Андрей СОБОЛЕВ: "Любовь к авторской песне — признак хорошего вкуса"

1 августа на "Ракушке" Приморского бульвара состоится торжественное открытие 11-го международного фестиваля авторской песни "Балаклавские каникулы". В этом ярком зрелищном фестивале, который будет проходить на протяжение недели, принимают участие лучшие авторы, исполнители и поэты из Украины, России, ближнего и дальнего зарубежья. Накануне песенного праздника мы встретились с президентом фестиваля, известным севастопольским бардом Андреем Соболевым. — Андрей Николаевич, "Балаклавские каникулы" популярны как среди маститых авторов-исполнителей, так и среди поклонников жанра авторской песни. Но, к сожалению, два года фестиваля не было…

— Мы все переживали, но в душе верили, что "Балаклавские каникулы" будут продолжаться. 10-й, юбилейный, фестиваль состоялся в 2008 году. Знаменательно, что на итоговом концерте Сергей Никитин спонтанно запел песню "Прощай, любимый город"… Люди плакали. Плакали в зале, плакали все авторы и исполнители. Мы не предполагали, что эти слова коснутся и всех нас. А до того эта песня уже прозвучала в Балаклавских штольнях. Там она была очень уместна и трогательна: на концерте присутствовали моряки, бывшие подводники, судостроители, судоремонтники, жители Балаклавы — все те, кто имел отношение к прославленному подводному флоту (тогда еще СССР).

А потом вышел фильм о фестивале, где рефреном проходила строчка "Прощай, любимый город". Мне всегда было трудно смотреть на экран, где на фоне города звучали эти слова: "Прощай, любимый город". Хотя тогда мы еще не подозревали, что сами прощаемся с фестивалем… Да, это детище, ставшее в какой-то степени культурной доминантой города, было загублено. Нам практически никто не помогал. При совершенно индифферентном подходе властей того времени (за исключением В.В. Саратова) я понимал, что пытаюсь бороться с ветряными мельницами.

— И вы смирились?

— Никоим образом! На протяжении двух лет мы проводили другие проекты. Пели в храмах на Корабельной стороне. Выступали на легендарной 35-й батарее. Устраивали авторские вечера. И вовсе не потому, что нам это нужно для пиара или промоушена. А потому, что авторский взгляд отражает реальное состояние сегодняшнего общества. Люди подчеркивали: фестиваль "Балаклавские каникулы" стал достоянием Интернета, достоянием мира. Пользователи спрашивали: почему прекратился этот духовный, нравственный проект, который уже ознаменовал себя как составляющая часть нашей культуры?

В защиту фестиваля подключались разные люди и общественные организации. Так, весной в Доме Москвы состоялось большое слушание об утерянных традициях Севастополя. Мы говорили о том, что наш город за последние годы приобрел и что потерял. Речь шла о новых памятниках, которые не всегда украшают Севастополь, противоречат его истории, об архитектуре, культуре, массовых мероприятиях — о многих вещах, которые исчезли или появились вопреки предназначению нашего города. На этом совещании тоже прозвучала мысль: почему же нам не продолжать фестиваль "Балаклавские каникулы"? И вот с переменой власти в Севастополе (не побоюсь это сказать) буквально через несколько дней председатель горгосадминистрации Владимир Григорьевич Яцуба пригласил меня к себе. И сразу же фестиваль "встал на ноги". Встречаясь после этого с представителями аппарата, я увидел и их неравнодушное отношение к духовным, нравственным проектам, и их желание помочь.

— Тем более, что идею "Балаклавских каникул" вы выражаете четко и из года в год демонстрируете своеобразие и высокое качество фестиваля. Имена авторов и исполнителей широко известны.

— Мы базируемся на своей собственной культуре. Наш фестиваль — двуязычный, у нас постоянно есть представители не только из центральной или восточной части Украины, но из Львова, Ровно, Волыни, Ивано-Франковска. В отличие от других фестивалей авторской песни, которые грешат неким андеграундом и проводятся на полянах лесов или на мало заметных площадках вдалеке от широкого зрителя, мы идем к обычным людям. Мы не калибруем, не дифференцируем наших участников и наших зрителей. Мы вышли на публичность, на большие площадки, на организацию выступлений в большом формате. И когда на наших концертах люди разных национальностей, разных конфессий, возрастов и профессий в едином порыве аплодируют авторам, которые приезжают из Украины, России и Беларуси, они выбирают качество. Им интересен человек, его творчество. Как правило, на наших концертах присутствует до тысячи человек.

— Отрадно, что город предоставляет большие площадки для фестиваля авторской песни. Есть большие концертные залы, есть и сельские клубы.

— Уже по традиции мы даем гала-концерт на мысе Хрустальном, нашем знаковом месте. Это — Поклонная гора Севастополя, на которую приходят люди и слушают песни в течение 3-4 часов. Мы первыми открыли эту площадку над городом, над бухтой и убедились, что это правильно. Уже после нас здесь стали проводиться дефиле фестиваля "Война и Мир". Я вообще считаю, что нельзя собирать людей на площади Нахимова и парализовывать все движение. Об этом, кстати, я пою в своей песне "Простите, адмирал". Простите, что у вашего подножия люди размахивают флагами и организуют пикеты. Этого делать не надо. Это для нас святое место, как и памятник Затопленным кораблям, и Панорама, и Сапун-гора. Здесь не стоит, ничтоже сумняшеся, проводить какие-то политические акции и мероприятия.

— Идея уважения и любви к городу занимает особое место на фестивале…

— Сами авторы, приезжая в Севастополь, переживают настоящий катарсис. Это заметно, ведь нигде ничего подобного нет. Севастополь — город особого назначения. Нельзя выйти в шортах и просто так что-то "сбацать", грубо говоря. Сама аура Севастополя действует на авторов — они заряжаются нашей энергетикой. Не случайно в ходе фестивального движения написано свыше 70 песен о Севастополе и Балаклаве. Я уверен, что Севастополь — то место, которое предназначено судьбой для проведения такого фестиваля. Я призываю всех: давайте делать культурные программы под стать городу. Это касается любой деятельности, любых проектов: фестивалей, слетов, дефиле, конкурсов, форумов, семинаров. Севастополь, внесший особую лепту в мировую историю, имеет на это полное право, он это заслужил. И мы отдаем себе в этом отчет.

— На афишах впервые указано место проведения одного из фестивальных проектов — территория Владимирского собора в Херсонесе. Не было ли у вас мысли, что это несовместимо — храм и песня?

— Севастопольская епархия благословила нас на такое мероприятие. Благочинный отец Сергий (Халюта) стал одним из инициаторов этого начинания. Это не конъюнктурный проект с целью использования Херсонесского заповедника. Нет, это пропуск авторов к высокому пьедесталу, к истории Севастополя. Высокая честь — выступать в месте, где крестилась Русь, откуда начиналась история Севастополя. И еще об одной площадке мне бы хотелось сказать особо — о концерте в дельфинарии. Я низко кланяюсь его руководству, которое безвозмездно предоставляет нам возможность выступать уже в течение пяти лет в таком необычном экологическом амфитеатре. На фоне плавающих дельфинов авторы исполняют свои песни. Скажите, где можно найти такое? Не случайно в прошлые годы в заключение одного из концертов автор-песенник предложил поблагодарить дельфинов за их участие в концерте.

— И если говорить об экологически чистых площадках, то нельзя не упомянуть концерты в селах Байдарской долины или мероприятия, которые проходят непосредственно в Балаклаве.

— Разговор о Балаклаве, я думаю, еще впереди. Но как важно, что именно Балаклава стала центром авторской песни, что здесь родился и набирает мощь песенный фестиваль. И я рад, что наши встречи с севастопольцами, с читателями "Славы Севастополя" еще впереди. Не зря ведь один из наших плакатов провозглашает: "Любовь к авторской песне — признак хорошего вкуса".

— Спасибо, Андрей Николаевич, за беседу. До встречи на "Балаклавских каникулах"!

Другие статьи этого номера