Анастасия ВОЛОЧКОВА: "Я по жизни всегда, как на войне"

Анастасия Волочкова принадлежит к тем деятелям искусства, которые привлекают к себе внимание не столько собственным творчеством, сколько эпатажем. Она — один из самых обсуждаемых брендов шоу-бизнеса. Можно долго перечислять ее звания и почести: заслуженная артистка России, народная артистка Карачаево-Черкессии и Северной Осетии, лауреат Международной премии им. Сержа Лифаря и пр. Но этого и не надо делать, поскольку достаточно назвать фамилию "Волочкова" — и все встанет на свои места. Она — такая. Она — единственная.
В Севастополь Волочкова привезла свой новый коллектив и свою новую программу, которую представляет в разных городах ближнего и дальнего зарубежья. Анастасия Волочкова с удовольствием рассказывает о себе.

О СВОЕМ ТЕАТРЕ

Я всю жизнь мечтала о собственном коллективе, о своем кордебалете. Моя команда включает 16 человек. Это шоу современного формата, которое я искала на протяжении многих лет. Такой формат я нашла в использовании разных видов искусства, в порой неожиданном сочетании хореографии, вокального, оперного пения и акробатического балета. Да, это новый на сегодня жанр. Мне очень нравится, что в команде веет свежий яркий ветер. В программе принимают участие мой партнер Ринат Арифуллин, звезды оперы, ведущие солисты московских оперных театров Алексей Сулимов и Ксения Одинцова, которые поют самые известные мировые хиты, а также акробатический балет Keep Balance. Ребята исполняют акробатические трюки, танцуют и, что знаменательно, сами являются хореографами. Их я нашла в Украине. Они живут в Житомире и сейчас стали полноправными членами моей группы.

В качестве сюрприза я сама представляю в спектакле несколько песен: "Балерина", которую написал для меня Игорь Николаев, и в завершение шоу песню "Аплодисменты", написанную для меня Любашей. Я счастлива, что сегодня могу танцевать под современную музыку: композиции на темы Эдит Пиаф, Джоржа Майкла, "Танго" Эдвина Мартона (написанное специально для Евгения Плющенко), композиции на музыку из кинофильмов "Крестный отец" Нино Рота и "Мастер и Маргарита" Игоря Корнелюка. Для зрителей в Крыму я сохранила одну классическую постановку — "Умирающий лебедь" — как символ моего восхищения и уважения к Анне Павловой.

Я счастлива, что у меня есть свой коллектив, свое балетное покрытие, свой стиль, свои декорации. Я создала свое шоу, в мире таких программ мало, но мы с мамой придумали этот вид искусства. Я ни от кого не завишу, мне не надо спрашивать, можно куда-то уехать или нужно оставаться на месте. Я так живу уже на протяжении многих лет и понимаю, какая это свобода. Моя команда болеет за мой успех, а я болею за них.

О БАЛЕТЕ, СПЕКТАКЛЯХ И ХОРЕОГРАФАХ

Балет никогда не был массовым. Он был элитарным. Видимо, в своей жизни я "перетанцевала" классику. В самых разных театрах — в Мариинском, в Большом, в коллективе Юрия Григоровича и Английского национального балета — я исполняла главные партии в балетах "Лебединое озеро", "Жизель", "Дон-Кихот", "Баядерка", "Корсар", "Бахчисарайский фонтан", "Жар-птица"… Я посвятила этому искусству 25 лет своей жизни. И очень дорожу тем, чего достигла. Я пришла в балетную школу, не имея никаких профессиональных данных: ни растяжки, ни прыжка, ни гибкости. Ничего, кроме желания.

Но даже тогда, в раннем детстве, я очень много работала для развития данных. Помимо балетной школы, у меня был преподаватель, которого специально наняли родители. Поэтому на моем примере можно убедиться, что человеческому организму доступно все. Я работала с разными хореографами. Преклоняюсь перед Морисом Бежаром (его уже нет в живых). Мне нравятся Иржи Киллер, Пол Чалмер, Дерек Дин. Но их я отношу уже к мэтрам. Я очень люблю Юрия Григоровича, это вообще мой ангел-хранитель. Так случилось, что с Украины начался мой творческий взлет. В Киеве в 1996 г. я получила медаль на Международном конкурсе имени Сержа Лифаря и тогда встретилась с Виктором Еременко, Вадимом Писаревым. Мне очень нравится работать с российским хореографом Эдвальдом Смирновым. Он поставил большинство моих композиций. Мне сегодня интересно танцевать не белых или черных "лебедих", а переживать на сцене любовь, эмоции.

О БАЛЕТНОЙ СРЕДЕ

В мире балета у меня немного друзей, тем более — солистов. Со звездой Мариинки Дианой Вишневой мы поддерживаем хорошие отношения, встречаемся иногда, общаемся. Мы живем в разных городах, нас не связывает большая дружба. Но когда Диана приезжала в Москву, я считала свои долгом в знак дружбы и уважения подарить ей цветы. С Ульяной Лопаткиной мы не дружили никогда. У меня, как правило, были друзья из мира кордебалета. То есть те люди (скажу откровенно), которые со мной ничего не делили. Ни славу, ни успех, ни роли. Сейчас я, к счастью, далека от театра, и Мариинского, и Большого, у меня свой театр — Анастасии Волочковой. Мне легко и спокойно дышится. Я прошла сложный путь, я знаю, что такое закулисный мир. Когда смотрела фильм "Черный лебедь" с Натали Портман, у меня было такое ощущение, что этот фильм создавался по сюжету моей книги, настолько схожи нити и струнки.

Мне сейчас никто не дышит в спину и никто не говорит гадости перед выходом на фуэте. Никто не срезает отделку и украшения с моих костюмов, что бывало в театрах. Гадости, сплетни. Такой беспредел, такая несправедливость со стороны руководства! Это не только в Большом или Мариинском, я выступала в различных театрах мира, хотя больше всего такая тенденция наблюдается в России, где руководители хотят сделать из артистов марионеток.

У классического балета уже нет перспектив. Нет педагогов, какие были прежде, у которых я училась. Но всегда будут в памяти Наталья Дудинская, Константин Сергеев, Аскольд Макаров. Ушли из жизни Наталья Бессмертнова, Екатерина Максимова. Это легенды. О каком высоком профессионализме в мире балета можно говорить, если финансовая составляющая является главной? Я честно скажу: чем хуже сейчас положение в Большом театре, тем мне лучше! Было бы страшнее, если бы я так думала, а говорила иначе. И это не доля моей мести. Это доля моего безразличия. Потому что там людям все равно.

О ТВОРЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

Много лет назад я задумывалась над тем, что буду делать тогда, когда моя карьера балерины подойдет к концу. Я понимаю: наступит в моей жизни момент, когда и денег у меня будет много, и возможностей. Но я уже не смогу танцевать. А сейчас, пока я в силах и у меня есть еще впереди годы для творчества, я думаю о том, чтобы принести как можно больше пользы. Я поступила в высшую школу экономики, чтобы получить экономическое образование по своему профилю. Творческие школы — это мечта моей жизни. Я разработала концепцию создания их сети. Начинала работу по регионам Российской Федерации, но считаю, что они могут возникнуть везде: в Украине, Белоруссии, странах СНГ и даже за рубежом. Я делаю акцент на России и понимаю, что своим именем, своим присутствием и всем тем, что я совершила, я могу принести много пользы. Идея школы заключается в том, чтобы дети познавали искусство посредством нескольких направлений: хореографии, народных и историко-бытовых танцев, хип-хопа, степа. Второе направление — вокальное. Далее — актерское мастерство. И самый важный предмет — эстетика и этикет, т.е. воспитание в детях национальных, семейных традиций, умения общаться в обществе, говорить слаженным слогом, красиво одеваться, девочкам — уметь наносить макияж. Самой школы пока не существует, потому что для нее нужны партнеры: я не могу на детях зарабатывать такое количество денег, чтобы можно было еще покрывать и аренду зала, и зарплату педагогов. Я хочу, чтобы в такой школе учились не только дети состоятельных родителей, но и просто талантливая молодежь.

О ДЕТЯХ

Почему-то когда слышат фамилию "Волочкова", у всех "включаются счетчики"… Мне всегда нравится общаться с детьми. Я часто провожу для юных танцоров мастер-классы. Но это другой формат. Я считаю, что за один урок невозможно ничему научить. В качестве эксперимента я стала приглашать детей за четыре часа до своего концерта. Они видят все, что предшествует спектаклю: занятия на спортивном коврике на полу, экзерсис с балетом, партнерами. Дети наблюдают монтировку света, звука, установку декораций. Потом я спускаюсь к ним в зал, сажусь по-турецки, начинаю разговаривать, фотографируюсь с ними. Такие встречи гораздо полезнее того, если бы я пришла и провела урок с детьми. Такой мастер-класс — в программе моего пребывания в Севастополе.

Когда родилась моя дочь, я дала благотворительный концерт, средства от которого были перечислены больным детям. Но я с ужасом узнала, что на один аппарат для излечения ребенка не хватит всех денег, собранных с концерта. И тогда мы с мамой организовали проект "Анастасия Волочкова — детям России". Недавно в Москве прошел благотворительный концерт, на который мы пригласили 6 тысяч детей. Не продали ни одного билета. Звонили в детские дома, школы, садики.

О МЕЧТЕ

Мечтаю о том, чтобы у меня родился сын. Мечтаю о большом и обширном мировом турне. О создании сети моих школ. Мне интересно работать с хорошими режиссерами, я хочу сниматься в хороших и качественных фильмах. Драматический театр мне менее интересен как продолжение моей карьеры, это нечто схожее с тем искусством, которому я себя посвятила. "Ледниковый период" уже тоже в прошлом. Я очень люблю конный спорт, люблю лошадок, стараюсь находить время, чтобы заниматься этим видом спорта. Хотя он тоже небезопасен… Но любое направление моей жизни связано с творчеством.

О ДОЧЕРИ

Сегодня по дороге из Симферополя в Севастополь мы заехали в детский лагерь, совершенно удивительный, где детям предоставляется полная свобода. В моем рюкзачке был диск с записями моих песен и песен с Аришей. Одну песенку я исполнила. Дети были счастливы. В этом я тоже вижу свою миссию, потому что детям нужно не большое количество денег, а личное время и участие человека.

Конечно, я хочу видеть счастливой мою дочь Ариадну Она и поет, и танцует, участвует в двух музыкальных коллективах: в музыкальном театре "Домисолька" и в музыкальном театре Аллы Духовой. Мы очень дружим, и в моих благотворительных концертах оба эти коллектива, как правило, принимают участие. А когда я вместе с Аришей пою "Оранжевое небо", нам стоя аплодирует зал. Но если меня спрашивают, хочу ли я, чтобы она стала балериной, я отвечаю: не дай Бог! Я отношусь к этому с большим опасением.

Я попала в Мариинский театр на балет "Щелкунчик", когда мне было пять лет. И я "заболела" балетом… Ариша — самостоятельный человек, рассудительная девочка. Она всего хочет добиться сама. Она очень добрая. Когда ей было около четырех лет, я стала брать ее с собой в детские дома. Это огромнейший воспитательный эффект. Она видела, как живут другие дети, сравнивала, переживала… Груз моего имени в любом случае будет на нее давить. Но я не хочу, чтобы она была дочкой Анастасии Волочковой. Важно, чтобы она шла своим путем. Я хочу, чтобы она была яркой. Я сама люблю внимание, уже не могу без него. И мне хочется сделать для нее такое шоу, чтобы оно вызывало интерес.

О ЛЮБВИ

Для меня любовь — это смысл жизни. Образ жизни. Без любви в жизни невозможно ничего. От любви рождается все — и люди, и творчество. Сама жизнь — это эмоции. И для того чтобы творить, нужно постоянно испытывать это состояние любви. Я — человек счастливый. Я любовью не обделена. Рядом со мной люди: и мужчины, и те, кто меня этой любовью одаривает. Несмотря ни на что, я сумела сохранить блестящие отношения, нежные и трогательные, со своим бывшим мужем Игорем. И хотя каждый из нас живет своей жизнью, я испытываю гармонию в этих отношениях. Ну а что такое любовь? Это, безусловно, отношение к человеку или вообще к окружающему миру, отношение без права обладания и желания поставить человека в зависимость.

О ХАРАКТЕРЕ

Что мне помогало? Вера. Мама. Та внутренняя сила, с которой я родилась. Это свободолюбие, целеустремленность и та харизма, которая зачастую присуща немногим. Умение доходить до своей цели, не оглядываться назад. Я никогда ни о чем не жалею. Даже когда мне было очень тяжело, я уговаривала сама себя: лучше, чтобы люди по отношению ко мне поступали несправедливо, чем это буду делать я. А ведь дело доходило и до серьезных угроз. Такой подход сделал меня жизнерадостным человеком. Даже в негативном опыте есть свой потенциал, и завтра непременно будет лучше. Поэтому я считаю, что каждый человек может свою судьбу превратить в праздник. У меня есть своя позиция: можно изменить мужчине или женщине. Это не так страшно. Но важно не изменять себе, своим интересам, своим суждениям, своим принципам.

О КОНФЛИКТЕ С КСЕНИЕЙ СОБЧАК

Скажу откровенно: я далеко не белый ангел и в гневе страшна. Что же касается Ксении, то мы никогда не были подругами, никогда не были врагами. Зачастую Ксении был выгоден конфликт (не только со мной — с разными людьми), она на этом строила свой имидж, свою историю. И получилось так, что я как-то попала в эту обойму. Все, что я пыталась сделать во время каких-то нелепых выпадов с ее стороны, — максимально не реагировать. Хотя это нелегко. Пыталась избегать общения с ней в публичных местах. Все телепрограммы, в которых появлялась Ксения, как правило, были инсценированы, но неожиданны для меня, особенно в передачах "Пусть говорят". И нервно, и эмоционально очень сложно выдержать присутствие этого человека в студии, когда на тебя направлены камеры, когда ты знаешь, что потом все будет резаться и по-своему монтироваться. Честно скажу: врагу этого не пожелаешь. Сейчас, видимо, Ксения понимает, что даже из конфликтов не только со мной, но и с разными людьми, уже мало что можно выжать, и ей, возможно, хочется измениться. Что касается "протянуть руку дружбы", то я всегда готова. Если потребуется снять конфликтную ситуацию или помириться — я буду первой. Вот поэтому когда от журнала "О"кей" от ее имени поступило предложение дать интервью журналу, т.е. Ксении, я любезно согласилась. Мне нечего скрывать и мне всегда есть что ответить. Даже на вопросы Ксении Собчак. Как дальше будут развиваться события, я не знаю.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знаете, я не могу сказать, что у меня есть даже доля сожаления, что я не в театре и не являюсь частью какой-то труппы. Я счастлива, что у меня теперь есть свой театр. Я человек очень свободолюбивый, очень открытый, зачастую ломаю стереотипы, но я просто иду своим путем. Я люблю экспериментировать. Мне интересен акробатический балет, который ставят мои ребята. Мы с ними в постоянном процессе поиска. Вот сейчас я хочу поставить номер про войну. Музыка найдена, это — Второй концерт Рахманинова.

Я ведь вот и по жизни всегда, как на войне.

Другие статьи этого номера