НА ДАЧЕ СКИТАЛЬЦА
Скульптор, журналист, океанолог, телевизионный ведущий… Что между ними общего? Что их объединяет?
А объединяет, оказывается, песенный фестиваль "Балаклавские каникулы". И каждый из этих известных людей внес свою лепту в его организацию и проведение.
Начала я этот разговор с имени нашего замечательного земляка, почетного гражданина Севастополя, народного художника Украины Станислава Чижа. На протяжении почти десяти лет он не только был активным слушателем бардовской песни, но и сам проникся идеей "Балаклавских каникул" и внес лепту в этот праздник. Еще на заре фестиваля Станислав Чиж вызвался создавать скульптурные портреты лучших авторов и исполнителей. Он приглашал поэтов-песенников в свою мастерскую, видел их вблизи, без грима и ретуши, общался с ними. Так, как умел делать только Чиж, — душевно, сердечно, с юмором. Беседовали, пили чай. А уж потом, узнав человека и проникшись его интересами, он начинал лепить. По собственному признанию скульптора, для него это было сказочным занятием.
Из литературной истории Байдарской долины.По традиции, в один из фестивальных дней организуется выезд в Байдарскую долину. И там, на месте, где была дача писателя Скитальца, по примеру Олимпийских игр в Греции открывается очередной бюст барду. Дача Скитальца в селе Родниковом, как и творчество писателя, мало известна даже в Севастополе. А ведь сегодня важно то, что писатель объединял людей не для формального, а для сердечного, человеческого общения. Это то место, где собирались лучшие люди своего времени: там был Шаляпин, там был Чехов, там был Короленко — все, кто тогда приезжали в Крым, обязательно посещали дачу писателя в Байдарской долине.
Шутили, пели песни, пили вино. Скиталец был большой просветитель, у него была богатая библиотека. Местные жители (в основном татарское население) любили его, уважали. И вот ныне это самое место, вернее, то, что осталось от дачи Скитальца, почитается людьми творческого дара, оно выбирается для встреч участников и гостей фестиваля.
— Станислав Чиж был очень скрупулезен в своем творчестве. Переживал, если что не удавалось, — рассказывает президент фестиваля "Балаклавские каникулы" Андрей Соболев. — Несмотря на свою внешнюю суровость, Чиж был человеком тонкой души, добрым, отзывчивым, мудрым. Его не стало. Это трагедия для всех его близких, друзей, для всего города. Но традицию нужно продолжать. И вот теперь будут открыты два бюста. Дело Чижа продолжают скульпторы Константин Цихиев и Василий Куликов.
Конечно же, открытие бюстов — шуточная цеpемония, но все в ней задумано, как и положено: сдеpгивается пpостыня, пpоизносятся pечи, поются здpавицы и т.д. Это своеобpазный капустник, котоpый несет элементы пpаздника юмоpа.
А как же сложилась судьба уже созданных скульптурных портретов известных бардов? Андрей Соболев бережно хранил их все эти годы. Когда после смерти скульптора возникла идея создать музей в его мастерской, Соболев передал бюсты для будущей экспозиции. Ведь изображения известных бардов уже становятся фетишем и приобретают знаковое значение. И есть еще одна идея: может быть, стоит создать аллею бардов, которые принимали участие в "Балаклавских каникулах"? Ведь есть подобные примеры в мире и даже у нас в Крыму — Ялте, Гурзуфе.
"ОДИНОКИЙ ГИТАРИСТ"
По традиции, один из концертов фестиваля проводится в память поэтов и исполнителей, чье творчество связано с Севастополем. По словам Андрея Соболева, создается некая концепция взаимосвязи авторов, которые имеют отношение к нашему городу. Так, запомнился зрителям концерт в память об Александре Вертинском. Севастополь стал последней русской площадкой, откуда он уходил в эмиграцию. Уходил в никуда!
Был еще один знаковый концерт — памяти Александра Галича. Мало кто знает, что он был севастопольцем, жил на нынешней улице Кулакова, недалеко от мечети. У него есть песня-воспоминание о Севастополе. А вот теперь в программу 11-го международного фестиваля включен концерт памяти Юрия Визбора — журналиста, поэта, музыканта.
— Он был не просто автором. Он сочинял и пел по-репортерски, — рассказывает Андрей Соболев. — Я сам журналист, и я исповедую сегодня именно такой подход. Не потому, что мне это удобно, а потому, что это самая правильная позиция: скажи о нынешнем времени в стихах, эссе, прозе. Юрий Визбор был истовым репортером, его бросало от Чукотки до Америки. И он, побывав в Севастополе уже в довольно зрелые годы, фактически на закате своей жизни, написал пронзительную песню "Одинокий гитарист".
История создания этой песни уже известна: поэт услышал, как в ресторане "Шайба" на Ялтинской трассе играет гитарист из Балаклавы. Юрий Визбор увидел в этом особый смысл: песня звучала на фоне черного неба, в окружении гор и моря, в соседстве со знаменитой долиной, где проходило легендарное сражение времен первой Крымской войны.
Однако вскоре придорожный ресторан был уничтожен, а вместе с ним исчезла некая столь любимая посетителями романтическая обстановка.
— Это был для меня большой удар, — рассказывает Андрей. — И я написал песню, которая продолжает посыл Визбора: о ресторане, о музыканте, о времени, которое нам предъявляет свой счет. Песню о песне. Не случайно этот музыкальный посыл воспроизвел в своем топонимическом словаре замечательный севастополец Виктор Альбертович Оганесян. Факт очень интересный для Севастополя: великая история всегда имеет свое продолжение. А у нас на концерте эту песню будет петь тот самый балаклавский музыкант Сергей Погребняк.
Вот она, еще одна "изюминка" фестиваля. Но есть и другая, да не просто "изюминка", а целая виноградная гроздь. Ее представит на своем концерте знаменитый телевизионщик и кулинарный знаток Борис Бурда. Концерт так и называется: "Веселая кухня с Борисом Бурдой".
"УДАРИМ ПЕСНЕЙ ПО БЕЗДУХОВНОСТИ!"
Из песенной истории фестиваля. Вообще же фестиваль всегда искрит забавными шутками, розыгрышами, анекдотами. Естественно, будет очередная демонстрация на балаклавской набережной, где авторы и музыканты, веселясь, сами рассказывают, кто они есть и почему их надо слушать. Да и не только слушать, но и видеть. По балаклавской набережной идут веселые люди и несут плакаты: "Вся власть — поэтам!", "Любовь к авторской песне — признак хорошего вкуса", "Ударим песней по бездуховности!" или же "Каждому балаклавцу — фестивальную прописку". Массовое карнавальное шествие имеет глубокий философский смысл. Идут мэтры бардовской песни, которые известны, которые владеют умами многих слушателей, идут, смеются и призывают: давайте будем улыбаться, давайте оставаться людьми. Затем все поднимаются вверх к генуэзской крепости. Там проходит импровизированный митинг, участники фестиваля клянутся в верности Балаклаве и запускают в небо воздушные шары с записками-пожеланиями вернуться сюда снова.
— И главный смысл этой акции: кто к нам с песней придет, песней будет встречен, — говорит Андрей Соболев. — Балаклаву теперь по праву называют поэтической и музыкальной гаванью. Но наш фестиваль не балаклавский. Он — городской. Без лишней скромности скажу: в Украине нет другого фестиваля, который мог бы сравниться с нашим и по уровню исполнителей, и по организации. Тем более в жанре авторской песни. Нет другого песенного праздника, который бы длился неделю. В аудиториях "Балаклавских каникул" совершенно иная атмосфера. Все наши мероприятия — массовые, открытые. Это не камерный зал, где можно исповедаться, исполнять какие-то сакральные вещи. Обстановка здесь ближе к балагану, к улице, наши концерты соответствуют южной крымской атмосфере. При этом не понижается ни качество материала, ни его культурная составляющая. И вся тематика вертится вокруг истории города, вокруг патриотизма.
И в заключение небольшая статистика: за десять лет на "Балаклавские каникулы" из ближнего и дальнего зарубежья в Севастополь приезжали более 400 поэтов, песенников, исполнителей. За это время участники фестиваля исполнили более 5 тысяч песен на 25 площадках города. Аудитория зрителей за это время вместила более 50 тысяч человек. Нынешний фестиваль, безусловно, пополнит эту копилку.