Борис ЗЕЛИНСКИЙ: "Украинский туризм готов к саморегулированию"

В последнее время в украинском туризме наметились новые тенденции. Рассказать о них нашим читателям мы попросили Бориса Зелинского, вице-президента Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ) по вопросам въездного и внутреннего туризма, президента Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя (АТКиС), члена правления Российского союза туриндустрии (РСТ) и его представителя в Севастополе, президента одного из крупнейших туристических холдингов в Украине — группы компаний "Кандагар".

— Борис Валерьевич, что вы считаете главным на данном этапе для развития туризма в Украине?

— Главное, что новое правительство взяло на вооружение мировой опыт, который доказал, что для эффективной работы экономики государству необходимо тесное сотрудничество с профильными ассоциациями, общественными объединениями и профессиональными союзами. В Украине уже сложно найти представителя малого и среднего бизнеса, не являющегося их членом.

Следующим этапом должен стать переход от самоорганизации к саморегулированию, получение от государства части его функций и полномочий в сфере хозяйственной деятельности. Для украинских предпринимателей пришло время самостоятельно устанавливать некоторые правила игры, в частности нормативы и стандарты в тех сферах, где работают.

И деловые люди готовы к саморегулированию. Государство также выигрывает от внедрения саморегулирования: существенно уменьшается численность занятых в надзорных и разрешительных госорганах, высвобождаются квалифицированные кадры для решения иных задач, снижается уровень коррупции, и в конечном счете достигается значительная экономия бюджетных средств.

Большим шагов вперед в этом направлении стала инициатива Кабмина по созданию региональных советов предпринимателей в Крыму, областях, Киеве и Севастополе. Я уверен, что деятельность этих советов действительно будет способствовать созданию эффективного механизма взаимодействия местных властей и субъектов хозяйствования, общественных организаций и объединений предпринимателей на принципах партнерства и открытости, а также их участия в формировании и реализации государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства в регионе. Очень важным пунктом положения КМУ я считаю то, что местная госадминистрация будет рекомендовать председателя регионального совета для включения в состав Совета предпринимателей при КМУ. Получается четкая вертикаль нового сотрудничества.

Хорошо заметны эти тенденции в нашем туризме, особенно в преддверии Евро-2012. Новые правительства Украины и Крыма взяли четкий курс на развитие прежде всего внутреннего туризма и сопутствующей инфраструктуры. Самый яркий пример такого курса и нового взаимодействия — назначение президента Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Елены Шаповаловой главой Госагентства по туризму и курорту. Это значит, что власть заметила, что АЛТУ — это команда, которая работает профессионально: не только ставит амбициозные задачи, но и выполняет их. Мы активно продвигали идею развития туризма в Украине — и вот результат. А на очередном съезде АЛТУ было выбрано новое руководство, я был избран вице-президентом по въездному и внутреннему туризму.

Впервые за последние 20 лет и крымская власть стала рассматривать туроператоров как полноправных участников проекта, направленного на популяризацию крымских санаторно-курортных возможностей круглый год по доступным ценам. При этом власть не просто инициирует проекты, а работает совместно с бизнесом, в частности с Ассоциацией туроператоров Крыма и Севастополя, создание которой и инициировала в начале этого года.

— Какие возможности новый вектор взаимоотношений власти и туристического бизнеса открывает для развития туристско-рекреационного потенциала страны? И в какие конкретные планы или направления это должно воплотиться?

— Сразу отмечу: все планы можно строить только на госгарантиях для вложенных инвестиций и получения прибыли. А деньги нужны "трем китам" туризма: рекламе, транспорту и отельному бизнесу. Турист должен знать, куда и зачем ехать, на чем и где с комфортом останавливаться.

Глобальная задача: обеспечить всех желающих путешествовать в Украину и внутри нее современным транспортом: авиа-, авто- и железнодорожным. Причем расширять возможности для поездок туристов не только в городах, которые будут принимать Евро-2012. Нужно увеличивать количество авиарейсов в Украину из тех регионов, которые традиционно едут к нам. Пока даже со многими российскими городами-миллионниками у нас нет прямого авиасообщения. Важно, чтобы оно появилось, а конкурентная среда в авиаперевозках улучшилась.

Я знаю, что многие авиакомпании, которые могли бы предоставить туристам доступные цены, попросту в Украину не пускают. К сожалению, в стране присутствует элемент монополии, который работает на удержание высокой стоимости билетов даже на внутренние перелеты. Парадокс, но зачастую из Киева дешевле улететь за рубеж, чем в Симферополь. О каком развитии внутреннего туризма и доступности курортов тут можно говорить?..

Очень важно осовременить железные дороги, сделать их скоростными и создать новые пункты пропуска на границах — для поездов и автотранспорта. Одновременно нужно активнее бороться со взятками на границах. Ахиллесова пята железнодорожного туризма в Украине — цены на билеты. Причем здесь ситуация обратная по сравнению с авиаперевозками: внутренние тарифы — более или менее приемлемые, а в ближнее зарубежье и оттуда — завышенные. Нужно также максимально поднять качество логистики, чтобы сократить время движения поездов и увеличить частоту рейсов в пики сезона. Естественно, востребованы инвестиции на строительство скоростных участков пути и т.п. Но это на перспективу.

— А есть внутренние резервы у железной дороги?

— Есть. Например, сократить число остановок в пути и время промежуточных стоянок, на некоторых участках увеличить скорость. Это можно сделать уже сейчас. И, конечно, больше внимания нужно уделять ремонту существующих путей и действующего подвижного состава. Пока во многих поездах даже кондиционеров нет или они не работают.

Что касается автотуристов, для них нужно расширять основные дороги, ведущие на курорты, в исторические и культурные центры страны, улучшать качество дорожного покрытия, создавать придорожную инфраструктуру.

Вторая большая проблема: у нас есть богатейший туристско-рекреационный потенциал, но за границей пока лишь немногие знают, где в Украине можно отдохнуть, полечиться, что посмотреть и где развлечься. До недавней поры каждый участник туристического рынка сам "продвигал" свой продукт и услуги. А рекламе наших возможностей нужно уделять больше внимания на уровне государства, причем на всех самых распространенных языках! Для этого мы предлагаем ряд комплексных мероприятий: создание на курортах информационно-туристических центров, рекламной продукции, роликов, информационных порталов на основных туристических направлениях, чаще организовывать информационные туры для иностранных журналистов.

Третья, не менее острая проблема, — нехватка гостиниц, особенно в туристско-бюджетном варианте — 2-3-звездочных с приемлемыми ценами. Здесь задача государства — создать привлекательные инвестиционные условия. А больное место уже существующих отелей — их сертификация, которая в большинстве случаев отсутствует или не соответствует заявленному числу звезд. И еще важный момент: катастрофическая нехватка персонала в отельном бизнесе. И специалистов современного уровня, которые могут подготовить эти кадры, в Украине просто нет. Нужно воспользоваться международным опытом и на базе крепких вузов создать качественно новые факультеты туристического и отельного менеджмента. А преподавателей пригласить из-за рубежа.

Параллельно следует создавать условия, чтобы в Украину приходило как можно больше сетевых отельеров, представляющих международные отельные цепочки, которые работают абсолютно прозрачно. На первом этапе они завозят свой менеджмент, а потом готовят замену из местных кадров, но по мировым стандартам и делегируют им все полномочия. И это — новые рабочие места. Пока таких отелей и специалистов можно сосчитать по пальцам. Да и отечественным отелям хорошо бы приглашать зарубежных специалистов в качестве консультантов, которые помогут поставить дело.

— Вы уже имеете возможность лоббировать интересы украинского туристического бизнеса на исполнительном и законодательном уровнях?

— Да, такая возможность появилась. В нашей ассоциации создана юридическая группа, которая, например, разработала поправки к Налоговому кодексу с учетом интересов инвесторов, прежде всего во въездном туризме. И наши предложения учтены. Но главное, повторюсь, что президент АЛТУ, которая занимала активную позицию и озвучивала ее через СМИ, была замечена и ныне возглавляет Государственное агентство Украины по курортам и туризму. Теперь в формировании "повестки дня" в отечественном туризме будем участвовать и мы, профессионалы. Это основное пока наше достижение. И только начало пути тандема власти и туристического бизнеса. Есть перспективы и есть надежда на их воплощение.

— В чем конкретно это сотрудничество должно выражаться?

— Прежде всего в как можно большем саморегулировании организации туристического бизнеса. Например, вопросы критериев лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация отельной базы должны быть отданы профильным ассоциациям. Чтобы не чиновник определял, что нужно туристам, а компетентные люди. Это должно быть решено на законодательном уровне.

— А не легче ваших профессионалов продвинуть в госструктуры?

— Это как бы обратный процесс. Убежден, что профессионалы и должны руководить делами, но немногие могут и не всегда хотят заниматься администрированием. С другой стороны, если это по силам общественной организации, как уже доказала наша ассоциация, зачем плодить посреднические структуры? Тем более, что опыт свидетельствует: делегировать новым образованиям какие-то функции, распылять их по инстанциям не только не производительно, но и просто неудачно, так как создается дополнительная среда для коррупции. В итоге государство получит не положительный эффект, а только лишнюю бюрократию и сомнительную работу.

— Вы говорите все это в масштабах национальных, но вы — крымчанин и прежде всего коренной севастополец. Как увеличить, например, транспортный поток к нам, если у Крыма есть всего две дороги посуху, одна старая паромная переправа и одни воздушные ворота?

— Да, у Крыма есть проблема с пропускной способностью автомобильных и железнодорожного потоков. На подъезде к Крыму, особенно в Херсонской области, дороги узкие, их покрытие оставляет желать лучшего. Вот и едут в одном потоке автотуристы, фуры, сельхозтехника. Сделать движение в Крым, особенно летом, двухполосным — уже вдвое увеличить пропускную способность. А вот переправа Крым — Кавказ — действительно очень больной вопрос: очереди отбивают желание путешествовать в Крым. Крыму нужно иметь и вторые воздушные ворота, равноценные Симферопольскому аэропорту. На это место как нельзя лучше подходит Севастополь, у которого в Бельбеке много лет существует огромный потенциал для приема больших авиалайнеров, в том числе международных рейсов, а путь на ЮБК несравненно легче и ближе, чем из Симферополя.

— Но какой же нужен мощный импульс, чтобы разговоры наконец стали делом?

— Это вопрос не к нам, а к городским властям: "Почему мы топчемся на месте?" Есть несколько рейсов в Киев, но и те нерегулярные. А ведь есть уже даже президентское решение по развитию бельбекского авиаузла.

Есть, правда, в Севастополе водные ворота, но не хватает возможностей для приема действительно больших круизных лайнеров. А сколько на нашем побережье замечательных мест для марин! Вот где поистине золотое дно! Во всем мире яхтенный туризм — высокодоходная и высокобюджетная составляющая. И у Севастополя в этом отношении, считаю, аналогов по потенциалу в регионе вообще нет.

Но пока развитие такой инфраструктуры остается на уровне разговоров, Севастополь, как я отмечал в интервью вашей газете год назад, будет городом однодневного посещения. Правда, первые "ласточки" перемен в лучшую сторону есть. Например, в Севастополе появился наконец свой пятизвездочный отель — "Аквамарин". Если бы еще ряд потенциально интересных площадок под отели отдали инвесторам, то город-герой мог бы перехватить у Ялты инициативу круглогодичного центра бизнес-туризма и солидной площадки под международные конференции. Ведь у Ялты ее инфраструктура очень зависит от сезона: кончается лето — и жизнь там замирает. У нас же все работает и зимой. И у Ялты есть еще одна проблема — транспорт. Когда проводятся большие конференции, съезжаются сотни и тысячи гостей, там просто происходит транспортный коллапс: десятки автобусов на узких улочках. Сам подъезд занимает много времени, но у организаторов других альтернатив в Крыму пока нет. У Севастополя, слава Богу, появляются хорошие транспортные развязки и есть богатый культурно-познавательный потенциал.

— Мир уходит от просто пляжного и снежного туризма. Какие направления наиболее интересны для Севастополя?

— Думаю, очень перспективны военно-историческое, паломническое, событийное направления туризма. Есть уже у города и новые громкие бренды, помимо Дня ВМФ, — фестиваль "Война и Мир", байк-шоу. Здесь круглый год могут проводиться различные фестивали, а также реконструкции знаменитых сражений, которых на нашей земле прошло столько, что весь мир о них знает, и туристы поедут посмотреть, как это было. Счет доходов тут может быть большим: как правило, такие реконструкции собирают тысячи участников и десятки тысяч зрителей. А сколько знаменитых писателей у нас побывали, жили и посвящали городу свои произведения! Многие поклонники их творчества могли бы приехать к нам. Я уж не говорю, что Севастополь может стать вторым Иерусалимом для православного мира, как Рим — для католического. Ведь именно из Херсонеса пошла Русь христианская! Но где размещать тысячи паломников, для которых это — просто святое место? Меня до сих пор очень удивляет, как мало мы уделяем этому внимания! Почему паломнический туризм развивается только лишь на уровне церкви?

К примеру, в Англии, Франции, Италии, Испании, Греции доля туризма в ВВП занимает 2-3-е места. Нужно смотреть на них и быть реалистами: куда двигаться Украине? Пытаться стать центром новых инновационных технологий? Думаю, это произойдет не скоро, да и "мозги" от нас уезжают. Сырьевой базой? Зыбкий путь, где все зависит от мировой конъюнктуры. Развивать промышленность? Очень энергоемко и требует огромных инвестиций. Туризм и сельское хозяйство — вот одни из альтернатив развития страны, они не требует таких фундаментальных вложений и разработок.

Нужно выполнить лишь три условия: рассказать о своем туристическом потенциале миру, заинтересовать инвесторов и быть готовым принять всех желающих приехать. Тем более, что традиционные мировые туристические маршруты приелись или стали небезопасны. Требуются новые. Так почему не в Украину? Вот и нужно пользоваться опытом соседей. Главное — не упустить шанс. Еще несколько лет — и мы уже не сможем догнать послеолимпийское Черноморье России. И даже Грузию, которая становится международным морским и горнолыжным курортом. А Турция с ее политической и экономической стабильностью всерьез собирается заняться развитием Черноморского побережья, где можно построить не одну Анталию.

Что касается Севастополя, то ему до сих пор была присуще некоторое местечковое мышление наших так называемых элит. Они мыслили категориями в рамках своей территории. Масштабного мышления не было. Очень надеюсь, что с приходом новой команды в горгосадминистрацию, у которой есть опыт управления крупными регионами, в планах развития Севастополя наметится серьезный сдвиг в сторону комплексного преобразования региона. Пора принимать конкретные меры, а не отделываться очередными молебнами: "Пошли нам, Господи, удачный сезон!"

— Спасибо! Удачи вам.

Сергей КОШКИН.

В ТЕМУ:

В европейских странах саморегулирующиеся организации регулируются отраслевыми законами. Более того, государство там идет на создание юридических лиц публичного права — организаций профессионального самоуправления, которых наделяют частью государственных функций в каждой конкретной сфере. Например, установление правил и стандартов предпринимательской (профессиональной) деятельности, контроль над их соблюдением, допуск к профессии (лицензирование) и исключение из нее (дисквалификация) будут осуществляться уже не госорганами, а частными юрлицами.

Так, в США существует 147000 разнообразных ассоциаций и объединений, представляющих практически каждую профессию, отрасль. Ежегодно они тратят $5,6 млрд на выпуск периодических печатных изданий и книг, $2,2 млрд — на собственные образовательные программы, отраслевые исследования, сбор статистических данных, разработку стандартов и аккредитации, внедрение передовых технологий и только $183 млн — на лоббирование своих интересов в органах власти.

В Турции отношения бизнес-ассоциаций с государством не регламентируются законом, их взаимодействие проявляется в реализации проектов, направленных на решение стоящих перед предпринимателями проблем.

В Германии большинство предпринимателей объединены в Федеральный союз немецкой промышленности и Союз немецких торгово-промышленных палат. В их составе более 100000 предприятий. Уполномоченные лица этих структур принимают непосредственное участие в выработке внутренней и внешней экономической политики государства, а руководство регулярно встречается с федеральным канцлером Германии.

Другие статьи этого номера