Защита граждан и государства — главная забота прокуратуры

Традиционно значительная роль в обеспечении соблюдения конституционных норм права президентом Украины отводится прокуратуре как органу независимого надзора за соблюдением законов, обеспечивающему своевременное выявление нарушений законов и принятие мер к их немедленному устранению, независимо, от кого они исходят. Сегодня прокуратура остается отдельной структурой в государственном механизме, способной наиболее эффективно реализовывать свои функции.О прокуратуре чаще всего судят по громким уголовным делам. Однако это ведомство занимается не только поддержанием государственного обвинения в суде и надзором за работой оперативников и следователей. Прокуратура много и часто помогает простым людям в решении их, казалось бы частных, проблем: задержали зарплату, забыли сделать перерасчёт пенсии, не выдают положенное пособие…

30 июня состоялась полугодовая итоговая коллегия прокуратуры Севастополя. О том, каковы результаты работы надзорного ведомства нашего города за первые шесть месяцев 2011 года, на чем сосредоточено внимание севастопольских прокуроров, мы беседуем с прокурором Севастополя, старшим советником юстиции Владимиром ВЫШИНСКИМ.

— Владимир Степанович, каковы сейчас приоритеты деятельности севастопольской прокуратуры?

— В соответствии с основными требованиями и задачами, поставленными перед органами прокуратуры президентом и генеральным прокурором Украины, в первую очередь наше внимание сосредоточено на защите интересов государства и соблюдении конституционных прав граждан, особенно при проведении оперативно-розыскной деятельности, дознания и досудебного следствия.

В центре внимания — вопросы поддержания государственного обвинения в суде, защиты прав граждан на оплату труда и социальное обеспечение, защиты интересов государства от неправомерных посягательств в сфере бюджета и земельных отношений. Это обусловило необходимость внесения определенных коррективов в нашу работу, проведение актуальных организационных перемен и кадровых перестановок.

В результате принятых организационных мер в целом состояние надзорной деятельности в текущем году улучшилось. И примером того являются итоги нашей работы. Приведу лишь несколько статистических данных. В порядке защиты прав и свобод граждан и интересов государства по сравнению с первым полугодием прошлого года, по нашим документам, почти в два с половиной раза больше взыскано средств, в том числе и в бюджет — 20,1 миллиона гривен. К ответственности привлечено 161 должностное лицо, причем треть из них — сотрудники разных рангов контролирующих органов. Внесено 188 документов прокурорского реагирования, возбуждено 58 уголовных дел, почти половина из них уже передана в суд. Предпринятые органами прокуратуры Севастополя меры по активизации представительской деятельности дали положительные результаты. За первое полугодие 2011 года прокуратурой заявлены иски в суды разной юрисдикции на сумму более 88 миллионов гривен. Это почти в 8 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Безусловно, одним из основных направлений нашей деятельности является борьба с проявлениями коррупции на всех уровнях государственного управления и общественной жизни.

— Насколько для Севастополя справедливо утверждение, что коррупция пронизывает все слои общества?

— В первую очередь прокуратура города скоординировала в этом направлении деятельность всех правоохранительных органов, которые непосредственно обязаны были заниматься решением этой социальной проблемы. Затем совместно с управлениями СБУ, МВД, в той части и УБОП, мы провели ряд результативных проверок соблюдения антикоррупционного законодательства. В результате прокуратурой возбуждено 16 уголовных дел в отношении чиновников различных рангов — от руководителей управлений Севастопольской городской государственной администрации до государственных исполнителей и инспекторов рыбоохраны. Следственным отделом городской прокуратуры за первое полугодие окончено расследование и передано в суды 15 уголовных дел, возбужденных по фактам коррупционных преступлений в конце 2010 г. и в 2011-м. А суммы взяток, из-за которых чиновники попадают на скамью подсудимых, колеблются от 900 гривен до 150 тысяч долларов. Сейчас ведется досудебное следствие еще по нескольким фактам взяточничества. Общая сумма предложенных взяток составила 358 тыс. долларов США и 99 тыс. грн. Вот один из примеров. 7 апреля 2011 года в отношении заместителя начальника государственного управления охраны окружающей природной среды в Севастополе возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 368 УК Украины за получение взятки в крупных размерах. В этот день чиновник получил взятку в размере 100 тыс. долларов США за выдачу заключения о согласовании материалов проекта землеустройства по отведению земельного участка. Сумма оговаривалась заранее и предназначалась именно в качестве взятки. В результате оперативных действий сотрудников УБОП УМВД Украины в Севастополе и прокуратуры города преступная деятельность чиновника была пресечена. Сейчас следственный отдел городской прокуратуры передал дело в суд, виновного ждут приговор и заслуженное наказание.

Одно из последних дел, направленных в суд, касалось целой группы работников Восточно-Черноморской государственной рыбоохраны, которые неоднократно получали от рыбаков взятки за несоставление протоколов о нарушении рыбоохранного законодательства. В состав организованной преступной группировки входило 5 лиц. Общая сумма взяток составила 45 тыс. грн.

— Получение различных пособий от государства для инвалидов, престарелых, детей и выплата зарплат… Как соблюдаются права социально незащищенных категорий граждан?

— Именно этим прокуратура занимается в первую очередь — защитой граждан, особенно социально незащищенных категорий, чтобы они могли в полном объеме и своевременно получать полагающиеся им по закону пенсии, пособия, другие выплаты. Что же касается социальных выплат — вот небольшой пример. В защиту интересов государства и указанных категорий граждан нами заявлены иски на сумму 11,5 млн грн. Иски прокуратуры рассмотрены судами и удовлетворены на сумму 9,5 млн грн. По ним реально уже взыскано 4 млн 300 тыс. грн.

По нарушенным правам льготной категории граждан прокуратурой внесено 30 документов реагирования, из них 19 — касаются инвалидов. Привлечено к дисциплинарной ответственности 23 должностных лица, взыскано 4,3 млн грн задолженности перед фондами социальной направленности, в том числе перед Фондом социальной защиты инвалидов. В защиту прав детей как наиболее социально незащищенных граждан по мерам прокурорского реагирования привлечено к ответственности 60 должностных лиц, в пользу несовершеннолетних взыскано 27 тыс. грн социальных и других государственных выплат, восстановлены нарушенные права 147 детей.

Сумма, может быть, и не столь впечатляющая по сравнению со взысканной задолженностью по зарплате. Но ведь пособия назначаются у нас в государстве не просто так. Эти дети — они либо сироты, либо растут в малообеспеченных семьях, либо имеют серьёзные заболевания. Им и без того приходится трудно, а суммы, причитающиеся им от государства, которые они получили благодаря работе сотрудников прокуратуры, сделают их жизнь немного легче.

В центре нашего внимания остается работа с обращениями ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. В частности, при проверке заявления инвалида войны К. о необоснованном отказе управления Пенсионного фонда Украины в Севастополе в перерасчете пенсии прокуратурой города внесено предписание о необходимости такого перерасчета. В результате принятых мер прокурорского реагирования нарушения законности были устранены, права инвалида — восстановлены. И такие случаи не единичны.

— Давайте остановимся на вопросе, достаточно болезненном для многих севастопольцев, — соблюдении прав граждан на труд и его оплату. Как в этом направлении прокуратура помогает гражданам?

— Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является надзор за соблюдением конституционных прав граждан на труд. Поэтому надзору в сфере защиты прав и свобод граждан уделяется повышенное внимание. И здесь необходимо отметить существующую проблему, решением которой мы постоянно занимаемся, — своевременность и полнота оплаты труда севастопольцев.

Конечно, работа органов прокуратуры города сосредоточена на выяснении роли органов власти и контроля по реальному влиянию на ликвидацию задолженности по заработной плате, проведении с участием специалистов проверок соблюдения законодательства об оплате труда на предприятиях. Особенно тех, которые находятся в стадии банкротства, санации и ликвидации.

Однако, учитывая тяжелое экономическое положение значительной части жителей города, в том числе и трудоспособных, мы не оставались в качестве наблюдателей в решении проблемных вопросов и, выступая в защиту трудовых прав граждан, внесли свой вклад в обеспечение погашения задолженности по зарплате предприятий-должников перед работниками. Например, 24.06.2011 по предписаниям прокурора Ленинского района Севастополя строительным управлением ЧФ РФ погашена задолженность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины на общую сумму 5,6 млн грн. По актам прокурорского реагирования погашена задолженность по зарплате перед работниками указанного предприятия на общую сумму 5,8 млн грн.

Всего за полгода благодаря нашим мерам реагирования выплачено 21,4 миллиона гривен задолженности по зарплате. В отношении злостных нарушителей законности нами возбуждено 5 уголовных дел. Примером может послужить то, что случилось в одном из ведущих КБ нашего города. В результате проверки, проведенной районной прокуратурой, было установлено, что задолженность по зарплате в конструкторском бюро составила более 213 тысяч гривен. И это вовсе не означало, что у предприятия не было средств. Просто его руководитель использовал получаемые организацией деньги не на выплату зарплаты работникам, а на хозяйственные нужды, оплату налогов, сборов, общеобязательных платежей и обеспечение дальнейшей деятельности предприятия.

В порядке гражданского судопроизводства в защиту прав граждан на оплату труда прокурорами подано в суд 183 иска на сумму 695 тыс грн, из них удовлетворено 57 исков на сумму 190 тыс. грн. В настоящее время по искам прокуроров реально взыскано 187 тыс. грн.

— В качестве одного из приоритетов вы указали защиту интересов государства, в том числе и в бюджетной сфере. Каковы результаты в этом направлении деятельности прокуратуры?

— Нами проведен ряд проверок своевременного поступления средств в государственный бюджет. По результатам работы возбуждено 14 уголовных дел, по которым сумма ущерба, причиненного государству, составила более 4 млн грн.

К примеру, в ходе одной из таких проверок было установлено, что должностные лица государственного оборонного предприятия в нарушение ст. 2 закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" без проведения тендерной процедуры перечислили свыше 2,4 млн грн одному из городских предприятий в счет выполнения проектно-технической документации для постройки и ремонта судов военного назначения. Проектирование фактически было выполнено должностными лицами самого же заказчика. По указанному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 364 и ч. 2 ст. 366 УК Украины. Ведется следствие.

Следственным отделом прокуратуры Севастополя направленно в суд уголовное дело в отношении начальника УКС СГГА и его заместителя по ч. 2 ст. 366, ч. 5 ст. 191, ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 191 УК Украины за должностной подлог, покушение на завладение, а также завладение бюджетными средствами при строительстве школы-коллегиума в микрорайоне "Омега-2". Указанные должностные лица в период с декабря 2008 г. по октябрь 2009 г. по предварительному сговору с чиновниками ООО "Укрспецстрой", злоупотребляя своим служебным положением, внесли заведомо ложные сведения в акты о выполнении работ по строительству школы-коллегиума и, таким образом, завладели денежными средствами в сумме 6,2 млн грн. Кроме того, они еще пытались завладеть средствами в сумме 4,5 млн грн.

В ходе следствия прокуратурой города наложен арест на имущество обвиняемых на сумму 2,5 млн грн и в интересах государства подан иск на общую сумму 11,9 млн грн.

Закончено также расследование по уголовному делу по обвинению одного из руководителей государственного предприятия города, который путем злоупотребления служебным положением преднамеренно завысил стоимость работ по инвентаризации земель Черноморского флота Российской Федерации, в результате чего нанес интересам заказчика — главного управления Госкомзема Украины в Севастополе — материальный ущерб на сумму более 1 млн грн. Уголовное дело уже направлено в суд.

В сфере налогообложения в результате наших мер реагирования сумма возмещенного ущерба составила более 2 миллионов гривен. Например, 27 апреля 2011 года прокуратурой города возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 212 УК Украины по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах. Согласно обстоятельствам дела, должностные лица одного из городских обществ с ограниченной ответственностью умышленно завысили налоговый кредит своей фирмы, что позволило им уклониться от уплаты налога на добавленную стоимость. В результате указанных действий бюджет государства потерял более полутора миллиона гривен.

— В деле защиты интересов государства необходимо отметить работу прокуратуры и в вопросах соблюдения земельного законодательства. Можно остановиться на этом вопросе?

— Надзор за соблюдением законодательства в сфере земельных правоотношений является одним из приоритетных направлений нашей деятельности. На протяжении прошлого и в текущем году прокуратурой города опротестовано свыше 1100 незаконных распоряжений, выданных прежним руководством Севастопольской городской государственной администрации об отведении гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных сооружений и зданий общей площадью 2,5 тыс. га. Органами прокуратуры города заявлены иски на 68, 6 млн грн, из которых судами удовлетворено на 23,9 млн грн. По результатам прокурорского реагирования в коммунальную собственность возвращено 3,5 га земельных участков. Предотвращена незаконная выдача более 140 га земель государственной и коммунальной собственности

В 2011 году возбуждено 4 уголовных дела по фактам причинения убытков на сумму более 1,6 млн грн. По двум делам закончено расследование, и они направлены в суд для рассмотрения. Кроме того, прокурорами предъявлены иски об освобождении самовольно занятых земельных участков общей площадью 22 га — на сумму более 1 млн грн. Судами удовлетворено 50 исков указанной категории — на 138 тыс. грн.

Предъявлены административные иски в интересах Севастопольского городского совета о признании незаконными распоряжений СГГА о предоставлении в собственность жилищно-строительным кооперативам земельных участков площадью более 20 га.

По результатам проверки, проведенной прокуратурой Севастополя, установлено, что по распоряжению СГГА одному из товариществ с ограниченной ответственностью в нарушение действующего законодательства был передан, а затем продан участок на Южном берегу Крыма площадью 1,5 га, который используется для обслуживания пансионата "Изумруд". Прокуратурой Севастополя подан иск о признании договора купли-продажи незаконным.

Решением Хозяйственного суда Киева, оставленным в дальнейшем без изменений постановлениями Киевского апелляционного хозяйственного суда и Высшего хозяйственного суда Украины, иск прокуратуры Севастополя был удовлетворен и договор купли-продажи указанного земельного участка признан недействительным.

В 2011 году за нарушения законов в сфере земельных правоотношений по документам прокурорского реагирования к ответственности привлечено 24 должностных лица. Возмещено в бюджет более 500 тыс. грн.

— Владимир Степанович, как в целом вы оцениваете работу своих подчиненных?

— Положительно. В большинстве своем это действительно специалисты высокого уровня, которые работают от зари до зари, на конечный результат. И результат этот очевиден не только для меня, но и для тысяч севастопольцев, которым прокуратура помогла защитить свои права.

— Какие цели ставит перед собой прокуратура Севастополя на ближайшее будущее?

— Основными целями в работе, которые мы поставили перед собой, являются установление законности, укрепление правопорядка, защита от неправомерных посягательств на права каждого конкретного человека и гражданина. Помимо приоритетов, обозначенных в начале нашей беседы, в следующем полугодии мы планируем активизировать надзорную работу в сфере инвестиционной деятельности и налогообложения, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, образования и охраны здоровья. Конечно же, будем продолжать работу по ликвидации задолженности по зарплате перед коллективами предприятий-должников. Необходимо принять все меры для обеспечения поступления средств в Пенсионный фонд и фонды социальной направленности. Особого внимания потребует работа по исполнению судебных решений и особенно решений прошлых лет. Достижения этих целей мы будем добиваться.

Другие статьи этого номера