздеваевым, недавней звездой экрана и сцены. Цель Жени Сундуковой — спасти спивающегося кумира своей юности, вернуть ему веру в талант. Выполнив же эту миссию, она уходит в тень, найдя в себе силы отказаться от женского триумфа.

Невольно пожалеешь и о том, как же неумолимо отпущенное актеру время на театральных подмостках! Вот ведь в "Красавце-мужчине", который ныне присутствует в репертуаре ТБМ, есть роль Зои Окоемовой, словно созданная для Клочковой. С единственной, однако, оговоркой: для той, которой она была с десяток лет назад… Но комедия Александра Островского идет сегодня, и в ней Наталья Александровна играет молодящуюся тетушку Зои — претенциозную и безмозглую. Аполлинария — так зовут эту особу в пьесе — выписана ярко, но… Тот самый случай, когда образ не лег на душу актрисы — не помогли ни опыт, ни желание все же сломить сопротивление "не своего" материала.

А вот нелюбимых ролей в детских постановках у Натальи Клочковой нет ни одной! Ребятишки, заполняющие зрительный зал ТБМ во время утренних представлений, не "трудный", не "главный", не "благодарный" зритель (хотя все эти определения не грешат против истины), он для нее — зритель дорогой… Есть все основания утверждать, что именно в детском репертуаре, в общении с этим зрителем на сегодняшний день Наталья Александровна и реализовалась как актриса. В целой галерее ее сказочных образов (да, их смело можно назвать настоящим собранием портретов, бесконечно разных, но объединенных почерком мастера) кого только нет: прекрасная Птица из сценической версии "Слоненка" Р. Киплинга, мизантропка Сова ("Приятного аппетита, Тигр!"), влюбленный Пьеро из сказки про Буратино, капризная Графиня Вишня ("Новые приключения Чипполино"), затейник, предводитель гномов Поиграй ("Бука")…

Помнится, как после одного из представлений "Девочки со спичками" на сцену вскарабкался крошечный мальчуган и прижался к Наталье Александровне со словами: "Бабушка моя…" Его, всецело принявшего образ, созданный актрисой, в свою реальность, долго не могли оторвать от нее. Разве можно обмануть такое доверие, играть для детей вполсилы?!

Как не упомянуть, что родительские обязанности на сцене Клочковой пришлось осваивать смолоду. Ведь ее дебютная роль в ТБМ — синьора Капулетти, мать Джульетты в шекспировской трагедии. Хотя было Наташе 26 лет, а выглядела и того моложе. Но, в отличие от большинства юных студийцев Виктора Оршанского, она к тому времени и семьей успела обзавестись, и приборостроительный институт окончить. В студенческие годы играла в тамошнем самодеятельном театре "Факел", а еще раньше, в школе, — в спектаклях драмкружка, которые сама же режиссировала. Поэтому, прочитав статью в "Славе Севастополя" о молодежной театральной студии "На Большой Морской", которая только-только была создана в Севастополе, мгновенно решила: это тот шанс, который упустить нельзя!

И сегодня Наталья Александровна готовится выступить на сцене в образе очередной мамы — на этот раз слепого от рождения юноши. Спектакль по пьесе американского драматурга Леонарда Герша "Эти свободные бабочки" нам предстоит увидеть в следующем сезоне.

23 года на сцене — срок немалый. Но, глядя на актрису, не приходит на ум говорить о каких-то рубежах и вехах. Верится, что мы еще много раз восхитимся, встретив ее на подмостках, нежной и дерзкой, веселой и печальной… Разной, но всегда по-детски легкой, ведь в восприятии мира актер и должен оставаться большим ребенком. Как она…

Другие статьи этого номера