Сергей БОРИСОВ: "Если живешь в городе, надобно о нем заботиться либо уезжать. Иначе получается паразитизм"

Сегодня наш собеседник — начальник государственной налоговой инспекции в Ленинском районе С.В. Борисов. — Сергей Валерьевич, существует мнение, что введение Налогового кодекса усложнило и без того далеко не простые правила налогообложения. Была ли в этом реальная необходимость?

— Такой кодекс был необходим. Он упорядочил и стабилизировал налоговое законодательство, при этом по многим налогам ставки были снижены. Более того, необходимо признать, что с кодификацией налогового законодательства Украина по сравнению с Европой опоздала не на годы, а на десятилетия. Например, во Франции аналогичный кодекс действует с начала 50-х годов прошлого столетия и претерпевает изменения ежегодно, во время принятия госбюджета.

Впрочем, уже сегодня усовершенствованное налоговое законодательство дает результат: реально повышается эффективность администрирования налогов и сборов. За первое полугодие этого года налоговики Ленинского района собрали в сводный бюджет 240,8 млн грн. Из них в госбюджет — 96,4 млн грн, что на 7,8 млн грн больше по сравнению с тем же периодом 2010 г. В местные бюджеты поступило 142,7 млн грн, в т.ч. налога на доходы физлиц — 116,9 млн грн, платы за землю — 11,9 млн грн, единого налога — 5,5 млн грн. Причем задание по наполнению местной казны выполнено на 108,9%. Это дополнительные 11,6 млн грн. Как видите, уже за первое полугодие мы наблюдаем значительный рост бюджетных поступлений, прежде всего связанный с детенизацией экономики региона.

Целью реформирования налоговой системы является установление баланса интересов государства и бизнеса. Проще всего ничего не делать, и тогда ты застрахован от ошибок. Но стабильную и обеспеченную жизнь гражданам может гарантировать только мощное и экономически устойчивое государство.

Посмотрите, какой путь прошла Украина за годы своей независимости. Ведь налоговая система создавалась с нуля, а сегодня все нормы налогового законодательства систематизированы и собраны в один законодательный акт.

Я считаю, что для нас путь в Европу проходит через осознание каждым гражданином роли налогов в жизни страны. Севастопольцы должны быть уверены, что местный бюджет обеспечит: безопасность на улицах города; места для детей в детских садах; высокий уровень медицинского обслуживания. А это станет возможным, когда каждый будет добросовестно выполнять свой конституционный долг по уплате налогов.

Для меня любовь к Севастополю — это обязательное условие, без которого ни о каком бизнесе на территории нашего города не может быть и речи. Если живешь в городе, надобно о нем заботиться либо уезжать. Иначе получается паразитизм.

— Учитывая требования, которые сегодня предъявляются к бухгалтерам, можно утверждать, что одних знаний недостаточно, необходимо также обладать навыками работы в компьютерных программах, ориентироваться в Интернете. Как вы считаете, отчетность через Интернет — это дань моде или необходимость?

— Налоговикам чаще всего приходится работать именно с бухгалтерами. Мы уважаем их нелегкий и порой самоотверженный труд. Что касается электронной формы отчетности, то хочу заметить, что сегодня гужевой транспорт не запрещен, однако все предпочитают ездить на автомобилях. Так и с налоговой отчетностью: в Европе уже давно представление декларации через Интернет является обыденным делом.

Основной принцип перехода на электронную форму отчетности — внедрение бесконтактных отношений с налогоплательщиками. Это позволит повысить качество обслуживания, поскольку исчезнут очереди и межличностные конфликты. Декларации должны стать первым документом, имеющим электронное обращение.

Уже принят закон, который позволит налогоплательщикам не только отчитываться по Интернету, но и вести переписку с налоговыми органами. Это требование времени, ведь ритм экономической жизни постоянно ускоряется, рынка труда и бизнеса (миграция граждан) — также. Соответственно, мы должны реагировать на это.

— Летом Севастополь "разрастается" за счет отдыхающих. Можно ли ожидать существенных добавок в бюджет города? Какими собственными практическими наработками по привлечению налоговых поступлений в бюджет можете поделиться?

— Безусловно, спрос рождает предложение. Приток отдыхающих сопровождается ростом численности точек торговли, общепита и услуг. Мы начали подготовку к курортному сезону в апреле с проведения инвентаризации этих объектов. После чего была проделана соответствующая аналитическая работа.

Сегодня налоговая служба обладает большим объемом информации различных баз данных, что позволяет нам проанализировать показатели финансово-экономической деятельности как отдельного предприятия, так и целой отрасли. Получив в результате анализа реальный прогноз, сопоставив его с данными отчетности, мы определили круг предприятий, попадающих в зону риска.

Следующий этап — диалог с бизнесменами. Хочу отметить, что в большинстве случаев разговор получился конструктивным. Результат — выход из "тени". Постоянный мониторинг показателей отчетности позволяет определить тех, кто не выполняет своих обещаний. Такие субъекты хозяйственной деятельности попадают в план контрольно-проверочной работы.

Как видите, случайные проверки исключены. Поэтому их результативность стопроцентная. В течение курортного сезона прошлого года штрафные санкции по указанным проверкам составили 970000 гривен. При этом на фоне разнообразного перечня нарушений, среди которых и торговля без лицензий, и отсутствие учета оборота товара, самым распространенным является непроведение расчетов через кассовые аппараты. По результатам таких проверок в бюджет поступило порядка полумиллиона гривен.

Для выявления полноты оприходования наличности во время реализации товаров, работ, услуг работниками инспекции проводятся хронометражи, во время которых фиксируются объемы выручки от реализации. В течение прошлого курортного сезона такой способ был применен на 18 объектах хозяйствования. Выяснилось, что на протяжении проверки у половины плательщиков зафиксирована выручка, которая почти вдвое превышает среднеучетную в предыдущие дни.

— Проблема легализации рынка труда — сегодня, пожалуй, самая актуальная для всех регионов Украины. Как она решается налоговиками Севастополя?

— Легализация рынка труда — чрезвычайно важная социальная проблема, от решения которой непосредственно зависит развитие нашего города. Поэтому над этим вопросом мы работаем совместно с Ленинской райадминистрацией и другими госорганами. Действует постоянная комиссия, на заседания которой приглашаются должностные лица предприятий, не желающие соблюдать нормы трудового законодательства.

С начала года были заслушаны 184 субъекта предпринимательской деятельности. Результатом таких встреч стало общее увеличение фонда оплаты труда на 632000 грн. А это, в свою очередь, обеспечило дополнительные поступления в местный бюджет в сумме 88500 грн. Кроме того, сократилась численность предприятий, имеющих задолженность по зарплате. Так, по 34 предприятиям сумма задолженности перед работниками сокращена на 15200 тыс. грн.

Если сравнивать эти показатели с аналогичным периодом прошлого года, то можно констатировать, что эффективность работы в этом направлении возросла в пять раз.

— Существуют ли другие рычаги воздействия на нерадивых работодателей, кроме уговоров?

— Конечно. В результате контрольно-проверочных мероприятий только за один месяц был восстановлен фонд зарплаты в размере 64700 грн, легализовано 39 наемных работников, штрафные санкции составили 17500 грн. Показательным примером в данном случае является проверка одного автотранспортного предприятия. Проанализировав данные ГАИ и сопоставив их с данными налоговой отчетности, мы получили информацию для проведения внеплановой проверки.

И сейчас по нашим результатам Севастопольская транспортная прокуратура проводит досудебное следствие по уголовному делу, возбужденному в отношении должностных лиц предприятия-перевозчика по признакам преступления, предусмотренного статьей 172 Уголовного кодекса Украины, — "грубое нарушение законодательства о труде". Всего с начала года по результатам контрольно-проверочной работы в органы прокуратуры направлена информация по 17 субъектам предпринимательской деятельности.

— Сегодня предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки, находятся под особым вниманием прессы. Радует, что налоговая служба тоже не обходит своим вниманием эту категорию предприятий.

— У нас, как и у других служб, есть проблемы с предприятиями данной отрасли. Например, неоформленные трудовые отношения с водителями маршруток. Это влечет за собой минимизацию налоговых поступлений в местный бюджет, ставит под угрозу безопасность движения и является прямым нарушением обязательных условий, прописанных в договорах на маршруты.

Мы подготовили серьезный аналитический материал, определили средние статистические показатели по налоговой отчетности каждого перевозчика. Так, что по данной отрасли все проанализировано, посчитано, результаты доведены до руководителей предприятий. И если после этого в налоговой отчетности появляется такой показатель, который свидетельствует, что одна маршрутка в течение дня перевозит всего 23 пассажира, вывод один: для этой категории бизнесменов этап заседаний и "круглых столов" прошел, наступило время жестких мер. Со всеми, кто "не слышит" и "не хочет", мы будем интенсивно работать. Их ожидают хронометражи, проверки, пристальное внимание управления налоговой милиции.

— Сегодня в Севастополе одним из перспективных видов бизнеса является гостиничный. Причем наибольшим спросом у отдыхающих пользуются частные домовладения и квартиры. Но далеко не все собственники частных домов и квартир собираются делиться с бюджетом. Как вы поступаете в таких случаях?

— Мы целенаправленно ведем деятельность по выявлению граждан, которые сдают в аренду жилье не только в течение курортного сезона, но и на протяжении всего года. Сегодня на нашем учете числятся 398 граждан, получающих доход от сдачи внаем недвижимого имущества. По итогам декларирования они заплатили в местный бюджет 440800 грн. И, конечно, мы будем и дальше работать в этом направлении. Отмечу, что те, кто встал на учет как квартиросдатчик, уже оценили преимущество легализации своего бизнеса. Это подтверждается тем, что никто из них не пытается вернуться "в тень". Ведь значительно проще раз в год сдать декларацию и уплатить налог, чем скрываться и подвергать себя опасности быть пойманными.

— Сергей Валерьевич, в этом году налоговой службе Украины исполнился 21 год. Получается, что с момента её создания выросло новое поколение. Кто сегодня работает в налоговой инспекции?

— В первую очередь, это профессионалы, люди, которые своей работой обеспечивают экономическую устойчивость страны и города. У нас достаточно гармоничный возрастной состав инспекции. Есть у кого учиться и кому передавать опыт. Мы приглашаем выпускников вузов к участию в конкурсах на замещение вакантных должностей нашей инспекции. Экономисты, юристы и специалисты it-технологий, работая у нас, смогут утвердиться в профессии, получить уникальные навыки работы.

— Благодарю за беседу, до новых встреч.

Другие статьи этого номера